«Православіє в Україні»
На портале «Православие в Украине» с января 2006 года существует рубрика «Вопросы священнику», которую ведет игумен Алипий (Светличный), настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.
Рубрика эта с первых дней своего основания пользуется большой популярностью: она одна из самых посещаемых, количество и разнообразие вопросов год от года не уменьшается, многие, получившие совет или утешение от батюшки, стремятся к нему в храм уже для личной беседы или на исповедь.
Многолетний опыт рубрики показал, что большинство вопросов-ответов касаются не только вопрошающих. То, о чем спрашивают, то, что волнует — симптоматично и для нашего времени, и для нашего общества, и для современной духовной жизни. Поэтому мы решили предложить вниманию читателей обзор тем, которые поднимаются в «Вопросах священнику».
Особенности богослужения, тонкости православной веры, пастырский взгляд на проблемы современного человека — ответы священнослужителя, уверены, не только будут интересны и информативны, но и помогут нам лишний раз взглянуть на себя со стороны: о чем мы спрашиваем, что нас интересует, на правильном ли мы пути в нашем стремлении следовать за Христом.
Итак, предлагаем обзор рубрики за период — июнь-июль 2011 года.
…о богослужении и Святом Евангелии
Часто читатели задают вопросы, касающиеся Святого Писания, подготовки к Святым Таинствам, особенностей богослужений и другого.
Прозвучали вопросы о том, приклонять ли голову на Литургии, когда призывают «оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните», о ком молиться во время диаконий с оглашением имен — о своих близких или о тех, чьи имена произносятся публично, и нужно ли становиться на колени, когда читается Святое Евангелие.
«Литургия оглашенных заканчивается призывом, чтобы оглашенные покинули храм, поскольку они не будут Причащаться. Причащаться могут только верные (т.е. крещённые), потому следующий отрезок службы именуется Литургией верных, — объясняет игумен Алипий. — Если Вы не Причащаетесь на Литургии, значит, причисляете себя к оглашенным, и Вам, по логике Богослужебного текста, стоит оставить дальнейшую службу, которая завершается Причастием как главным Таинством, ради которого мы и приходим на Литургию.
Во время диаконий с оглашением имён призывается вся Церковь молиться о них (т.е., о тех, кто нуждается в особой молитве), потому имена эти произносятся публично. Поминать своих близких стоит во время Проскомидии, которая обычно служится в алтаре во время чтения 3-го и 6-го Часов».
Что же касается того, становиться на колени или нет во время чтения Святого Евангелия, то, по словам отца Алипия, согласно Уставу Церкви, становиться на колени правильно только во время покаяния, но если в храме существует та или иная традиция, ее стоит соблюдать ради мира.
***
Также читатели задаются вопросом, почему большинство молитв являются «мужскими», а именно: «Почему в молитвах на сон грядущим есть такие слова «Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших…», а о матерях и сестрах не вспоминается… Подразумевается ли, что мы молимся и о сестрах, или нужно отдельно поминать?»
На это священник отвечает: «Дело в том, что в богословские и поэтические школы допускались лишь мужчины. Потому все молитвы, которые составлены в древности и потому авторитетны, написаны от имени мужчин, поскольку имеют святоотеческое происхождение. Ко всему прочему, они все использовались при богослужениях, и их произносил священник публично. А значит, он не мог их возглашать в ином роде обращения, кроме как в мужском.
Надо ещё учесть, что в древности храмы посещали в основном мужчины, а женщины были на хозяйстве. Это и наложило отпечаток на традицию.
Но в женских монастырях существовала практика переложения молитвословий с учётом того, что произносят молитвы женщины, хотя письменно это не закреплено, а делалось по умолчанию. Этот вопрос не раз желали обсуждать на соборах с тем, чтобы публиковать специальные молитвословы с обращением от лица женщин, но каждый раз прекращалось из-за того, что сами женщины не видели проблем, и игумении видных монастырей просили оставить практику в прежнем виде, ссылаясь на то, что у Бога нет ни женского, ни мужского пола, а любые изменения могут привести к нестроениям в обителях.
