Патриарх Филарет, Предстоятель Украинской Православной Церкви - Киевский Патриархат, направил Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви открытое обращение, в котором заявил, что вопросы, на которые пытается дать ответ РПЦ посредством проекта "О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов", на самом деле выходят далеко за рамки компетенции одной Поместной Церкви.
Публикуем текст обращения, опубликованный на официальном сайте Киевского Патриархата.
Предстоятелю Русской Православной Церкви
Святейшему Патриарху Московскому Кириллу,
членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
Ваше Святейшество! Собратья-архипастыри!
Как стало известно из сообщений СМИ, из всех предложенных ранее проектов документов пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви отложил рассмотрение только одного – «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов». Ранее этот проект был предложен и предварительно одобрен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а также одобрен в первом чтении на заседании Президиума присутствия и опубликован для обсуждения.
В чем же причина того, что продукт деятельности комиссии, в которой представлены многие известные в РПЦ иерархи и священнослужители, что проект, одобренный в первом чтении президиумом присутствия во главе с Предстоятелем РПЦ, – не только не получил одобрения пленума присутствия, но даже не выносился на его рассмотрение?
Причина состоит в том, что этот проект документа подвергся основательной критике – и именно внутри Московского Патриархата. Судя даже по открытым источникам, во время обсуждения большинством участников было признано – проект скорее напоминает средненькую проповедь, чем богословский документ Поместной Церкви по одному из важнейших вопросов.
Будучи формально призванным разрешить вопрос о способе возвращения раскольников в лоно Церкви, указанный документ вскрывает ряд иных вопросов не только церковно-практического, но и канонического, и даже догматического характера. То есть, вопросы, на которые пытается дать ответ РПЦ посредством такого документа, на самом деле выходят далеко за рамки компетенции одной Поместной Церкви.
Вопросы эти – о границах Церкви; о действии Божественной благодати, особенно в случае отсутствия евхаристического общения; о православном понимании взаимоотношений с инославными христианами, в первую очередь – с католиками.
Богословие подобно тонкому часовому механизму – порча одной детали или же выводит весь механизм из строя, или же вносит в его работу погрешности. С этим сейчас столкнулось и Священноначалие РПЦ, ведь попытка с наскока официально утвердить непризнание совершенных в Киевском Патриархате крещений обернулась неизбежностью отрицания крещений и у католиков, и у армян, и у старообрядцев, и у прочих христианских общин, с которыми РПЦ многие десятилетия ведет экуменический диалог.
Стало видно, что основные идеи предложенного к рассмотрению проекта прямо противоречат многовековой практике Православной Церкви, нашедшей свое отображение как в канонических правилах (напр., в Первом правиле св. Василия Великого в его полноте, а не в урезанном виде), так и в установлении трех видов чиноприема обращающихся к Православию – через крещение, через миропомазание и через покаяние.
Не буду занимать место повторением критики заложенных в проект идей – она достаточно полно представлена и в наших предыдущих письмах и документах по этому вопросу, и в отзывах на проект, которые можно прочитать в сети Интернет. Хочу лишь особо порекомендовать вам для прочтения статью (опубликованную в 1999 г.) диакона Андрея Кураева «О книге о. Рафаила». Вывод, который можно сделать из этой статьи, неутешителен – богословские мнения, которые еще десятилетие назад в РПЦ считались маргинальными, сейчас, в угоду необходимости, пытаются сделать господствующими.
Так или иначе, а факт остается фактом – имея около 200 архиереев, несколько Духовных Академий, множество семинарий и институтов, десятки докторов и сотни кандидатов богословских наук, имея богословские комиссии как при Синоде РПЦ, так и при Синоде УПЦ (МП), имея возможность непосредственных консультаций с богословскими учреждениями других Поместных Церквей, Московский Патриархат так и не смог на протяжении стольких лет аргументировано ответить на короткий, но очень важный вопрос: «Почему РПЦ не признает крещений, совершаемых Киевским Патриархатом?» Разве один этот факт не заставит вас, дорогие собратья-архипастыри, задуматься – не напоминает ли все это евангельское событие, когда на вопрос Спасителя о крещении Иоанновом ответа так и не последовало?
