П'ятниця,
22 вересня 2017
Наші спільноти

УПЦ о проблемах семейного счастья

Семья в духовно-социальном измерении. Проблема семейного счастья

Доклад, прочитанный на круглом столе «Семья — религиозный, социальный и правовой аспекты» (Киев, 4 февраля 2010 года)

Протоиерей Олег Мельничук,
заместитель председателя Синодального отдела УПЦ по делам семьи

Дорогие участники круглого стола, хотел бы поделиться с вами своими мыслями по вопросу о семье.

Тема семьи сегодня актуальна в обществе: для одних – это больная тема, для других – это тема, которая приносит радость и положительные эмоции. Проблематика семьи очень остро стоит для всех, верующих и неверующих, состоятельных и убогих, православных и иноверцев. Все стремятся быть счастливыми, созидая семью и работая для её благополучия. Счастье есть, и это осознают все, но порой дорогу к нему знает далеко не каждый.

В силу своей пастырской деятельности мне приходится встречаться со многими семьями, углубляться в особенности их внутренней жизни. Зная мир каждого члена семейства, ощущая атмосферу всей семьи, я живу с ними единым духом и единым сердцем.

Что такое семейное счастье? Как его приобрести? Как его стяжать, сохранить и жить в нем?

Мне кажется, что подобного рода вопросы задает каждый человек, верующий и неверующий, с разным социальным статусом и степенью религиозности. Это объяснимо и вполне нормально. Вопрос – в другом. Как человек представляет себе то, что называется счастьем, что вкладывает в это понятие? Как раз, чтобы понять это и обрести счастье, и приходит семья в Церковь, чаще всего, после того, как появились жизненные трудности. Церковь является той последней духовной инстанцией, куда обращаются после безуспешных попыток решить жизненно важный вопрос, казалось бы, самых лучших отечественных или европейских семейных центрах психологической помощи.
Хочу поставить вопрос таким образом: когда семья является подлинно счастливой?

Первой семьей в истории человечества была семья из двух людей – Адама и Евы: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». (Быт.1.27-28).

Счастье в прародительской семье заключалось в том, чтобы «плодиться», «размножаться» и «возделывать рай». И всё. Жить в раю означало быть счастливым. Сам факт создания человека предполагал продолжение рода, т. е. через семейную жизнь творить волю Создателя – Творца. Но первозданная семья теряет это счастье, нарушив Его волю, т. к. из-за этого вынуждена уйти из Рая. Другими словами, семья, преступив волю Бога, сама лишила себя Источника семейного благополучия.

С этого момента начинается история несчастья семьи, т. к. она устремилась построить счастье вне самого Счастья, вне Бога. Веками потомки прародителей пытались возвратить утраченное счастье, принося в жертву Богу растения, животных и даже своих родных, единственных детей. Самые знаменитые семьи, целые роды – Авраама, Ноя, Моисея, Давида – выполнили спасительную миссию в деле предуготовления нашего вечного счастья, вечной жизни с Богом. В поисках земного счастья ветхозаветное человечество жило одной надеждой на приход Того, кто подарит потерянное счастье. Краеугольное место в нем было отведено Святому семейству из Назарета – Иисусу, Матери Его Марии и Иосифу Обручнику (Лк.2.51).

Вселюбящий Бог дарует счастье в лице Господа Нашего Иисуса Христа

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16). Иисус Христос в Нагорной проповеди дал нам Заповеди Блаженства, Заповеди подлинного счастья.

Итак, семья как духовно-социальная институция играет особенную роль в истории человечества. Вспомним о браке в Кане Галилейской, где брачная пара на свадьбе венчана Самим Богом. Присутствие Иисуса Христа на свадьбе и сотворенное Им первое чудо – это свидетельство благословения семьи. Претворение воды в вино – это радость и утешение, подаренные Богом тем, кто прибыл на брачный пир.

Семейного счастья не будет, если не будет духовного стержня. Чем сильнее он, тем крепче семья. Это начало и конец семейного благополучия (хотел бы это подчеркнуть). Семья, в которой есть страх Божий и правильное духовное руководство, живет по совершенно иным жизненным законам, чем та семья, в которой понятия о Боге весьма туманны. Апостол Павел и его друг Сила говорят охраннику темницы: «… веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16.31). В земном измерении спасение – это благо и счастье, следовательно, можно перефразировать ответ апостола Павла таким образом – «будешь иметь веру, будешь счастлив ты и твоя семья». Именно вера спасет семью.