Что касается «отец и братьев», то это действительно универсальное понятие, как и Библейское выражение «путь отцев» (т.е. смерть), в который пошли и все женщины. Но лично я всегда добавляю «матерей и сестер», поскольку мне так удобно для восприятия. Тем более, что в греческих женских монастырях такая поправка узаконена».
***
Также возникают вопросы о таком явлении как старчество.
Например: «Смотрел фильм про о. Николая Гурьянова. Смутило то, что из фильма следует, что старец Николай почитал Григория Распутина, держал в кельи его образ и благословлял образом Распутина. Как к этому относиться? Насколько я знаю, отношение Церкви к личности Распутина как минимум не положительное. И история не дает поводов к восприятию жизни Распутина как благочестивого».
Отвечая на этот вопрос, отец Алипий отмечает: «Мне неоднократно пришлось встречаться с батюшкой Николаем ещё до ажиотажа вокруг его личности. Тогда можно было с ним просто беседовать, он был доступен. Отец Николай действительно был человеком весьма благочестивым и с даром прозорливости. Это мне явил он преизрядно. Но при этом он был сущим ребёнком. Готов был всех почитать святыми. Он даже думал, что Зоя Космодемьянская святая. Батюшка был уверен, что все архиереи — святые. Мне он, тогда ещё просто иноку, всегда руки целовал.
А потом старца окружили определённые личности, которые не только "наседали" на простеца, но и всячески навязывали своё мнение. К батюшке уже было невозможно попасть — не то, что поговорить. Так и появились эти видеокадры, где отец Николай благословляет самочиннописанной кем-то иконой с покойным Григорием Распутиным.
Батюшка был прост и благочестив, весьма доверчив. До сих пор вспоминаю его, и на сердце становится теплее. Но это не повод поступать антицерковно и почитать святым то, что Церковь таковым не признаёт».
***
Надо отметить, что среди прочих задают читатели и такие вопросы, ответы на которые можно самостоятельно найти в молитвослове, Псалтири, в множестве православных книг, выложенных в интернете, или просто задать на приходе. К примеру, нужно ли поститься перед Причастием, можно ли есть мясо, рыбу на Вознесение Господне, можно ли употреблять яблоки до Преображения Господнего и другие.
…о вере и суевериях
Значительная часть вопросов касаются связи церковной жизни с суевериями – от зажигания свечей до принятия Святых Таинств.
Причем стоит отметить, что в последнее время всякого рода суеверия обретают порой причудливые черты, то, чего не было еще сто лет назад, сегодня воспринимается с некой долей мистицизма.
Например, сейчас стала модной так называемая герантомания – поиск старцев для наставления на путь истинный, а по сути, вступление в добровольное духовное рабство. Боязнь ИНН вообще занимает отдельное место в среде околоцерковных суеверий. Технофобия (чрезмерная боязнь технологий) тоже является одним из предрассудков, о чем находим в рубрике «Вопросы священнику».
Кроме перечисленного находим здесь еще и такие суеверия: говорят, что подле святынь можно не только исцелиться, но и набраться болезней, бесов от людей, которые специально что-то подкладывают возле мощей и икон; дети, рожденные в великие православные праздники, — греховные дети, имеют тяжелую судьбу и несчастны; если повернуться к алтарю спиной, то можно очень сильно заболеть, и другие.
На что отец Алипий советует одно: «Если верить, то действительно можно подхватить какую-нибудь гадость. И даже люди при этом не будут виноваты, но диавол сделает так, что будете уверены, что именно та «жіночка поробила» или тот монах зыркнул… Все по Вашей вере!»
***
Поднимается читателями и следующий вопрос, с которым, наверное, сталкивались многие. В частности, почему во время колокольного звона множество людей подходит к колоколу, расположенному возле Большой лаврской колокольни в Киево-Печерской Лавре, и прикладываются к нему. Причем, такое можно видеть не только в Киево-Печерской Лавре, но и в других храмах и монастырях.
