Понеділок,
23 жовтня 2017
Наші спільноти

«Союз с дьяволом не может быть оправдан»

Взгляд

Взгляд. 9 сентября. Неожиданное заявление сделала Русская православная церковь за границей во время заседаний Архиерейского Синода. В опубликованном на официальном сайте РПЦЗ отклике на книгу Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века» говорится, что генерал Власов не был предателем. «Если уж сопротивление большевизму и нуждается в символах, то на этот постамент можно было бы воздвигнуть какую-то иную, менее спорную фигуру», - ответил на это профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) не считает генерала Андрея Власова предателем. Об этом говорится в отзыве Архиерейского Синода на книгу протоирея Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века», размещенном на сайте РПЦЗ.

«Трагедия тех, кого принято именовать «власовцами», т.е. участников движения, на основе которого возникла Русская освободительная армия (РОА), поистине велика. Нам думается, что для лучшего понимания происходившего в России и с Россией в переломные годы минувшего столетия следует избегать «черно-белого» истолкования исторических событий. Эти события по самой своей природе были настолько сложны, внутренне противоречивы и многослойны, что попытка охарактеризовать их каким-либо одним словом-понятием заранее обречена на провал», − говорится в сообщении.

По мнению РПЦЗ, именование деяний генерала Власова предательством есть легкомысленное упрощение тогдашних событий.

«В русском зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, генерал А. А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России, − отмечается в отклике РПЦЗ. − На вопрос: «Были ли генерал А. А. Власов и его сподвижники предателями России?» мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято, делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривались «власовцами» исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, «власовцы», готовы были при необходимости противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины».

Напомним, что генерал-лейтенант Красной армии Андрей Власов (1901−1946), будучи командующим окруженной 2-й ударной армией, попал в немецкий плен 11 июля 1942 года. В окружении Власов согласился сотрудничать с немцами и возглавил так называемый Комитет освобождения народов России и Русскую освободительную армию (РОА), в которую набирали пленных красноармейцев. 12 мая 1945 года был задержан при попытке пробраться в западную зону оккупации.

1 августа 1946 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Власова казнили через повешение. Военная коллегия Верховного суда РФ в ноябре 2001 года отказала в его реабилитации в части нарушения воинской присяги и измене родине.

«Генерал Власов − это человек, который как минимум трижды нарушал армейскую присягу: он присягал царской, Красной, а потом − гитлеровской армии. Все три присяги он нарушил. В заслугу ему можно поставить только последнее из этих предательств», − заявил в ответ на заявление РПЦЗ «Интерфаксу» профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

По его словам, это слишком радикальное обеление тех мундиров, которые меняли на себе Власов и его сподвижники.

«Неужели РПЦЗ не понимает, какую ответственность берет на себя и на всю Церковь такими, например, словами: «Все, что было ими (А.Власовым и его сподвижниками – прим. ред.) предпринято, делалось именно для Отечества?!» − заявил отец Андрей.

Комментируя то, что Синод делает свое заявление от имени всего русского зарубежья, протодиакон отметил, что, во-первых, «даже Синод Русской зарубежной церкви не имеет права говорить от имени всего русского зарубежья. Во-вторых, в политическом и историческом смысле совершенно точно, что далеко не все русское зарубежье готово героизировать генерала Власова.

В-третьих, если уж «русская Вандея», то есть сопротивление большевизму, и нуждается в символах, то на этот постамент можно было бы воздвигнуть какую-то иную, менее спорную фигуру», − считает отец Андрей.

С осуждением к заявлению РПЦЗ отнеслись и в российском историко-просветительском и правозащитном обществе «Мемориал».

«Союз с дьяволом не может быть оправдан. Для меня Власов остается фигурой с безусловно отрицательным знаком», − заявил глава «Мемориала», историк и правозащитник Арсений Рогинский.

РПЦЗ возникла в 1920-е годы как русская православная эмигрантская церковная организация, вышедшая из административного подчинения Московскому Патриархату после революции 1917 года. Сторонники РПЦЗ считали Московский Патриархат несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений и порабощении у большевистского режима. После создания СССР РПЦЗ носила статус антисоветской монархической «эмигрантской религиозно-политической группировки». Тем не менее РПЦ признавала полное каноническое общение только с РПЦЗ, считая ее самой близкой церковью среди других.

В мае 2007 года в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, гласящий, что «Русская православная церковь за границей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной русской православной церкви».

Принятые 27 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ поправки к Уставу РПЦ (от 2000 года) определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата.

Оксана Бойко

Читайте про найважливіші та найцікавіші події в УНІАН Telegram та Viber
Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
loading...

Чи подобається Вам новий сайт?
Залиште свою думку