Семья как очаг духовности есть, или должна быть неотъемлемым и полноценным членом Церкви

Сегодня невелик процент тех семей, которые ведут церковный образ жизни, и они составляют церковную общину или, другими словами, – ЦЕРКОВНУЮ СЕМЬЮ. Это те семьи, которые объединяются вокруг Церкви, вокруг святой Евхаристии, вокруг священника и ведут свою жизнь по законам Евангелия и на основе церковной традиции.

Церковная или приходская семья играет МАГИСТРАЛЬНУЮ роль в деле преобразования современного секулярного общества. Ведь общество – это тоже огромная семья со своими традициями, где исторически переплетены судьбы миллионов малых семей. Общество состоит из родов, а роды – из семей. И каждая из них является ячейкой общества. Семья в современном обществе тяготеет к семьям с похожей культурой, со сродными традициями и духовными устоями, т.е. ищет близких себе по духу.

Итак, приходская семья влияет на отдельные семьи. В разных ситуациях она своим примером проповедует нравственные идеалы, указывая путь к подлинному семейному счастью в лоне Церкви. Дух, который есть в церковной семье, трансформируется в дух, который живет в биологической семье, врачуя все противоречия, разрушающие её.

В деле созидания церковной семьи миссия Церкви в лице священника очень ответственная, весьма сложная и, я бы сказал, подвижническая. Церковная семья – это макромир, это целое государство, где есть своя система права, свои законы, свой суд и все необходимые органы для полноценной жизни в духе Христовой любви.

Благополучие приходской церковной семьи зависит от многих факторов, и ее формирование проходит несколько этапов

Первый этап – встреча, знакомство биологической семьи со священником. Этот период может длиться от секунды до нескольких лет. Тогда семья в лице священника видит всю полноту библейского учения и очень желает обрести для мужа и жены справедливого судию, практического психолога, образованного богослова; а для детей – доброго воспитателя и учителя. Часто причиной такой встречи явились определенные жизненные обстоятельства. Главным ресурсом и условием такой встречи должна быть готовность священнослужителя на самопожертвование, т.к. нередко решение тех или иных семейных вопросов требует слезной пастырской молитвы, многочасовых и разноформатных встреч и бесед. Священник должен действовать «соизволением Святого Духа»: предварительно проведя анализ семейной «почвы», вскормить ее качественными «удобрениями», определить дозировку «гербицидов», а затем, опираясь на свой личный жизненный опыт, засеять отборными семена. Приводит людей и создает церковную семью Сам Бог, священник должен лишь направить на путь, который ведет одного из членов семьи, а потом и целую семью, к Нему.

Второй этап в широком смысле означает создание церковной (приходской) семьи, а в более узком – формирование духовного стержня конкретной биологической семьи.

Человек – это целый мир, и в нем присутствует огромное количество духовных и физических проблем, он задается разного рода вопросами, ответы на которые должны быть конкретными и ясными со стороны священника. Очень важно на данном этапе полное доверие со стороны духовного чада: ведь разговор идет о временном и вечном, о настоящем и будущем, о тленном теле и бессмертной душе. Другими словами, человек, находясь в процессе духовного перерождения, формирует под руководством духовного отца свои убеждения сквозь призму живой веры и настоящей любви к Богу, согласно которым он выстроит и свое семейное счастье. Священник здесь должен использовать все средства, данные ему от Бога в дарах Святого Духа, которые собраны в одном великом и могущественном даре – Даре Священства.

Исповедь – это первый причал, где должна пришвартоваться духовная яхта внутреннего мира конкретного члена семьи. Необходима подготовка к этому плаванию, которая длится от нескольких часов до целых недель. Здесь начинается таинственная работа Святого Духа, именно Он и преобразовует человека. Затем человек восходит на вершину Божественной Любви в Таинстве Причастия, где литургически соединяется церковная молитва духовного отца и духовного чада. Это те узы, которые связывают их в вечной перспективе.

Приход отдельного члена семьи в храм, его встреча со священником, является началом духовного счастья. Она должна повлечь за собой приход и остальных членов семьи, дабы единой семейной тропой идти к общей Радости и к общему Благу – к Богу, и едиными устами славить Его. Каждая отдельная биологическая семья вливается в полноту церковной (приходской) семьи. Это означает, что радость во Христе, любовь и утешение через общение с Богом и друг с другом, блаженство человеческого духа и изобилие Божественной благодати, ниспосылаемые Святой Церковью, будут распространяться, или, правильнее сказать, изливаться на всех тех, кто является участником этого одновременно земного и вечного жизненного процесса.

 

 

 

Читайте про найважливіші та найцікавіші події в УНІАН Telegram та Viber
Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
loading...

Чи подобається Вам новий сайт?
Залиште свою думку