По информации «ЗН», будущий президент Украины собирается подкрепить свой имидж «православного президента», предварив инаугурацию торжественным молебном в Киево-Печерской лавре. По такому случаю для расчистки и уборки территории Киево-Печерской лавры была выделена необходимая техника в необходимом количестве. На молебне ожидаются гости. В частности, приглашение, наряду с руководителями своей страны, получил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Согласно сценарию, молебен возглавит митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Патриарх Кирилл, если он согласится посетить Киев, будет присутствовать в качестве гостя. По идее, конечно, молебен должен бы был возглавить он сам — как старший архиерей и глава церкви. Но это было бы… недипломатично.
Патриарх, насколько известно, пока не ответил ни согласием, ни отказом. Но сам факт приглашения кое о чем говорит. Ведь речь идет не о семейном торжестве, на которое приглашают друзей дома, а о государственном событии — своего рода «большом корпоративе», на который приглашают деловых партнеров. И ни одно приглашение не случайно. В частности, этот жест говорит о том, что будущий президент Украины решил поддержать в массах свой имидж не просто «православного», но «вполне определенно православного» президента. То есть не только наступить на грабли, вдоль и поперек исхоженные его предшественником, но при этом еще и притопнуть.
Впрочем, если говорить об инаугурации, то на свое посвящение в должность В.Ющенко приглашал Вселенского патриарха Варфоломея. и отдавал предпочтение молебнам в Софийском соборе, куда стекались представители разных христианских церквей Украины. Это было символично до дрожи, а перед символизмом президент Ющенко никогда устоять не мог. Будущий президент Янукович не грезит «высотами духовности», он твердо ступает «по-своему».
Однако патриарха Кирилла не уличишь, подобно Виктору Федоровичу, в бесчувственности к символизму. Поэтому его присутствие на инаугурации очень вероятно. Пожалуй, ни один другой лидер — включая российских государственных руководителей — не сделал для победы Виктора Януковича так много, как патриарх Кирилл.
Теперь он вполне может приехать «гостем». Просто постоять рядом в кадре. Но чтобы на всю страну. Причем не только (и, возможно, не столько) на эту. Виктор Федорович, возможно, не понимает власти символа над душами и умами. А патриарх — телезвезда в медиастране — о нем не понаслышке знает. Первый шаг в «Русский мир» — «духовное» присоединение Украины — сделан. То есть показан по ТВ. Что для медиастраны фактически одно и то же. Он вполне может исполнять «арию московского гостя» и позволить «младшему коллеге» разыгрывать роль хозяина. Телекамеры все сделают сами. Как они это сделали летом, во время его визита в Украину, по существу, превратившегося в первый акт предвыборного спектакля В.Януковича. Разделив заботу, не грех разделить и триумф. Причем если для прочих частей российского триумвирата победа В.Януковича, по утверждениям скептиков, — уравнение с парочкой неизвестных, то для патриарха Кирилла это несомненный повод, по крайней мере, для удовлетворенной улыбки в бороду.
Можно не сомневаться, что в день инаугурации на предшествующем молебне мы увидим весьма византийский сюжет единения церковного и светского, растиражированный телевидением. Сюжет довольно популярный и обкатанный в России и до сих пор довольно коряво выглядевший у нас. Президент Кравчук рядом с патриархом Филаретом выглядел одиозно. Президент Кучма рядом с любым главой церкви — неуместно. Президент Ющенко со своими неуклюжими церковными прожектами — смешно. С участием любого президента подобные ТВ-сюжеты вызывали раздражение, а не умиление. Так ведь и в России только патриарху Кириллу удалось облачить государственно-церковные отношения во что-то по-царьградски блестящее.
Недаром он потратил столько собственного обаяния на Виктора Януковича. Теперь мы получаем в государственные лидеры человека, пришедшего с готовым имиджем «православного президента». В этой короткой фразе содержится, впрочем, камень преткновения. Может ли себе позволить человек, претендующий на роль лидера нации, называться «православным президентом», если его нация выраженно поликонфессиональна? Причем неправославные составляют весьма солидную ее часть. Как и любой другой человек, Виктор Янукович может исповедовать любую религию, но в качестве президента ему, наверное, следовало бы оставаться вне всего того, что до сих пор разделяет, а не объединяет его страну.
Имидж «православного президента» сыграл свою роль в избрании В.Януковича. Для большинства «канонических православных» — от владык до бабушек и девушек, посещающих соседнюю церквушку, — он просто «истинно верующий православный человек». На Афон ездит. Духовник у него в Лавре. Пожертвования щедрые раздает. Их не смущает, что все в этой стране — от девушек до бабушек — знают и о его паломничествах, и о его пожертвованиях. Что даже скромные молебны еще далеко не президента В.Януковича обязательно сопровождались фотографом, а фотосессии выкладывались в открытый доступ в Интернет, а не пополняли семейный альбом. Никого не коробит публичность в столь интимном вопросе, которая фактически превращает пожертвование в гонорар, а священников, приютских детей и даже глав церквей в старательных статистов пиар-шоу. Никого не коробит — ни зрителей, ни самих статистов.
О том, что «Украина — не Россия», любили говорить последние пять лет. Следующие пять лет нам придется узнать, в каких именно вопросах и сферах жизни это утверждение работает, а в каких нет. Президенту, который пришел к власти под религиозным знаменем, разделяющим его собственную страну (зато обеспечивающим поддержку в другой стране), придется столкнуться с массой неприятностей у себя дома. Отчего дому тоже вряд ли должно быть радостно. Несмотря на красивые церковно-политические шоу и, наконец, хоть где-то на малом участке столицы убранный снег.
Екатерина ЩЕТКИНА