Сошествие во ад. Жизнь и смерть Бога

02:08, 14 квітня 2012
0 0

Нескучный сад

Заметка диакона Августина Соколовски, доктора Фрибургского университета и преподавателя Киевской Духовной Академии посвящена сошествию Спасителя во ад и теме смерти Бога.

«Бог умер, мы убили его». Эти слова немецкого философа Фридриха Ницше, начавшие собой новую эпоху в истории человечества, несут в себе глубокую правду. Бог уходит из мира, уходит из человеческого сердца, уходит из общества, если он превращается в идола. Превращенный в идола Бог становится синонимом, заменяющим своим именем любое другое понятие. Возвращенное на свое место, это понятие вытесняет Бога.

В течение столетий многие видели в Боге, в вере в Него, гаранта стабильности общества. После того, как стабильность была достигнута, Бог сделался не необходимым. Многие полагали, что Бог является средством сдерживания негативных сил в самом человеке. Всем знакомы слова Достоевского: «Если Бога нет - то все позволено». Общество, человечество, достигшее благополучия, научившееся контролировать себя, более не нуждается в Боге. Бог становится синонимом благополучия, синонимом добропорядочного поведения, синонимом социальной и любой иной стабильности. Так Он превращается в идола и перестает существовать.

Восприятие Бога, Живого Бога библейской традиции по необходимости является смысловой целью всякого человеческого дыхания. Однако, оно невозможно без правильного взгляда на Бога. Каждый призван к тому, чтобы проверять себя, вдумываться и вглядываться в глубину своих помышлений, задавать себе вопрос о том, кто для меня Бог? Не является ли Он всего лишь средством преодоления страхов здесь и сейчас, или же преодоления страхов перед непонятным будущим.

Восприятие Бога, правильное отношение к Богу невозможно без правильного и адекватного отношения к ближнему. К ближнему и дальнему. Человек - предстоящий нам, человек стоящий рядом с нами, это человек, в своей беззащитности раскрывающийся нам навстречу. Это человек - несущий в себе предельную хрупкость и безобидность, человек, который может умереть потому, что у него нет нужной таблетки. Фридрих Ницше, человек и философ, провозгласивший смерть Бога, неизлечимо заболел и умер в результате болезни, когда увидел, как хозяин жестоко избивает лошадь.

Христианство по замыслу своему призвано возвещать миру весть о Живом, никогда не умирающем бессмертном Боге, Боге, который делает потухшие человеческие сердца и жизни живыми, наполняет их силой, светом и славой, которые принадлежат Ему Одному, но которые Он отдает миру без остатка. Свидетельство наше и свидетельство Церкви будет подлинным только тогда, когда оно будет видимым. Только тогда мир сможет понять, принять и воспринять слова о том, что Бог жив и Он делает нас живыми

Ад как доказательство

Согласно библейскому слову, в мире существует только одна организация, во всеуслышание говорящая о своей вечности. Имя ей – ад. Размышлению об аде посвящено значительное число богослужебных текстов, как первой, так и завершающей недели Великого поста.

В Каноне Андрея Критского нам встречаются тексты, говорящие об аде. Об аде, как следствии свободы, ставшей несвободой, и приобретшей всемогущество. Всемогущество, которое разрушает.

Слово об аде - это доказательство подлинности творения, неподменяемости истории. Это слово, подтверждающее, что всякое действие, всякое размышление, всякая причина имеют свое следствие. Это слово о том, что мир, предстоящий нам, не иллюзия, а реальность, которая стремится к завершению, и которая, в следствие греха, стала носителем саморазрушения.

Слово об аде парадоксальным образом делает свободу реальностью, делает свободу свободой, потому, что, по слову Отцов Церкви, настоящая свобода заключается не в способности выбрать между добром и злом, а в неспособности совершать зло. Именно поэтому мы и говорим, что Господь наш Иисус Христос был подлинно свободным Человеком. Слово об аде является, вопреки представлению о большинстве церковных догматов, не словом веры, но словом знания. Мы не веруем в ад, мы знаем о нем. Современность преподносит нам знание об аде в неожиданной перспективе.

Один из мыслителей 20го века, французский философ Жан Поль Сартр, которого по праву можно считать одним из отцов современного западного мира и цивилизации, произнес такие слова: «Ад - это другие». Так ад раскрывается в перспективе нежелания знать о нем, становится реальностью там, где, как кажется, от него можно отказаться. Неслучайно, современное миросознание, современная психология, часто говорят о невозможности всякого подлинного взаимного восприятия людей. То, что некогда называлось любовью, симпатией, искренностью, дружбой, является всего лишь способом прикрыть тот мир одиночества, то неприятие других и другого, которое живет в глубине человека.

Ад это реальность не веры, но реальность знания. Каждый из нас богат опытом ада, каждый из нас вполне может поделиться знанием о нем. Ребенок, заблудившийся в лесу, человек, оставшийся наедине с умершим… Что пугает их? Ведь рядом нет никого. И это «нет никого» является подлинным переживанием ада.

Слово Библии, размышление об аде в библейской перспективе, говорит нам о сошествии Господа Иисуса в ад. О сошествии Господа Иисуса в ад говорит и один из древнейших символов веры, Апостольский Символ, который словами общины говорит о том, что Господь сошел в ад.

Библейское слово об аде, о том, что человека ожидает после жизни, различается по своему содержанию в Ветхом и Новом Завете. Ветхий завет не говорит нам практически ничего о вечной участи человека, не говорит ничего о жизни после жизни. Согласно ветхозаветному библейскому представлению, всякого по смерти ожидает Шеол. Шеол - это место, в котором существование становится несуществованием. Это место, которое мифология называла Царством Теней.

Христос восходящий на Крест, терпящий смерть на Кресте, нисходит в ад, нисходит туда, где существования больше нет. Где остается или осталась только тень тени человека. Сошествие во ад Христово видимо прослеживается в его Крестном Подвиге, о котором свидетельствует вера Церкви, свидетельствует священное Писание, и свидетельствует жизнь Литургии в Церкви, когда мы вспоминаем о Его крестных страданиях. Молитвенный возглас Христа на Кресте «Боже мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) является подлинным переживанием ада, подлинным переживанием оставленности, воспринятой Господом на Себя.

Христос сходит в ад и избавляет из царствия одиночества тех, кто там находится. Так слово об аде для нас перестает быть словом знания, но преображается и делается словом веры. Словом веры, говорящей о том, что ад может быть преодолен. О том, что для каждого из нас по достижении того рубежа, где, как кажется, более нет ничего, и, что самое страшное, никого, нас ожидает Тот, Кто победил ад.

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter