"Портал-Credo.Ru":

Как бы Вы расценили роль религиозного фактора в нынешней президентской кампании, в частности, по сравнению с кампанией 2004 года?

Епископ Евстратий: Если говорить о значимости религиозной составляющей в избирательных кампаниях в Украине вообще, то, конечно же, имеет определённое значение отношение к религии и к конфессиям отдельных политиков и политических сил. Украинское общество в целом – это общество, идентифицирующее себя как христианское. Более половины наших сограждан относят себя к православию. Неверующими себя заявляют лишь около 10% людей. Поэтому политики в той или иной мере обращают внимание на религиозные вопросы и при формировании своих позиций учитывают те проблемы и вопросы, которые возникают в религиозной жизни Украины.

Відео дня

В то же время Украина является светским государством, и влияние религии на политическую жизнь совершенно не стоит преувеличивать. Например, по данным опроса, который проводился в своё время Центром исследований им. Разумкова, в котором пытались выяснить взаимное влияние религиозных воззрений человека и его политических предпочтений, можно увидеть, что большинство наших граждан не считает свои религиозные и политические воззрения взаимосвязанными. Влияние религии на принятие решений во время голосований не так уж на самом деле велико. Можно было увидеть, что в прошлые годы, когда некоторые политические силы пытались более чем активно включить конфессии в избирательную кампанию, на самом деле это приносило не столько пользу, сколько, мне кажется, вред. Как тем Церквям, которых пытались использовать в этой кампании, так и самим политикам. Явная связь того или иного кандидата с той или иной конфессией, какая-то демонстративная религиозность не очень позитивно воспринимается обществом. Скорее воспринимается как что-то не совсем достоверное и искреннее. Многим кажется, что политик, который очень часто пытается перед телекамерами показать себя человеком верующим, на самом деле не совсем искренен. Поэтому более правильная линия поведения во время избирательной кампании, и, как можно видеть, этой линии поведения собираются придерживаться и основные конфессии Украины, и большинство политиков, – это взаимное дистанцирование. Ни политики не будут пытаться втягивать Церковь непосредственно в агитационную кампанию, ни Церкви не будут по своей инициативе стараться публично поддерживать тех или иных политиков. Скорее всего, будет декларирование определенных принципов, идей как указателей для верующих по каким критериям следовало бы рассматривать кандидатуры тех или иных претендентов на президентское кресло. Но каких-то прямых указаний или прямой агитации на уровне конфессий – что нужно избрать того или иного кандидата, я думаю, не будет.

В то же время можно видеть, что в принципе уже все основные претенденты на президентское кресло, так или иначе, обозначили религиозную составляющую своей избирательной кампании. Например, Виктор Янукович, приезжая в области с предвыборным туром, всегда начинает с того, что посещает кафедральный собор Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Юлия Тимошенко перед началом избирательной кампании побывала в Ватикане и получила благословение на свою деятельность у Папы Римского. После этого она посетила Иерусалим, где встречалась с Иерусалимским Патриархом и также от него получила благословение. Еще раньше делегация Вселенского Патриарха, которая посетила Киев, во время встречи с премьер-министром также передала от Патриарха Варфоломея благословение на ее деятельность.

Естественно, всем известно отношение к Церкви, к религии президента Виктора Ющенко. Он начал свою избирательную кампанию, получив благословение в храме родного села Хоруживка на Сумщине.

Арсений Яценюк, который также претендует на пост президента, заявил в свое время о себе, что он является греко-католиком, что, я думаю, также в определенной мере повлияет как на его сторонников, так и на его противников. Это будет одним из аргументов для одной части электората голосовать за него, а для другой части электората голосовать против.

Так что в целом, я думаю, не следует ожидать активного вовлечения Церквей в избирательную кампанию – не более, чем на уровне желания кандидатов продемонстрировать свои религиозные убеждения через посещение храмов и тому подобное.

В то же время некоторое влияние религиозного фактора на результаты выборов все-таки будет. Украина, хотя и светское, но не атеистическое государство, и принятие решения избирателями – за кого голосовать, отношение кандидата в президенты к вере, к религии, в том числе к Православной Церкви, как к главной религиозной конфессии в Украине, к тем проблемам, которые существуют в Православной Церкви в Украине, – я думаю, что все эти факторы будут играть определенную роль при принятии решений. Определенную, но не ключевую.

– Вы говорили, в основном, про православных, немного о католиках. Насколько активны в президентской кампании протестантские христианские Церкви? Известно, допустим, что, один из вице-премьеров, Турчинов, – баптист.