Как объясняет отец Алипий, это «суеверие идёт из Почаевской Лавры. Там на колокольне почитается большой колокол как некая священная личность: его украшают, ему молятся, прикладываются к нему, считают его чудотворным и исцеляющим. Это непомерное благоговение перед всем большим ярким и громким испытывают суеверные люди и невольно им заражают неопытных в христианстве».
…о сектантстве и иноверии
Вопросов, относящихся к этой подгруппе, не так много в рубрике, однако и они имеют место. Причем, авторы вопросов пишут о настойчивости, агрессивности сектантов, которые навязчиво пытаются навязать свое ложное мнение о Церкви и Господе. И зачастую спрашивают совета, как переубедить сектантов, что их путь ложный, как быть, если близкий человек стал членом некоей секты.
К примеру: «1. Як доказати, що зображення на іконах Бога-Отця є правильним? Хто і де бачив цей Образ? 2. Де і коли було встановлено святкувати неділю замість суботи? Сектанти посилаються на те, що в Діяннях Апостолів написано, що перші християни в суботу відпочивали (на жаль, не пам’ятаю точного місця). Що їм (сектантам) треба на це сказати? 3. Чув від сектантки вислів, що в Біблії написано, що ніякий демон не визнає прихід Бога у плоті. Проте це звучить дивно навіть з їхньої точки зору, адже існує стільки релігій, які визнають цю істину, але проповідують єресь. Як пояснити цей вислів?»
Отец Алипий комментирует, какие доводы в данных случаях нужно приводить сектантам, и поясняет, стоит ли вообще вести с ними дискуссию. «Взагалі, я не рекомендую Вам зв’язувати себе суперечками з сектантами, бо вони, як і божевільні, вміють запевнювати з силою фанатизму, — наставляет священнослужитель. — І вміють посилатися на Святе Письмо, тримаючись літери, ігноруючи сам дух Біблії.
Отже: 1. Бога Отця зображувати категорично не можна. Бо Отця ніхто, окрім Сина, не бачив. Тому на іконах можна зображати лише втілене Слово — Іісуса Христа. Про це говорить і висновок Стоглавого собору. Вигадані зображення походять з Заходу, тобто, мають католицьку традицію. Православні мають цуратися цього нововведення.
2. Неділя оглошена була Апостольським правилом днем Господнім. У греків цей день і досі так називається: «Господень». У росіян «Воскресение» чи «Воскресный день». І перші християни збиралися саме у цей день на свої Евхаристичні зібрання, бо цього дня не тільки Христос воскрес, але й відбулося з’явлення Господа зібранню Апостолів, коли Фома, побачивши рани Господні, сповідав Його Богом. Цього ж дня сталося зішестя Святого Духа на Апостолів, і народилася Церква.
Перші християни, які походили з іудейського звичая, трималися суботи, за традицією іудейською, тобто, відпочивали. А оскільки цього дня було зібрання в синагогах, то й ці першохристияни йшли до синагог, а на наступний день (у Неділю) мали окреме зібрання з Причастям. Так само, як ті, хто походив із римської традиції чи єгипетської, трималися багато в чому звичаїв поганських, але накладали на них уже інший зміст — християнський. Це було логічно, оскільки Християнство лише тільки формувалося у своїх особливостях. Навіть сьогодні Християнські традиції продовжують збагачуватись.
Субота Церквою не відмінялася як священий день спокою (Богослужбовий статут це підкреслює). Але Неділя за змістом стала вищою. Тож, сектанти кажуть неправду про Церкву.
3. У Святому Письмі ці слова звучать інакше: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист» (2 Послання ап.Іоанна гл.1 ст.7), і також «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Послання ап. Іоанна гл.4, ст.3).
Тож дуже цікавим є випробування Ваших опонентів у дусі цього висказування: якщо Бог втілився у плоть, то чи став Він зображувальним? Тобто, чи можна писати ікони з зображенням Христа і почитати їх у зв’язку з тим, що на них зображено саме Господа? Якщо ні, то тоді де їхня віра в те, що Бог втілився? Адже, якщо втілився, то може бути зображеним. А віра без справ мертва, згідно з Апостолом. Моїсею заборонено було зображати Того, Хто не міг бути зображеним через те, що не з’являвся. То хай заявлять про свою віру почитанням святих ікон Бога у плоті.
