«Русская линия»

Пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви прокомментировал заявление Виктора Януковича о Голодоморе…

На состоявшемся в Брюсселе очередном заседании ПАСЕ Президент Украины Виктор Янукович в числе прочего заявил, что не считает голодомор 1932-1933 гг. геноцидом только украинского народа, сообщает РБК. По его словам, массовый голод в СССР стал последствием сталинского тоталитарного режима и отношения к людям. «Признавать голодомор как факт геноцида относительно того или иного народа будет несправедливо. Это была общая трагедия государств, входивших в состав СССР», – объяснил свою позицию украинский лидер. В те годы от голода пострадала не только Украина, но и Россия, Белоруссия и Казахстан.

Прокомментировать заявления президента Украины Виктора Януковича мы попросили пресс-секретаря Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерея Георгия Коваленко.

Как это ни печально, трагические события начала 30-х годов, связанные с гибелью миллионов людей от голода, стали, скорее, инструментом политической борьбы, чем поводом к осознанию нашей недавней истории и покаянию. Конечно, любое заявление политического деятеля является политикой, но всё же, на ваш взгляд, вчерашнее заявление Януковича направлено на угасание политических страстей вокруг Голодомора или оно говорит о намерении Президента открыть новый виток острых дискуссий по этой наболевшей проблеме?

Это была реакция Президента на вопрос одного из депутатов Европарламента в связи обнародованием проекта резолюции Парламентской Ассамблеи о массовом голоде в бывшем СССР. ПАСЕ признаёт Голодомор величайшей гуманитарной трагедией и призывает страны бывшего Советского Союза открыть архивные материалы тех времён. Позицию Президента Украины можно оценить как попытку деполитизировать этот вопрос. Эта позиция соответствует тому, как поступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Украину. Его Святейшество, несмотря на политические дискуссии вокруг Голодомора, посетил памятник жертвам Голодомора в Украине, помолился о невинно пострадавших людях и призвал к молитвенному поминовению жертв голода на всём пространстве бывшего Советского Союза. У Патриарха Кирилла (он об это говорил, когда был в Украине) тоже есть родственники, которые погибли от этого страшного голода. Поэтому это наша общая боль, это наша совместная память, и мы должны вместе молиться об упокоении жертв этой трагедии.

В этом смысле для Церкви никогда не было принципиально, как это называть. Более того, Церковь считает, что исторические события и само осознание исторического прошлого, скорее, должно быть поводом для примирения и объединения, и Голодомор может стать поводом для единения наших народов. Вчерашнее заявление Виктора Януковича, когда он не настаивал на тех формулировках, которые ранее вызывали неоднозначную реакцию в разных странах и у разных политических сил, может открыть новую страницу в этом вопросе. При этом заявление нашего Президента направлено именно на увековечение памяти жертв Голодомора, и теперь и в России, и в Украине, Белоруссии и Казахстане, во всех тех странах, где люди пострадали от этой великой трагедии, возможно совместное поминовение жертв, увековечение их памяти и, таким образом, полная деполитизация вопроса.

Какой реакции следует ожидать в украинском обществе на такое заявление Президента?

Заявление сделано в контексте рассмотрения оценки ПАСЕ по Голодомору в бывшем СССР как преступлении тогдашнего советского или, правильнее, сталинского тоталитарного режима против своего народа. В Украине нет отрицания факта Голодомора, у нас есть различные оценки этого факта. И мне кажется, что заявление, которое сделал Виктор Янукович должно быть положительно воспринято не только в Киеве, но и в других странах, пострадавших от голода. Моё личное мнение, что данное заявление, если резолюция ПАСЕ будет принята, и её поддержат все страны бывшего СССР, как раз открывает возможность общего молитвенного поминовения и увековечения памяти жертв этой трагедии. В таком случае политизация уйдет, и мы сможем вместе чтить память безвинно замученных людей.