По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины
Владимира с 22 по 25 мая 2010 года в городе Сумы будет пребывать Курская
Коренная икона Божией Матери «Знамение» – самая почитаемая икона в
Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В течение всех этих дней
икона будет открыта для доступа и поклонения прихожан.
Как сообщили УНИАН в Сумской епархии УПЦ, по случаю прибытия иконы 22
мая планируется ее торжественная встреча в Спасо-Преображенском
кафедральном соборе Сум с участием настоятелей всех храмов
областного центра. В день Святой Троицы, 23 мая, а также в два
последующих дня здесь состоится Божественная Литургия.
25 мая все священнослужители Сумской епархии в сопровождении паломников
и прихожан Спасо-Преображенского кафедрального собора примут участие в
крестном ходе, а также в проводах иконы на границе Сумской и Курской
областей.

Справка УНИАН.
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение
Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в РПЦЗ. Это одна из древнейших
икон Русской Церкви, обретенная в XIII веке, во время татарского
нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие,
а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая
дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27
верстах от Курска. Один из этих охотников, высматривая добычу в лесу,
нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он
поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала икона,
забил сильный источник чистой воды.
Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для
поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в
Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел
навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам
Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После
усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В
благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой
Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день ее явления
8 сентября установлено ежегодное празднование.
Но икона недолго пробыла в Рыльске. Трижды она исчезала, и ее находили в
том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане
поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте
явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели
сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при
часовне священник, отец Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в
иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали
половинки в разные стороны, а часовню сожгли и увели в плен священника.
По преданию, через некоторое время священник, отец Боголеп, выкупленный
из плена, нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их
вместе, и они срослись.
В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в
Москву и по ее краям были добавлены изображения Господа Саваофа и
ветхозаветных пророков. В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону
на Курскую землю, где на месте часовни был воздвигнут храм Рождества
Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте
явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного
Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память
явления иконы при корне дерева.
Икона и ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В
1812 году Курское городское общество послало в действующую против
французов армию Кутузова список с иконы. Также перед этой иконой молился
и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим
Саровский.
В 1898 году в Курском соборе террористы подложили бомбу рядом с Курской
Коренной иконой. Взрывом был разрушен храм, но икона осталась цела.
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском
монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала Деникина
оставляли город, икона была вывезена из Курска. В начале марта 1920 года
епископ Феофан Курский на пароходе «Святой Николай» привез икону в
Сербию. В сентябре 1920 года генерал Врангель попросил доставить
Чудотворный Образ в Крым. 29 октября 1920 года образ окончательно
покинул Россию с врангелевской эвакуацией, икона вновь прибыла в Сербию.
С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в
Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала Врангеля.
В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви переехал в
Мюнхен (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен. А в 1950 году
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в
Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5
февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона. С 1957 года икона
пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода РПЦЗ в
Нью-Йорке.
12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная
икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября она находилась в Храме Христа
Спасителя, а затем в Курске. В этот же период делегация РПЦЗ,
привозившая икону в Россию, посетила монастыри Конотопско-Глуховской
епархии, что на Сумщине. Во время визита гостям была озвучена информация
о том, что здесь Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»
почитается как святыня родного края, так как до революции 1917 года
почти половина епархии входила в состав Курской губернии.
2 октября прошлого года икона была возвращена в Нью-Йорк.
 

Відео дня