От Вам і "козир" у руки: хапайте тих, хто волає "Тримай злодія!", а в самих крадені капелюхи».
***
В рамках интереса к сектоведению находим и следующий вопрос, требующий исторического истолкования: «Известны ли Вам исторические примеры, когда создавались абсурдные "культы" с целью дискредитации подлинных сект. Наподобие того, как профессор Жан Батист Перес "доказал" что Наполеон — никогда реально не существовавший символ солнца, высмеивая методики "доказательства" того, что Христос — лицо мифологическое».
В комментарии игумена Алипия читаем: «"Абсурд"- латинское сочетание "ad surdum", означает "от глухого". И в философии предполагает ситуацию неразрешимого характера, которая заводит в тупик. В народе так называют любую нелепицу. Абсурдными понятиями широко пользовались античные философы в борьбе с предрассудками.
Точно так же они были успешны в борьбе против Христианства. Но не менее убедительны в этом споре были апологеты Христианства, пользуясь абсурдно-ироническими примерами.
Мы видим, что иногда абсурд играл положительную роль в плане доказательств, а подчас ставил перед проблемой, в которой было трудно разобраться.
Жан Батист Перес использовал абсурдность для того, чтобы с иронией обличить другую абсурдность. Но при этом культ он не создал, поскольку предприятие его носило с начала шуточный характер.
Но, к сожалению, мы встречаем культы абсурдные в истории Христианства. Например, некоторые старообрядческие течения (согласия), или последователей преподобного Серафима Саровского, которого они почитали Богом. То же наблюдалось по отношению к Иоанну Кронштадскому, старцу Леонтию Волынскому. Абсурдность культов заключалась, прежде всего, в том, что сами эти подвижники были верными служителями истинного Бога! И никогда не давали повод себя почитать воплощением Бога на земле.
Не менее абсурдным есть нынешний культ "богородичников" и "воскрешающая русь". Здесь явный пример религиозного абсурда. Первоначально как умышленный религиозный абсурд создавались и движения "раселитов", вылившееся в иеговизм, и религия Хаббарда, известная как Саентология».
***
Поднимались и вопросы, касающиеся иноверных или тех, кто находится в расколе. К примеру, у читателей возникли вопросы о том, нужно ли креститься, заходя в храмы других конфессий или храмы «раскольников», где находятся святые мощи угодников Божиих, и можно ли молиться там.
На что отец Алипий отвечает, что к святыням, которые находятся в иноверных церквях, нужно подходить с набожностью и молитвой, но отдельно от иноверных. Если же церковь освящена до раскола, то можно в нее заходить с крестным знамением, помня, что там есть святой Ангел.
…о жизни В и ВНЕ Церкви
Находим и такие вопросы, которые по своей сути являются лишь нападками на священнослужителя с целью «разоблачить» тех, кто находится в истинной Церкви, и оправдать себя за то, что они вне Святой Церкви.
Из разряда таковых читаем: «А не страшно сейчас быть священником? Мне кажется, не было ещё такого объёма позора на совести Православной Церкви, как сейчас. А, может, и был, не зря же Бог попустил Октябрьскую революцию... Найдётся среди вас, монахов, хотя бы один мужчина, желающий встать на защиту чести Бога и защиту жизни своего народа или так и будете поливать грязью имя Господне? Мне жаль людей, которые из-за «толстопузых кириллов» никогда не станут верующими. Сатана не столь успешен против Бога и людей, как вы, потому что ему руки связаны, а вам... нам и нашим детям не привыкать умирать от рук бандитов, мы не первые и не последние, кто сойдёт с ума или умрёт голодной смертью. Но за Бога обидно. Вы тоже не первые и не последние, кто именем Бога прикрывает банальный геноцид».
