В Николо-Васильевском монастыре почтили память схиархимандрита Зосимы

15:42, 31 серпня 2011
0 0

Он был истинным старцем

29 августа — день одновременно и радостный, и грустный для Свято-Успенской Николо-Васильевской обители. В светлый праздник Успения Богородицы девять лет назад отошел ко Господу наместник обители — схиархимандрит Зосима (Сокура), память которого почтили в понедельник, 29 августа, за Божественной Литургией во Всесвятском храме обители.

Торжественное богослужение в монастыре возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в сослужении викария Донецкой епархии, епископа Макеевского Варнавы, епископа Приморского и Бердянского Елисея, а также духовенства епархии. Оба архиерея обратились к прихожанам с пастырским словом, вспоминая о тех великих милостях, которые происходят по молитвам к Божьей Матери.

«Даже если Закон не позволяет греху человека получить прощение, он все равно, по ходатайству Богородицы, будет помилован, — отметил епископ Варнава. — Схиархимандрит Зосима очень почитал и любил Матерь Божью, праздник Успения имел для него особое значение. И промысел Божий был таков — наместник преставился в этот светлый день».

В своем архипастырском обращении митрополит Иларион вспомнил необычайную доброту отца Зосимы. А также о тех временах, когда появилась возможность разделить насельников женской и мужской обители, позволить им жить обособленно друг от друга: «Братия стала просить наместника не отделять монахов от родной обители, и отец Зосима не мог не откликнуться на их просьбы».

Богослужение завершилось Крестным ходом, который последовал к часовне, где захоронен схиархимандрит Зосима. Там состоялась панихида по завершении которой все братья и сестры во Христе были приглашены вкусить поминальной трапезы.

Те, кто знал отца Зосиму при жизни, отмечают, что он был истинным старцем, обладающим даром прозорливости. Он обещал молиться о нас, немощных и грешных, заповедал приходить к нему со своими горестями и невзгодами, даже когда его не будет в живых. Отец Зосима утверждал, что и после смерти своей он будет помогать и поддерживать каждого, кто попросит его об этом. И люди приходят. Вот уже девять лет они просят совета у старца и получают ответ на свои молитвы.

***

Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986-м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика.

Позже духовные чада батюшки вспоминали, что и в Никольское отца Зосиму загнали, чтобы люди просто не имели возможности к нему доехать: прямой транспорт в село не ходил, проходящего тоже не было. Но вопреки всем препонам люди дорогу к отцу Зосиме находили...

Решение об основании в Никольском двух монастырей, мужского и женского, батюшка принял после клинической смерти, в 1998-м году. Получив благословение правящего архиерея, отец Зосима принялся за работу.

Идеалом монашеского устроения (монашества по духу, а не по одежде) для батюшки была Оптина пустынь на рубеже XIX-XX веков: «…Воспитываю в них дух Оптиной пустыни, дух любви, дух гостеприимства, дух приветливости — вот что постоянно воспитываю я в них. Примется ли это мое воспитание, от их сердец уже зависит. Дай, Господи, чтоб дух любви оптинских великих старцев XIX века сопутствовал и нашей юной святой обители, чтоб и вы здесь находили все утешение, поддержку, радость и силы духовные здесь почерпали для дальнейшего несения своего жизненного креста, во славу Божию». Эти заветы батюшки хранят в обители и поныне.

Пресвятая Богородица всегда считалась покровительницей нашего Отечества. А Успенские храмы были главными в большей части русских монастырей. Есть Успенский собор — точная копия Кремлевского — и в Никольском монастыре: он воздвигнут по благословению батюшки уже после его смерти.

Для монахов весь их земной жизненный путь есть ни что иное как путь к смерти, подготовка к переходу в вечность — подготовка к встрече с Господом. Монах - человек, умирающий для мира в воскресение будущей жизни. И Успение Пресвятой Богородицы для него — это второе свидетельство о бессмертии после Воскресения Спасителя.

Может быть, поэтому Успение Пресвятой Богородицы батюшка почитал вторым, после Пасхи, праздником — второй Пасхой. В эти дни необыкновенно богато украшалась Плащаница и храм, всегда свежими цветами. И всегда в течение трех дней матушки обновляли эти цветы, чтобы они постоянно были яркими и благоухающими.

…За два дня до Успения Божией Матери батюшку Зосиму увезли в реанимацию. Уезжая из обители, отец Зосима подробно рассказал братии, как поставить сень Пресвятой Богородице, где должен стоять его гроб. Сказал, что приедет к началу Литургии…

В больнице батюшка очень переживал, как бы ему не испортить братиям и сестрам праздник Успения. Так он и умер: не в сам праздник, когда подобает радоваться, а на Погребение Матери Божией, когда подобает плакать.

Девять лет прошло, как отошел ко Господу отец Зосима, но по-прежнему люди спешат в обитель к старцу…

Господи, упокой душу усопшего раба Твоего схиархимандрита Зосиму!

По материалам сайта «Донбасс Православный»

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter