Глас народа

«Никто не должен водить детей в храм строем, по команде креститься и «чеканить» молитвы. Мы были оторваны от духовной традиции, знаний. То, что мы сейчас преподаем, дети должны впитывать постепенно, чтобы не было перегибов».

На днях Общественный совет при Министерстве образования и науки констатировал необеспеченность украинских школ учебниками по предметам духовно-нравственного направления. Государство не берется финансировать их печать, ввиду нехватки средств.
Члены совета решили привлечь благотворителей и международные фонды к изданию необходимого тиража таких учебников.
Но материальные затруднения – не единственная проблема в деле введения предмета «Христианская этика» в школы.
Как рассказал «Гласу народа» один из инициаторов введения духовного образования в украинских школах, бывший учитель начальных классов, а ныне игумен Лонгин (ЧЕРНУХА), главные трудности - поликонфессиональность украинского общества и неподготовленность учителей.  

Игумен Лонгин (ЧЕРНУХА)
ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО УКРАИНА - ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
На самом деле на сегодняшний день Министерством образования и науки утверждено несколько программ, по которым люди работают: готовят учебные комплекты — учебники, методички, рабочие тетради, аудио и видеоматериалы. Например, гриф МОН имеет «Христианская этика в украинской культуре», разработанная педагогами Киевского университета им. Гринченко и Всеукраинского православного педагогического общества; «Основы христианской этики» — разработка Острожской академии, над которой работали представители различных конфессий. Для подготовки преподавателей этих дисциплин проводятся семинары, специальные курсы и т.п.
Но проблема в том, что Украина — поликонфессиональное государство, и единой точки зрения на преподавание данного предмета у нас пока нет. Поэтому сейчас этот вопрос прорабатывается совместно государством и религиозными организациями.
РОДИТЕЛЯМ НЕ ВСЕ РАВНО, КАКИЕ ОСНОВЫ ЗАЛОЖЕНЫ В КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ
Так как не все родители согласны с тем, чтобы ребенок изучал предмет «Христианская этика», его можно преподавать только с согласия родителей. Церковь оставляет за семьей приоритет в религиозном воспитании. И только родители могут решить, будет ребенок слушать этот курс, или нет.
Изначально я был против того, чтобы вводился один обязательный курс для всех школ. И потому, что дети в классах очень отличаются — есть и воцерковленные, и невоцерковленные, и неверующие, и потому, что далеко не все учителя у нас готовы преподавать эту дисциплину по распоряжению «сверху». И введение одного предмета без учета всех этих особенностей могло бы сформировать к нему негативное отношение - как со стороны детей, так и со стороны учителей. Об этом, кстати, говорили и сами родители из церковных семей. Мы, мол, еще подумаем, отводить ли ребенка на эту дисциплину или нет, потому что нам не все равно, кто преподает и как, и какие основы заложены в курс преподавания.
УЧЕБНИКИ МОЖНО ИЗДАТЬ ЗА СЧЕТ РОДИТЕЛЕЙ
Также немаловажен и другой вопрос: кто и на какие средства будет издавать учебники. Например, мы уже сталкивались с проблемой, когда начинался учебный год, а учебники все еще не были напечатаны. Учитывает ли государство уже сейчас в своем бюджете данные расходы?
Так нам пришлось выходить из ситуации следующим образом: формировали заказ, заказчики частично перечисляли суммы, также мы занимали деньги, печатали учебники, а потом заказчики приобретали эти учебники, и мы возвращали деньги тем, кто нам их занимал.
Мы понимаем сложность экономической ситуации у нас в стране, поэтому считаем, что, по крайней мере, на первых порах материальный вопрос мог бы решаться посредством участия родителей: если они хотят, чтобы ребенок слушал этот предмет и мог изучить его по учебнику, должны приобрести для ребенка эту книжку.
УЧИТЬ ДУХОВНЫМ ИСТИНАМ НУЖНО ДЕЛИКАТНО
Что же касается самого преподавания, то оно должно быть очень продуманным и деликатным. Лучше понемногу открывать детям какие-то духовные истины, чем «напичкивать» их массой знаний. Никто не должен их водить в храм строем, по команде креститься и «чеканить» молитвы. Нельзя забывать о том, что мы были оторваны от духовной традиции, знаний. Поэтому то, что мы сейчас преподаем, дети должны впитывать аккуратно и постепенно, чтобы не было перегибов.