Ваше Святейшество! Преосвященные владыки!
Мы видим, что РПЦ, полагаясь на содействие мирских властей, надеется в недалеком будущем разрушить Киевский Патриархат. Также многие из вас неоднократно выражали надежду на то, что после моей смерти Киевский Патриархат распадется сам собою. Вы сами себя и иных убеждаете в том, что возглавляемая мною Поместная Церковь – лишь «раскол», вызванный национализмом и амбициями. Заверяю – ваши надежды не оправдаются, ваши убеждения – обманчивы.
Я прекрасно осознаю приближение часа моей смерти, и православная вера, за исповедание которой я боролся с юности и служению которой посвятил всю жизнь, побуждает меня и далее идти тем путем, к которому меня призвал Бог и Украинская Православная Церковь. То, что я делаю, – я делаю с осознанием приближения часа, когда мне надлежит предстать перед Престолом Нелицемерного Судьи. Но об этом же часе хочу напомнить и вам, собратья. То, что Русская Церковь до сих пор не смогла обосновать правильность своего нынешнего отношения к совершаемым в Киевском Патриархате крещениям, должно поставить перед каждым из вас вопрос – а правильно ли это отношение, угодно ли оно Богу и какой ответ за его поддержку надлежит в свое время лично дать каждому из вас?
История свидетельствует, что по страстям мира сего или в угоду власти даже соборы из многих иерархов выносили ложные решения, лишали сана и анафематствовали невинных. Среди многих примеров достаточно вспомнить жития святителей Иоанна Златоуста и Филиппа (Колычева) Московского, преподобного Максима Грека и исповедника митрополита Арсения (Мациевича) Ростовского. Не так давно и вы сами, принадлежа одни к Московской Патриархии, другие – к РПЦЗ, взаимно обвиняли друг друга в расколе и безблагодатности.
В оправдание своих нынешних действий вы ссылаетесь на решения о моем анафематствовании, которое вы же сами и приняли. Хотел бы напомнить вам несколько фактов, которые должны вынудить вас задуматься – значит ли что-то подобная анафема перед лицом Церкви.
Общеизвестно, что в 867 г. Фотиевский собор проклял папу Николая. 25 сентября 867 г. Фотий был смещен. В Риме папа Адриан в конце 867 г. анафематствует Фотия. Раскол длился до 879 года. Также общеизвестно, что свв. братья Кирилл и Мефодий искали в Риме защиты от немецких епископов, мешавших им проповедовать среди славян. По их прибытии в Рим папа лично рукоположил св. Мефодия во пресвитера. Учеников же славянских братьев рукоположили два римских епископа (Формоз из Порто и Гаудерик из Веллетри). Среди хиротонисанных в Риме был св. Климент Охридский.
Когда же именно святые просветители принимают хиротонии в Риме? Сопоставляем даты – и видим: хиротонии имели место в феврале 868 г., то есть в самый разгар конфликта между св. Фотием и Римом.
Во время так называемой Болгарской схизмы каждый из болгарских епископов, отделившихся от Константинопольского престола, был персонально анафематствован. Что не помешало в 1945 г. принять в общение всю болгарскую иерархию, происходившую от анафематствованных, в сущем сане. Заметьте – не в подчинение Константинополю, а во взаимное общение, как иерархию автокефальной Церкви.
Третий пример – принятие в 1946 г. в общение с Православием всего лишь через формальное покаяние греко-католического духовенства, происходившего от иерархии, анафематствованной православным Брестским собором 1596 г.
Всечестные архипастыри Церкви Русской!
Я далек от мнения, что это обращение сразу же изменит ход ваших мыслей и действий. Но я надеюсь, что не мои слова, а правда, заключающаяся в них, подвигнет многих из вас задуматься. Потому что ложь требует постоянного и многословного подкрепления, а правда действует силою благодати, ибо в правде – Бог.
Пусть житие святителя Филиппа, память которого недавно совершалась Церковью, вдохновит вас идти путем правды. Искренне желаю вам мужества и мудрости в служении Богу и Его Церкви!
З любовью во Христе –
ФИЛАРЕТ, Патриарх Киевский