Пост начинается с евангельского чтения об изгнании праотцов наших с обителей райских. За прошедший год забредаем и мы в страну житейскую дальнюю, где о Боге вспоминается лишь пред тем, как спать лечь, да когда заботы с болезнями одолеют. Надобно возвращаться, вовремя преодолеть расстояние, чтобы успеть к Воскресению.
Для любого пути силы нужны
Обратите внимание, что даже в наши дни, совершая путешествие в сравнительно комфортных условиях, мы устаем, выбиваемся из сил. Нам нужно подкрепление. Ведь недаром замечено, что в дороге все едят...
Но это путь телесный.
Духовный сложнее. Он требует постоянного присмотра за состоянием собственной души, которую всегда, каждое мгновение, смущают «хотения», соблазны и искушения.
Без помощи, только своими силами справиться непросто. Именно поэтому на полпути до конечной цели, Церковь выносит в центр своего богослужения Крест Господень. Этот символ веры и спасения не только «пища духовная», но и напоминание, что наша жизнь в основе своей имеет крест. Помните, как у апостола: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8;34)
Путь телесный это перемещение из пункта «А» в пункт «Б» и далеко не всегда восхождение
Путь же Великого поста, каждый год повторяемый, всегда стремление вверх, к Богу. Здесь без помощи обойтись невозможно...
Силушка нужна.
Понятие «сила крестная» имеет вполне реальный потенциал, который прибавляет силы, укрепляет волю и, что не менее важно, защищает.
Если даже для наших близких и знакомых наше постное препровождение есть «притча во языцех» и источник искушения, то как несносен ваш пост тому, кто на протяжении всей истории человечества пытается стать Богом? И именно в то время, когда так легко сорваться, дать слабину и оступиться, появляется Крест Господень, защищающий и дающий силу собственному кресту, добровольно нами взятому, чтобы прийти к Воскресению.
Есть в нашем крестном пути одна особенность...
Свой крест мы берем добровольно, по собственной инициативе и собственному разумению. И здесь возможна ошибка, неверное решение. Как всегда, больше ошибается новичок, которого у нас в православии часто называют «неофитом». Ведь для него в Церкви изначально все кажется быстро достижимым, да и реалии дня нынешнего постоянно учат с экранов телевидения, FM-радио и бесконечных рекламных бигбордов: «Приди. Возьми. Приобрети. Купи»...
Трудно купить сразу понравившуюся дорогую вещь. Несравненно труднее достигнуть духовного совершенства, но ведь хочется быстрее и скорее. Поэтому и берет на себя неофит крест, превосходящий его силы, и уже через некоторое время ломается под его тяжестью. Хорошо, если сумеет понять, что не ту меру на себя взвалил, что силу постепенно набирать надобно. Но ведь очень часто, разочаровавшись в собственных силах, обвиняют не свою духовную слабость, а окружающих, а то и Церковь.
Перед каждым постом подходят такие чада и вопрошают из года в год...
- Батюшка, какое мне постовое молитвенное правило благословите?
- Утром и вечером в четко определенное время вычитывать полностью из молитвослова утренние и вечерние молитвы.
Вижу удивленный и разочарованный взгляд, с репликой:
- И это всё?
Далее следует собственное решение неискушенного прихожанина:
- Буду каждый день, кроме правила, по пять кафизм прочитывать.
Результат такого самочиния известен и печален: отброшена в сторону Псалтырь, на первой странице пылится под иконами молитвослов и каждое посещение храма Божьего откладывается на «потом», тем более, что дни весенние столь ярки, заманчивы и привлекательны...
Чтобы не случилось подобного, начать надобно с малого
А видя усердие и старания, Господь обязательно даст силы на большее.
Да и мера у всех разная. Нет среди нас одинаковых. Каждый - особенность. Неповторимая и единственная. Поэтому нельзя дать «правило» одно на всех. Господь толпы не принимает, а о каждом печется индивидуально.
Подтверждение этому - Крест Господень, который сегодня вынесен в центр храма. Преклоняя пред Ним колени, со своей надеждой и своим личным молением, мы обязательно по своей личной мере веры и получим помощь.
Протоиерей Александр Авдюгин