Глас народа

 В канонической Православной Церкви западные территории украинского государства являются форпостом Православия: жители этого региона расположены к греко-католической церкви, и к Киевскому патриархату. Как УПЦ удается удержать свою паству в лоне канонической Церкви? О миссионерской работе «Гласу народа» рассказал ректор Ужгородской духовной академии им. Кирилла и Мефодия, архимандрит Виктор (БЕДЬ). 

Ректор Ужгородской духовной академии им. Кирилла и Мефодия, архимандрит Виктор (БЕДЬ)

ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАКАРПАТСКОЙ ЗЕМЛЕ С 860 ГОДА
Ужгородская область, где находится наша духовная Академия, на территории Закарпатской области Украины. Закарпатье, как известно, приняло Православие в период так называемой миссии Кирилла и Мефодия. Таким образом, уже в 860 году Православие пришло на Закарпатскую землю и утвердилось здесь по сегодняшний день.
И, слава Богу, Закарпатская земля и ее население в своем большинстве сохранило по сегодняшний день именно православную веру. Не смотря на пребывание некоторое время под униатством, когда была провозглашена так называемая Ужгородская уния 1646 года, начиная с 1901 года на Закарпатье поднялось большое движение о возвращении в свою православную веру.

65% ПРАВОСЛАВНЫХ И 35% ГРЕКО-КАТОЛИКОВ
И на сегодняшний день, если брать в процентном соотношении верующих православных и греко-католиков, то в Закарпатской области большинство составляют именно православные - примерно 65% православных и 35% греко-католиков. 
Спецификой Закарпатья является и то, что здесь нет ни одного села, где бы не было православного храма и православного священника. Даже время коммунистического режима не смогло повлиять так, чтобы люди перестали ходить в церковь. В коммунистические времена люди все равно оставались верующими и верными своей Православной Церкви. Правда, учитывая то, что после 90-х годов произошла политическая реабилитация Греко-католической церкви, часть населения перешла в унию. Но большинство все-таки осталось верно православной вере.
Конечно же, наша Академия в вою очередь, и священники двух епархий, которые действуют сейчас на территории Закарпатья – это Мукачевская епархия во главе с высокопреосвященнейшим архиепископом Федором и Хустская епархия с высокопреосвященнейшим архиепископом Марком – делает очень большую работу для того, чтобы проповедовать Слово Божие, нести Слово Божие ко всем верующим. 
Практически при каждом православном приходе с благословения правящих архиереев созданы воскресные школы. В таком ракурсе и делается все возможное, чтобы наша православная вера утверждалась и развивалась.

УНИАТЫ – ЛЬВОВ, ИВАНО-ФРАНКОВСК, ТЕРНОПОЛЬ И ВОЛЫНЬ
Если брать другие регионы Западной Украины – это Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская области – то там, конечно, больший процент населения перешел в унию, и также соответствующий процент находится в «киевском патриархате». Ситуация в этих регионах еще усложняется и политической ситуацией, теми политическими взглядами, которых придерживается население этих регионов. Тем не менее, православные приходы существуют и там. В силу возможностей, строятся новые храмы, проводится очень большая миссионерская работа. Активную деятельность проявляют правящие архиереи. И поэтому сегодня можно однозначно говорить, что и наша православная Волынь, и православная Галичина, и казачья Украина сберегли дух Православия и верность своей канонической Православной Церкви.
Конечно, население, которое более придерживается православных традиций, очень тяжело переживает тот раскол, который существует сегодня в лоне Православия Украины. И конечно, православные прихожане молятся и надеются на то, что рано или поздно этот раскол в Украине будет преодолен, и это приведет как раз в большему утверждению и укреплению нашей канонической Православной Церкви в западных областях Украины. На это надеются как жители Западной Украины, так и наша святая каноническая Православная Церковь.

В МЕЖДУЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПОЛИТИКА, ЧЕМ ВЕРА
К сожалению, имеют место на Западной Украине факты захвата православных храмов раскольниками. Особенно много неприятностей доставляли эти факты в начале 90-х годов, в период ломки в нашем религиозном мире. Но основные такие проблемы остались в 90-х годах. Но и на сегодня такая активность все еще проявляется - в первую очередь со стороны «киевского патриархата». Делаются такие незаконные попытки овладения уже построенными храмами, а также порождения ситуаций противостояния между прихожанами нашей канонической Церкви и «киевского патриархата». Думаю, что в вопросах междуцерковных отношений большую роль играет политика, чем вера православных. Верующий человек никогда не пойдет вооруженным ломать Божий храм.