Голос России

Ватиканская официальная газета "Оссерваторе Романо" ("Римский обозреватель") опубликовала хвалебную статью в адрес Карла Маркса.

По мнению британских журналистов, появление подобного материала в таком издании может фактически означать официальное признание Ватиканом учения Карла Маркса.

Відео дня

- "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа", - написал Карл Маркс в одной из своих работ. Теперь же представители Святого Престола ответили философу, признав его правоту по некоторым социальным и экономическим проблемам. Автор статьи, профессор Папского Григорианского университета Георг Занс отмечает, что в ситуации нехватки ресурсов в современном мире следует задуматься о справедливости их распределения. По словам профессора, в работах Карла Маркса содержится правильный анализ несправедливого распределения капитала.

Историк-религиовед Алексей Юдин объясняет, что для Католической церкви такое заявление можно назвать реабилитацией Карла Маркса: "До этого учение Маркса, имя Маркса в католической литературе, тем более в официальных документах или близких высказываниях, употреблялось в сугубо негативном свете. Марксизм был осужден, и Бенедикт XVI совсем недавно повторил это осуждение, назвав марксизм одним из бедствий ХХ века".

Однако такое отношение, рассказывает Юдин, означало и повышение внимания к предмету осуждения. Марксизм изучали пристально и тщательно, и автор нынешней статьи в "Оссерваторе Романо" Георг Занс является ведущим специалистом по немецкой философии. По словам российского историка, нынешняя реабилитация Маркса и марксизма связана с новыми реалиями мирового порядка, о которых Папа римский уже упоминал в своей последней энциклике: "Собственно, энциклика, которая называется Caritas in Veritate, то есть "Милосердие в Истине", посвящена современным аспектам глобального кризиса, новому порядку, который бы привел к естественной гармонии между человеком и окружающим его миром".

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий предложил рассмотреть публикацию еще с одной стороны. По его словам, автор статьи мог обратиться к той части католических священников, которые придерживаются левых взглядов: "Очень много священников с леворадикальными взглядами. В Латинской Америке это все получило название "теология освобождения". В данном случае можно сказать, что "теология освобождения" добилась определенной победы, то есть в данном случае не столько даже Маркса реабилитируют, сколько признают закономерность и правильность тех выступлений, которые делают левые ватиканские католические священники".

Алексей Юдин с таким объяснением в принципе согласился, хотя и отметил, что если статья и преследовала подобную цель, то этот смысл был запрятан довольно глубоко.

А как отнеслись к этому в России, где отношения церкви и марксистов имеют долгую и тяжелую, можно даже сказать, трагическую историю? Один из лидеров российской Компартии Виктор Ильюхин расценивает этот шаг как подтверждение правильности и верности учения Карла Маркса: "Ну что же, лучше поздно, чем никогда. И мы всегда считали, что учение Маркса не потеряло своей актуальности, а экономический кризис заставил многих бизнесменов, как говорится, искать "Капитал" Маркса. Это основополагающий труд. Может быть, действительно копья-то не ломать и не воевать с религией, а использовать во благо Отечеству".

Что же касается Православной церкви, то, как объяснил глава пресс-службы Московской патриархии отец Владимир Вигилянский, официальной общей позиции по отношению к Марксу и марксизму у церкви нет. Но лично он сам считает, что в России некоторые аспекты учения Маркса, такие, как классовый подход, могут восприниматься довольно болезненно: "Русскому уху, после того как русский народ на практике, на опыте испытал на себе, что такое классовый подход в жизни государства и общества, это вообще слышать смешно, а, с другой стороны, трагично". При этом, по словам Вигилянского, среди православных священников немало тех, кто придерживаются довольно левых взглядов. Но до создания каких-либо организаций или течений внутри Православной церкви дело не дошло.