Конференция Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии, Украина 28-29 марта 2011.
Вне всякого сомнения, мы должны занять четкую позицию против насилия и нетерпимости в любой дискуссии относительно борьбы с ненавистью и экстремизмом.
Долгое время мы систематически выслушивали, что религия является либо корнем проблемы насилия, либо частью этой проблемы. Мы не можем игнорировать тот факт, что некоторые последователи трех основных монотеистических религий облекали свои акты насилия в одежды религиозных принципов. Это должно быть поводом для признания и покаяния.
Мы собрались на этой конференции послушать друг друга. В течение этой конференции и прочих выступавшие совершенно справедливо напоминали нам, что использовать эти традиции для оправдания актов насилия и терроризма - это искажение основных принципов иудаизма, христианства и ислама, и что осудить насилие резко и без колебаний - это долг тех, кто понимает религию как орудие мира. Мы призваны учить и проповедовать, чтобы верные наших традиций ясно понимали роль религии в построении справедливого и длительного мира во всем мире.
В деле сопротивления насилию и содействия ненасилию и мирному сосуществованию, роль религиозных лидеров, особенно священства, является решающей. Мы не считаем, что священнослужители должны вести себя как политики, у них другие, не менее серьезные нравственные, богословские и пастырские задачи. Но мы считаем, что также как и политики должны быть сформированы нравственными принципами своей религиозной традиции, точно также религиозные деятели играют роль в воспитании приходов и общин в духе ответственного гражданства. Эта роль проявляется на самом низовом уровне путем объяснения нашим общинам и широкой общественности важности мирного сосуществования, обеспечения социального служения, которое сфокусировано на равенстве всех людей независимо от их религиозных или этнических различий; с помощью твердых позиций по осуждению насилия; путем участия и лидерства в общественном и частном диалоге между различными религиями и народностями, путем поддержания инициатив, институтов и деятелей, преданных социальному и гражданскому благу.
Простите нас, если мы, как православные священнослужители, будем использовать важное в этом контексте греческое слово симбиоз. В том, что касается миротворчества, Иерусалимский патриархат понимает существенную роль симбиоза – такого способа сосуществования в обществе, которое основано на подлинном взаимном уважении, поддержке, терпении. Например, мы вспоминаем историю христиано-мусульманских отношений в Святой Земле за последние 1400 лет, и вспоминаем основание, которое было заложено нашими предшественниками, патриархом Софронием и Халифом Омаром бин Аль-Хаттабом. В 638 году было издано Завещание Омара Аль-Удха Аль Умарийя, которое остается основой для всех последующих законов и предписаний для религиозных общин в Святой Земле. Это часть того, что способствует подлинному симбиозу, и служит общинам, которые понимают обычаи, традиции и верования друг друга.
Размышляя над вопросами насилия и миротворчества, мы должны всегда начинать и заканчивать своим пониманием Бога, и нашими отношениями с Богом. Писания и богословские традиции иудаизма, христианства и ислама оказывают нам в этом достаточную помощь.
Давайте сегодня в этот день вспомним хотя бы несколько текстов, которые мы так хорошо знаем, но с которыми важно «быть на ты».
Пророк Исайя говорил об Иерусалиме "Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих. " (Исайя 60:18).
В Евангелии от Матфея Иисус проясняет роль миротворцев, говоря "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9).
В одном из своих ранних посланий апостол Павел называет Бога «Богом мира», а в раннем христианском документе послание св.Игнатия Антиохийского Эфесянам, мы ясно читаем следующие слова: "Нет ничего лучше мира, которым упраздняется всякая битва, которая ведется теми, кто на небесах или на земле" (ad Eph. 13:2).
Пускай же эти голоса Писания и Предания, и наш призыв быть теми, кто живет в настоящем богоданном симбиозе, будет нам ободрением и руководящим принципом, когда мы будем продолжать попытки освободиться от разрушительной природы насилия, ненависти и экстремизма; установить мир и взаимное уважение.
Его Блаженство Феофил III, Патриарх Иерусалимский