Игумен Алипий поясняет: «Господи, благослови! Вообще-то, Светлана, приятно, что Вы стали на защиту Бога, и что Вам "обидно" за Бога. Но Вы явно горячитесь с фразой "нам и нашим детям не привыкать умирать от рук бандитов, мы не первые и не последние, кто сойдёт с ума или умрёт голодной смертью". Это когда же Вы лично и Ваши дети умирали от рук бандитов в последний раз? И потом, явно погорячились Патриарха Кирилла называть «толстопузым». Если бы Вы хоть раз его видели, то обратили бы внимание, что он для своих почтенных лет весьма строен, поскольку аскетичен в пище и всегда пребывает в работе.
Вам жаль людей, которые из-за "толстопузых кириллов" никогда не станут верующими… Мне их тоже жаль. Но, увы! Такие не станут верующими и от "худосочных кириллов", и от "нищенствующих монахов", которыми побрезгуют; и от того, что в храмах бедно или богато; и от того, что там много бомжей или слишком много интеллигенции; или потому, что там собираются одни блудники и мытари; или их не устроят простолюдины и философы и прочее. Это люди, которые ищут повод там, где можно найти повод, чтобы не быть в Церкви Христовой.
Но зря Вы так стенаете: сколько бы ни открывали сегодня храмов, они не пустуют, заполняются. Почему? Потому что, в отличие от Вас, люди видят Бога. И они знают, что Христос основал одну единственную Церковь, носительницу истины. А в ней могут быть как достойные, так и недостойные священники, но каждый из них, как и каждый человек, в глазах Божиих — священная надежда.
Светлана, неужели Вы думаете, что прихожане — тупые фанатики, которые ничего не видят? Видят прекрасно, что есть в среде духовенства люди порочные, эгоистичные. Но пока эти священники в Церкви и несут Слово Божие, люди вместе с Богом продолжают терпеть и надеяться, что всё устроится во благо и спасение.
Ну и потом, газетчики замечают у священников лишь "мерседесы", но это только у сущей единицы! А абсолютное количество духовенства живёт слишком скромно. Я уже не раз писал (без лукавства!), что мы с отцом Сергием, будучи городскими священниками, получаем жалование по 1230 гривен. И в месяц ещё бывает, что жертвуют нам на требы до 600-800 гривен, хотя не всегда. Можем ли мы с моим вторым собратом по служению купить «мерседес»? Конечно, нет! Более того, скажу Вам, что никто из священников за пожертвования прихожан не смог бы этого сделать. Даже из духовенства больших соборов. По простой причине: чем больше собор, тем значительней растраты на его содержание и на большой клир для его жизни.
А представьте себе, сколь нищенский доход у сельского священника! А их — абсолютное большинство! Это люди, которые не могут себе позволить лишний раз приехать в город, поскольку на автобус нет денег — детей надо кормить. Назвать их толстопузыми (хотя многие из них тучные не от сытной жизни!) язык не поворачивается. Но подвиг их велик, поскольку на них лежит миссия рядом с терпением о невежестве народном.
Откуда, спросите, все эти «мерседесы»? Только от личных пожертвований меценатов. У некоторых священников зажиточные духовные чада, которые берут на себя естественные обязательства содержать полюбившегося батюшку и его семью.
Мне приходилось несколько раз бывать свидетелем, как поздравляют Патриарха Кирилла. К нему стоит очередь из бизнесменов и политиков. Они жмутся в тесной приёмной Патриархии. У многих из них в руках гигантские букеты цветов. А во дворе и по Чистому переулку расставлены в подарок «мерседесы», драгоценные картины, статуи. Помощники их держат в руках коробки с драгоценными вазами и шкатулками, часами, многоценными наборами панагий, жезлов, митр. Каждый почитает за честь на секунду войти в кабинет Святейшего Владыки, чтобы вручить этот подарок или передать документы на машину.
Что даритель будет от этого иметь? — ровным счётом ничего в ответ. Но получить благословение Святейшего и услышать несколько слов приветствия для него — высшее состояние радости. И только это толкает его на поиски невообразимого подарка.
Нужны ли Патриарху эти кучи автомобилей разного класса, серебряные статуи, наручные и настольные, накаминные и проч. часы, картины, которые некуда девать, и горы корзин с цветами? Он за всю жизнь ими не воспользуется и не сможет от них избавиться, поскольку каждый даритель ревностно следит, как его подарком распорядились.
Потому расставляются машины по монастырям, картины — по патриархийным запасникам, скульптуры по всем углам и проч. Иногда подарки бывают до нельзя курьёзные, но по-барски дорогущие! Например, могут подарить Патриарху дом в каком-нибудь заповеднике, до которого тот никогда не доберётся! И что с ним делать? А человек подарил...
Знаете, я сам живу очень скромно. У меня нет богатых дарителей. На жизнь зарабатываю обычной работой (жалование священника не хватило бы, поскольку воспитываю ещё троих приемных детей — один скоро сам пойдёт работать, будет легче). Езжу на работу в обычном городском транспорте (всегда в подряснике). Покупаю в обычном магазине еду и необходимое для жизни моей и детей. И знаю, что абсолютное количество священников поступают также. И никак не завидую собратьям, которые живут богаче.
Меня устраивает то, что мне дал Бог. Я Ему за это служу и благодарю Его, зная главное: впереди вечность. А сегодня всё быстро пройдёт. И я уже старею, дети растут. Материальное теперь — для них. Хоть они мне и не родные, а они — даст Бог — меня переживут. Я же могу оставить после себя только храм с прихожанами и этих детей, которых мне послал Господь. А ещё тех, кому Бог благословил мне помочь.
Был бы у меня «мерседес», вряд ли бы это изменило во мне главное: я — Христов. Уверен, что большинство священников ходят в этой мысли. А иначе — незачем было бы идти на поприще служителя Христа всегда гонимого».
…о семье
Примечательно, что значительная часть вопросов — о современной православной семье, воспитании детей, отношениях с родителями. Причем, часто обращаются дети, у которых возникают конфликты с матерями, или они не знают, как вести себя, если отец обижает маму, и др.
Например, читатели замечают, что их 2-летний ребенок очень вспыльчив, «увидит меньшего себя — кошку, собаку, муху — сразу кричит на них, бьет, пока те не убегут; с детьми другими играется, пока ему нравится, а потом может подраться». Родители причащают ребенка, но это неадекватное, по их словам, поведение пугает, поэтому они обращаются за советом в воспитании к священнослужителю.
«Смогу ли бы быть советчиком по вашему ребёнку? – отвечает он. — Не бывает универсального совета в воспитании. Вы сами должны видеть, как поступать в том или ином случае. Хорошо, что вы видите недостаток. Значит, ищите, как исправить. И помните, что ребёнок до 3 лет, а иногда и до 4-х видит то, что взрослые не могут видеть — духов. Отсюда бывает не совсем адекватное, с точки зрения взрослых, поведение ребёнка».
***
Находим и вопрос о желании женщины уйти в монастырь и оставить семью — мужа и дочку (18 лет), что сегодня встречается нередко.
«Я могу развестись с мужем и поступить в монастырь (муж неверующий и он против ухода). Как мне поступить?», — спрашивает она.
«В таких случаях следует обращаться за рассуждением к местному архиерею, — советует о. Алипий. — Но обычно епископы не благословляют оставлять супруга, чтобы он не впал в блуд, как на то указывает Апостол».
***
Также читатели поднимают такие актуальные сегодня проблемы для современной семьи, как искусственное оплодотворение, «кесарево сечение», аборты.
«…Врачи говорят, что больше беременеть нельзя (возраст, рубцы от предыдущих операций), может отразиться на здоровье и жизни будущих детей и матери. Предлагают "перевязать трубы". Как правильно поступить: в дальнейшем отказываться от близости или возможно прислушаться к рекомендациям врачей?», — обращается за советом и просьбами молитв к отцу Алипию читатель.
«В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" — важном документе, где Церковь рассматривает своё отношение ко многим современным проблемам, говорится о том, что в случае прямой угрозы жизни матери допускается даже аборт, — отмечает он. — То же, что предлагают сделать вашей супруге, является видом контрацепции. И потому, если дальнейшие роды могут нанести непоправимый вред здоровью супруги, Церковь усматривает в вынужденном действии врачей не злоумышление против будущего ребёнка, а заботу о жизни и здоровье матери троих детей. А потому не вменяет это в грех».
***
В последнее время также остро стоит проблема бесплодия, поэтому многие семьи задаются вопросом: можно ли прибегать к искусственному оплодотворению, разрешает ли Церковь вспомогательную репродуктивную технологию, которая "материалом" мужа оплодотворит одну яйцеклетку жены, и гибели эмбрионов не будет.
На это отец Алипий приводит слова Святейшего Патриарха Кирилла, который высказал мысль, что «хотя и нежелательно прибегать к искусственному оплодотворению, но если такое необходимо, то ни в коем случае мужское семя не должно быть чужого мужчины, т.е., сперматозоиды мужа допускаются для подобной операции».
***
Звучат и такие вопросы, которые явно нуждаются не столько в ответах священника, как в диалоге. Причем автор, что он сам подчеркивает, остается при своем мнении.
К примеру, вопрос о том, почему Православная Церковь разрешает венчание вторым браком? Получив ответ — «Чин Вінчання другим шлюбом існує лише для вдівців. Що стосується розлучень, то Церква не дає розлучення. Але вимушена константувати, що люди зруйнували свій шлюб. Тоді, за рішенням Священного Синоду ще 19 ст., архієрей може поблагословити інший брак, але невинній у цьому розлученні стороні. Робиться це від чоловіколюбної природи Церкви, яка, за словами апостола Павла, дозволяє чоловікам і жінкам не залишатися одинаками, вважаючи тих, хто став ініціаторами розлучення, наче померлими (тому їм не дозволяється другий шлюб) в силу їх злочину проти Божих законів. Тому чоловік чи жінка, що вимушені були опинитися розлученими не з своєї вини, як вдівці можуть одружитися вдруге», — автор продолжает рассуждать, что «слова Христа прямі: друге одруження — гріх перелюбу, — я думаю, не потрібно вінчати людей вдруге».
***
Звучат часто вопросы, основывающиеся на суевериях: разрешает ли Церковь венчаться тем, кто были свидетелями на свадьбе, вступать в брак крестным родителям, крестникам быть свидетелями у крестных родителей и прочее.
Но среди подобных вопросов возникает, к примеру, и такой: «Чи можна чотириюрідному брату з сестрою, розведеним зі своїми сім’ями, брати шлюб?», — который предполагает однозначный ответ: «Про одруження розведених можна сказати, що це перелюбство. А отже Церква цього не вітає».
…о болезнях, страстях, грехах
Что такое кликушество — беснование или нервное расстройство? Как быть, если приятельница утверждает, что на нее навела порчу ее бывшая подруга, и теперь на вычитках орет всякие гадости и угрозы? Считается ли грехом знакомиться через интернет или за богослужением в храме? Почему люди становятся жертвами террористических взрывов? Можно ли говорить людям в болезни, которые некогда поносили Церковь, что это их Господь наказывает? Эти и другие вопросы возникают у наших читателей.
Приведем ответы только на некоторые из них.
«Кликушами, или икотницами, на Руси называют женщин (мужчины практически никогда этим не болеют), которые "выкликают" имена виновников своего болезненного состояния, — комментирует игумен Алипий. — Это, безусловно, нервное расстройство, которое возникает от самовнушения либо от сильного стресса. Обычно кликуши близки к состоянию эпилепсии и само кликушество является предвозвестником этого тяжёлого заболевания. Потому они готовы обвинять людей в своём состоянии с параноидальной настойчивостью.
Кликушество не просто заболевание, оно всегда рядом с беснованием. Женщина не всегда замечает, как предаётся в лапы демонских сил. Первым признаком есть их настойчивая клевета на человека, которого все начинают ненавидеть, подозревая в колдовстве. Это — цель козней лукавого.
Таких людей стоит поддерживать, привносить в их жизнь оптимизм, не давать замыкаться на себе. Очень хорошо с такими людьми паломничать, но не узким кругом, а в компании не менее 5 человек. Полезно им окунаться в благодатные источники и вообще принимать ежедневно холодный душ. Вода — не только образ очищения, но в ней есть сила, помогающая приводить в порядок духовный мир. Человек, как известно, состоит до 80% из воды. И соприкосновение с водой для него благотворно. Холодная вода, давно замечено, приводит в сознание, даёт отток крови от воспалённого мозга. Пить освящённую воду бывает особенно полезно».
***
Что касается вопроса о наказании, которое несут в этой жизни люди, хулившие Церковь, то действительно, далеко не все, кто творил гонения, были несчастны в земном бытии — говорит священнослужитель. Для этого достаточно вспомнить небезызвестного императора Диоклетиана, который провел остаток своей жизни в спокойствии и радости. Но, в то же время, был одним из самых жестоких гонителей христиан.
Не менее интересным примером может быть Каганович, который разрушил храм Христа Спасителя и еще сотни церквей и монастырей, но не имел хлопот ни со здоровьем, ни с семьей, дожил до ста лет в достатке. Единственной для него неприятностью, по словам о. Алипия, стало то, что он дожил до возрождения Церкви Христовой и начала отстройства храма Христа Спасителя.
И наоборот, часто набожные люди становятся страждущими. Поэтому, повторяет священнослужитель, на все есть воля Божья, что нам неподвластна.
***
Задаются, в том числе, довольно странные (например, «можно ли носить галстук на богослужение в церковь?») вопросы.
Судите сами: «Напишіть, будь ласка, як слід проводити суботу та неділю, що робити, а що - ні? При цьому, добрих справ від мене ніде не вимагається, то як ще проводити час, крім відвідування служб у церкві? Правда, що православним християнам не можна: жартувати, сміятись; танцювати, дивитись художні фільми, ТБ і читати худ. Літературу; слухати нецерковну музику, співати нецерковні пісні; грати в різні ігри; коритуватись косметикою, навіть прозорим блиском для губ, стригти волосся, залишаючи його некоротким, підрівнювати; носити жіночі штани (у т.ч. піжаму, спортивне, використовувати стару чоловічу сорочку як робу, спецодяг); спати вдень; відвідувати театри, кінотеатри, виставки, фестивалі, концерти; віддавати день відпочинку; прагнути покращити свій життєвий рівень, старатись багато заробляти, в т.ч. і на добрі справи; витрачатись на новий одяг, коли це ще не крайня необхідність??? Напишіть будь ласка, не узагальнюючи. Спасибі».
Не получив того «не узагальнюючого» ответа от священнослужителя, читательница продолжает: «Я дуже хочу бути з Богом, та як мені житии, особливо в суботу і неділю, не розумію. Уявляєте, як важко?.. Вибачте, що все так знову наплутано. Пишу, як серце каже, бо в голові вже якесь страхіття робиться».
На это отец Алипий так и говорит: «Ну, що за дурниці: сидіти оце священику і перелічувати, що Вам треба робити у суботу та неділю?! Чи в Вас самої розуму для цього немає?.. Невже не зрозуміло, що людина має жити вільно і чинити у волі, але заради слави Божої? От і чиніть по правді і совісті так, щоб ім’я Боже було Вами прославлено, а не сплюндровано бажанням перетворити життя у Церкві на ходіння за інструкцією…»
***
Как видим из обзора рубрики «Вопросы священнику», часто читатели в сети обращаются к священнослужителю с вопросами, ответы на которые вполне могут найти самостоятельно во множестве православных книг, выложенных в интернете, или просто задать у себя на приходе. Также множество вопросов повторяются, основываются на суевериях или являются лишь нападками на тех, кто служит Святой Церкви.
Но, все же, что немаловажно, в основном читателей интересуют вопросы, касающиеся жизни в Церкви, веры в Бога, особенностей богослужения, подготовки к Святым Таинствам, покаяния в грехах, поклонения святыням, проблем, которые возникают в современной православной семье, и другого.
P.S. По техническим причинам «Вопросы священнику» до сих пор размещается на старой версии сайта, но редакция работает над ее переносом и обновлением на новой версии портала.
Подготовила Ольга Мамона