Обозреватель

На 20-28 июля намечен визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Это событие послужило поводом еще раз вспомнить о православии в Украине, его разобщенности, перспективе объединения, а также о так называемом «политическом православии». На эти и другие вопросы «Обозревателя» и его читателей в пресс-центре «ОБОЗа» отвечал глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий (Коваленко).

«Обозреватель»: Как повлияло на церковные отношения потепление межгосударственных украино-российских отношений?

Протоиерей Георгий: Церковь состоит из тех же людей, что и все общество, поэтому нельзя говорить о том, что то, что происходит в государстве, не влияет на то, что происходит в церкви. Церковь очень часть зависит от мнения людей, которые ее составляют. Поэтому, если налицо есть потепление отношений между Украиной и Россией, следовательно, и в церковных вопросах у нас есть больше шансов конструктивного сотрудничества ради возрождения духовности, ради возрождения служений, присущих церкви.

Нам очень радостно, что не только мы ценим то наследие, которое мы получили со стороны Святого Равноапостольного князя Владимира, но и наши братья-россияне тоже всячески подчеркивают свое уважение, свою любовь к Киеву – матери городов русских, к Днепру – русскому Иордану, в Киево-Печерской лавре – откуда фактически пошло все русское монашество.

Никогда не нужно отказываться от своего первородства. Русь – это не там, за границами Украины. Русь – это здесь, в Киеве, Киевская Русь. И право называться Русью мы не должны никому отдавать, потому что это наше первородство. Это первородство мы должны сохранять. Мы, киевляне, должны применить концепцию «Русского мира», о которой говорит Патриарх Кирилл, к себе и тому же Русскому миру, который своим центром иногда видит Москву, напомнить, откуда корни всего русского православия, откуда корни наших братских народов. Я думаю, мы обречены на дружбу, мы обречены на взаимопомощь, взаимодействие, и должны все делать для того, чтобы между нам и был мир и согласие.

«Обозреватель»: Вы сказали о возрождении духовности как о главной цели. Будет ли способствовать этой цели объединение разобщенного украинского православия?

Протоиерей Георгий: Это действительно одна из самых болезненных проблем для православия в Украине. Понимая масштабы Украинской православной церкви, количество православных, приходов – это проблема всего вселенского православия. Украинская православная церковь, конечно, прежде всего заинтересована в восстановлении единства православия в Украине. Много внимания уделяет этой проблеме и Вселенский Патриарх Варфоломей, и Московский Патриарх Кирилл, и мы видим, что их позиции постепенно сближаются в этом вопросе. Мы надеемся, что, наконец-то, произойдет то, о чем еще в 2007 году говорилось в письме от Епископата Украинской православной церкви, в котором просил вселенское православие выработать единую позицию о путях преодоления раскола в Украине. Если будет единство православного мира, я думаю, не будет возможности у околоцерковных людей, политиков, чиновников спекулировать на этой теме, и тем быстрее наше разделение будет уврачевано. Если церковь в Украине будет едина, больше сил будет направлено на социальное служение, а не на увещевание расколов.

«Обозреватель»: Вы вспомнили об идее «Русского мира», которая достаточно популярна в России, но не совсем популярна в Украине. С чем это связано?

Протоиерей Георгий: К сожалению, у нас очень часто не вникают в суть того, о чем идет речь. Прежде чем иметь какое-то отношения к этой концепции, надо хотя бы ознакомиться с первоисточниками. Ведь для нас, киевлян, это повод говорить о том, что мы – центр этого «Русского мира». Потому что здесь крещена Русь, и речка Рось тут недалеко.

Всех пугает слово «Малороссия». Но это слово греческого происхождения. У греков есть «Микроэллада» и «Макроэллада». Так вот «Микроэллада» - это сама Эллада, а «Макроэллада» - это присоединенные к Элладе территории. Т.е. в этому смысле слово «Малороссия», если правильно его трактовать, - это как раз наше преимущество.

Точно так же и концепция «Русского мира». Это не концепция российского государства. Это концепция некоего единого цивилизационного пространства, в основе которого есть общая история, духовные корни. Поэтому для нас более конструктивно не отвергать концепцию, а применить ее для себя и протрактовать в понятных для нас категориях.

«Обозреватель»: Есть мнение о том, что между Московским и Константинопольским Патриархатами существует определенное противостояние в отношении Украинской православной церкви. Это так?

Протоиерей Георгий: Я бы судил не по тому, о чем иногда говорят журналисты, а по действиям. Мы до сих пор не видели никаких антиканонических действий Вселенского Патриарха в Украине, несмотря на то, что к этому его пыталась подвигнуть украинская власть. Патриарх действительно заинтересован в том, чтобы в Украине был уврачеван раскол, он действительно заботится об Украине, потому что от Константинополя Киевская Русь получала крещение. Большую половину своей истории Киевская кафедра была в составе Вселенского Патриархата, поэтому не может быть Вселенский Патриарх равнодушен. 

Вместе с тем, в этот процесс очень часто вмешиваются политики и часто мы принимаем аргументацию не канонической церкви. А каноническая церковь – это Вселенский Патриарх, это Митрополит Киевский Владимир, это Патриарх Московский Кирилл. А мы начинаем принимать аргументацию либо раскольников, либо групп, которые вне единства церкви, либо околоцерковных политиков. Давайте вспомним слова, которые говорил Вселенский Патриарх во время визита в Украину – он не сказал ничего такого, чего до этого не говорила УПЦ и Митрополит Владимир. Просто его внимательнее слушали. И мы молимся, чтобы его слова были услышаны.

Патриарх пожелал присоединиться к каноническому православию. На сегодняшний день в Украине единственная каноническая структура – Украинская православная церковь. Только она может быть основой для восстановления единства украинского православия. Других путей сегодня нет. 

Я не вижу реального конфликта. Есть разные мнения по разным вопросам. Для этого готовится так называемый Великий Всеправославный собор. Достигнуты договоренности между Москвой и Константинополем по многим вопросам. Один из вопросов, который будет вынесен на этот собор – механизм предоставления автокефалии во вселенском православии, потому что существуют разные мнения. Но это братское общение и обсуждение проблемных вопросов в единой церкви. Чтобы решить вопрос, не нужно выходить из церкви. Это можно делать внутри.

«Обозреватель»: Когда может состояться Всеправославный собор?

Протоиерей Георгий: Он готовится с середины 1960-х годов. На сегодняшний день говорят о том, что в ближайшие 2-3 года возможно его проведение. но, к сожалению, у нас в церкви существует определенное движение, которое говорит о невозможности вообще в принципе проведения этого собора. Поэтому церковь должна чутко к этом у относиться, чтобы не получить новых разделений.

«Обозреватель»: В прошлый свой визит в Украину Патриарх Кирилл благословил Виктора Януковича на президентство. Это обычная практика?

Протоиерей Георгий: Насколько мы помним, благословлял Президента Блаженнейший Митрополит Владимир. А Патриарх приехал помолиться, в том числе и с Президентом, и с Митрополитом в день инаугурации. И, как первоиерарх, естественно, благословлял. Наш Президент как верующий принадлежит к Украинской православной церкви, она находится в единстве с Московским Патриархатом, является частью РПЦ. Поэтому Президент Украины не чужой для Патриарха всея Руси, и Патриарх – желанный гость в Украине, где Президент является верующим православным человеком.

«Обозреватель»: Как решается проблема политики в церкви?

Протоиерей Георгий: УПЦ несколько лет тому назад осудила так называемое «политическое православие». Были лишены церковного благословения организации, которые так или иначе выступали под политическими лозунгами или пытались принимать участие в политической борьбе.

Церковь не поощряет участие церковных структур в политической жизни общества, потому что церковь должна объединять, я политика, к сожалению, разъединяет людей. Вместе с тем, любой верующий человек, включая иерархов церки, может иметь собственную политическую позицию и ее высказывать. Он не должен ее высказывать от имени церкви, но как гражданин он имеет конституционно право на политическую позицию.

Читатель сайта «Обозреватель» Николай: Почему РПЦ позволяет себе вмешиваться во внутренние дела Украины? Украина, как и РФ, - светские страны, где церковь отделена от государства. Почему же РПЦ, вмешиваясь в политику и межгосударственные отношения, занимается не своим делом? Почему после каждого приезда Патриарха на Украину противостояние в обществе возрастает? Получается, что Патриарх именно эту цель и преследует -раскол украинского общества?

Протоиерей Георгий: Насколько я помню, в результате прошлогоднего визита возрос интерес к церкви, в духовности. Я не заметил усиления противостояния. Я не вижу примеров вмешательства РПЦ во внутренние дела украинского государства. Назовите хотя бы один пример, и я буду его комментировать. А если Патриарх говорит о вызовах современности, о проблемах секуляризации, о проблемах общества потребления, о проблемах молодежи, о проблемах семьи, о проблемах межнациональных отношений – я не вижу в этом вмешательства во внутренние дела. Потому что это глобальные проблемы, и они касаются и России, и Украины. тем паче Патриарх является главой церкви, которая не является церковью Российской Федерации. Это церковь, которая объединяет верующих многих стран. И Патриарх, в силу такого своего положения, должен заботиться о верующих, живущих в разных регионах мира.

Читатель сайта «Обозреватель» Остап: Что конкретно предпринимает РПЦ и УПЦ для преодоления раскола между православием и католицизмом в рамках экуменической деятельности? 

Протоиерей Георгий: У нас есть раскол в православии, поэтому мы уделяем намного больше внимания именно этой проблеме. Что касается отношений с католиками, то в Украине эта тема остро не стоит. У нас есть проблема с греко-католиками – тут есть много болезненных вопросов. Что касается римо-католической церкви, то она достаточно незначительно представлена в Украине. У нас нормальные отношения. Знаковым является то, что недавно Блаженнейший Митрополит Владимир поддержал католиков в Италии в их требованиях оставить в общественных местах распятия. Это пример того, что мы поддерживаем западных христиан.

 

Читайте останні новини України та світу на каналі УНІАН в Telegram