– Я думаю, что протестантские конфессии в принципе в Украине более активны в политическом отношении. Особенно те, которые можно назвать новыми религиозными движениями (НРД). Я имею в виду не столько традиционные протестантские конфессии, сколько новые, в первую очередь, харизматического направления. Они во время всех избирательных кампаний пытаются действовать достаточно активно. Наибольшим своим успехом представители этого направления считают избрание мэром Киева господина Черновецкого, который имеет очень теплые отношения с пастором Сандеем Аделаджей, руководителем религиозной организации "Посольство Божие" неохаризматического направления. Но в целом следует учесть, что по статистике, согласно социологическим исследованиям, последователи всех протестантских деноминаций, вместе взятых, составляют около двух процентов от общего числа верующих в Украине. Этот процент в отношении к избирательной кампании не настолько значителен, чтобы решающим образом повлиять на исход выборов. В то же время, я думаю, что отношение тех или иных политиков к протестантским конфессиям сыграет определенную роль. Для одних избирателей это будет аргументом голосовать "за", для других избирателей это будет еще один аргумент, чтобы голосовать "против" того или иного кандидата.

– Ясно, что в первом туре президент избран не будет и второй тур неизбежен. Аналитики с большой долей вероятности считают, что это будет пара Янукович – Тимошенко. Как, по Вашему мнению, могут распределиться предпочтения религиозных организаций во втором туре? Кроме того, что ясно: Януковича поддержит УПЦ МП, а Тимошенко будут поддерживать католики, греко-католики…. Как в этой ситуации поведет себя Ваша Церковь – Киевский патриархат?

– Делать политические прогнозы, особенно в нынешней ситуации в Украине, – дело не совсем благодарное. То, что кажется очевидным сегодня или было очевидным вчера, через неделю и через месяц может достаточно кардинально измениться. В то же время я бы не хотел делать такие прогнозы от себя лично, так как это может быть воспринято как некий элемент агитации или участие в избирательной кампании, чего я хотел бы полностью избежать.

Но в целом, как мне кажется, я думаю, что религиозные организации, в отличие от предыдущих президентских кампаний и парламентских кампаний, более взвешенно отнесутся к любому исходу выборов. Так как события политической жизни Украины последних лет убедительно показали, что предвыборное позиционирование тех или иных кандидатов в отношении определенных конфессий не выливается в реализацию тех надежд, которые определенные круги в этих конфессиях могут возлагать на того или иного кандидата. Думаю, что любые, как позитивные, так и негативные ожидания, которые могут быть у части сторонников той или иной конфессии в отношении кандидатов, останутся лишь ожиданиями.

Во время предыдущих выборов президента настроения избирателей, в том числе верующих, были "черно-белые". То есть – или ожидание полной победы, или полного поражения. Прошедшие пять лет, результаты двух парламентских кампаний, неоднократная смена политическими силами своей роли "власть – оппозиция – власть" показали, что в нынешних условиях ни абсолютной победы, ни абсолютного проигрыша для политических сил не будет. Поэтому сейчас у избирателей нет "черно-белых" ожиданий.

Я думаю, что в целом религиозные организации, в том числе и ведущие конфессии Украины, православные, греко-католики, католики, будут намного сдержаннее относиться как к самой избирательной кампании, так и к ее результатам, чем это было в 2004 году. Тем более, что нынешняя избирательная кампания не несет такого общественно-политического напряжения, как это было в 2004 г.

И в этой ситуации ни одна из конфессий не будет прямо и явно обозначать поддержку того или иного кандидата ни в первом, ни во втором туре, понимая, что избрание того или иного кандидата в президенты не будет означать его полную и окончательную политическую победу. При нынешней конфигурации структуры государственного управления в Украине президентская власть не является властью доминирующей в абсолютном отношении, и достаточно большую роль будет продолжать играть парламент и правительство. И в любом случае, кто бы ни был избран президентом, он или она получат достаточно сильную политическую оппозицию. И в этом отношении делать ставку на того или иного кандидата и агитировать за него в принципе лишено решающего смысла. Поддерживать будут тех, кто более близок по духу, по мировоззрению, но поддерживать не через агитацию, а, скорее, морально.

Церковь не может и не должна разменивать свой высокий авторитет и свое вечное божественное происхождение на очень изменчивые политические дивиденды. Тот, кто сегодня в Украине при власти, через год может оказаться в оппозиции. И наоборот. Ранее непримиримые противники со временем становятся союзниками, а союзники – противниками. Церковь же должна оставаться над этим процессом, так как она должна быть открытой для сторонников всех политических взглядов – кроме, конечно же, открыто антихристианских. Церковь должна быть на стороне не отдельных политиков, а народа в целом, быть его совестью, духовной опорой и моральным авторитетом.

В конце концов, Бог нам даст ту власть, которой мы заслуживаем. Будет ли она для нас как благословение, или как попущение – на все Его воля. Ведь по большому счету все это – временно. Главное – спасение души, а не победа на выборах "своего кандидата".

Беседовал Владимир Ойвин