Глас народа

Разговор об открытии подворья Киево-Печерской лавры в Москве ведется с конца 2006 года. Не так давно в СМИ появилась информация о том, что такое решение уже принято. Так ли это на самом деле? И какую пользу может принести представительство лавры в Москве УПЦ? Эти вопросы мы задали казначею Киево-Печерской лавры, архимандриту Варсонофию (СТОЛЯРУ).

Казначей Киево-Печерской лавры, архимандрит Варсонофий (СТОЛЯР)

Відео дня

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЛАВРЫ В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ – ЭТО ТРАДИЦИЯ

Этот вопрос поднимался уже очень давно, в 2007-2008 годах. А в 2006 году Священный Синод УПЦ под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира решил попросить благословения у патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытие подворья Киево-Печерской лавры в Москве. Такое решение обосновывалось исторической традицией. Но окончательного положительного решения этого вопроса нет и сегодня.

Что же касается оснований для такого намерения, то наши подворья на территории современной России - это действительно историческая традиция. До революции подворья Киево-Печерской лавры были в Москве, в Санкт-Петербурге – сейчас там располагается церковь Успения Богоматери и подворье Оптиной пустыни. Подворье Валаамского монастыря раньше тоже было подворьем Киево-Печерской лавры, там даже сохранился храм, построенный на средства Киево-Печерской лавры. Представительства были и в других российских городах. И мы хотим возродить эту историческую традицию.

«ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» РЕШИТ ТАМОЖЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Отдельно отмечу, что эта инициатива была не продиктована тем, что между РПЦ и УПЦ – якобы натянутые отношения. Представительства обычно выполняют функции, которые можно сравнить с дипломатическими. Решение организационных вопросов, проведение важных встреч, участие Киево-Печерской лавры в различных культурно-просветительских мероприятиях. Неплохо было бы там типографию организовать, чтобы расширить просветительскую деятельность. Да и дела простых мирян устроить будет легче – может быть, кто-то хочет подать записочки в Киево-Печерскую лавру. Есть и множество других аспектов.

Такое представительство в России нам необходимо. Ведь сегодня очень сложно поддерживать коммуникацию между верующими Украины и России. Граница, как-никак, да и расстояние между Киевом и Москвой огромное – не каждый может его преодолеть. И в первую очередь это необходимо Киево-Печерской лавре. Если бы у нас было московское представительство, в этом случае было бы легче решать, например, таможенные вопросы. Ведь мы, бывает, и богословскую литературу перевозим из России в Киев, и церковную утварь. И если в Москве у нас будет такое, говоря светским языком, «дочернее предприятие», то решать эти вопросы было бы гораздо проще.

РПЦ МОЖЕТ ОТКРЫТЬ ПОДВОРЬЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В КИЕВЕ

Где же расположится московское подворье Киево-Печерской лавры? Этот вопрос тоже еще не решен. Изначально обсуждался такой вариант: мы открываем подворье на предоставленных Русской Православной Церковью территории и храме в Москве. А РПЦ, в свою очередь, открывает подворье Троице-Сергиевой лавры в Киеве, на территории и в храме, предоставленной Украинской Православной Церковью. Такой вот взаимовыгодный обмен. Вот этот вопрос сейчас решается, но пока не решился.

Насколько реален такой обмен? Мы очень надеемся, что в свете будущего визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину этот проект все-таки начнет развиваться. Ведь он выгоден и Украинской Православной Церкви, и Русской Православной Церкви. Кроме того, он послужит сближению верующих Украины и России. А это только обогатило бы духовно наши народы.