Православие в Украине
Регулярно официальные церковные сайты публикуют новости о том, что в тот или иной город привезли для поклонения верующих мощи того или иного святого (чудотворную икону, список чудотворной иконы, список списка чудотворной иконы etc.). И так же регулярно в связи с этим возникает ряд вопросов, которые часто обсуждаются православными на «церковных кухнях», а иногда попадают в сеть.
Мне самому частенько приходилось и приходится принимать участие в этих разговорах, и не секрет, что разговоры эти носят негативный характер. Причём, неконструктивно негативный характер. То есть, мы принимаем позу судии, врача-диагноста. Диагностируем болезнь, но при этом ничего не говорим о возможном лечении (как и о том, насколько верен наш диагноз).
Наверное, безрезультатно просто критиковать и ждать, что всё решит священноначалие, или даже вообще ничего не ждать, а просто брюзжать. Попробуем посмотреть на проблему всесторонне: что, все-таки, смущает людей в связи с привозом святынь, насколько серьезны тенденции, которые вызывают у нас опасения, и, самое главное, что с ними делать?
Как правило, весь негатив сводится к двум пунктам
Во-первых, выставляется на вид коммерческая сторона вопроса.
Некоторые справедливо отмечают, что такие частые и обширные «туры» с мощами — вещь в православной традиции сравнительно новая. Не секрет, что за время поездок с мощами в церковную копилку поступают некие средства — пожертвования от тех, кто приходит поклониться святыне. И как часто в связи с этим можно услышать досадный ропот на очередной приезд мощей и сравнение этой практики с «турами» и «гастролями».
Во-вторых, народ, который толпами стекается на поклонение, зачастую далек от христианского понимания почитания святых. Как часто приходится видеть, что люди готовы выстраивать часовые очереди к мощам, но при этом не идут на Литургию и не причащаются. Казалось бы, что важнее – соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии или приложиться к останкам одного из Его последователей? Однако, увы, мы не часто видим такие же очереди перед причастной Чашей в храме.
Бывает (особенно в больших городах), что мощи святого уже есть в каком-либо из других местных храмов и монастырей. Туда люди не особо стремятся, но как только привозят в город частицу «побольше», сразу выстраивается очередь. А разве почитание святыни зависит от ее размера?
Также, если послушать разговоры в такой очереди, можно лишний раз убедиться, что люди идут вовсе не для того, чтобы покаяться и изменить свою жизнь в духе и букве христианского вероучения. Они идут лечиться: «Что-то у меня давление скачет, вот привезли мощи Пантелеимона Целителя, пойду, может, поможет».
Есть ещё более странные моменты, когда человек приходит напитаться «благотворными энергиями». Или совсем запущенные случаи, когда «бабки» и экстрасенсы приходят набраться у мощей «сил» для своих «целительств».
Вот, как говорит об этом один игумен: «Печально сознавать, что мощи святых почитают больше, чем Господа нашего Иисуса Христа.
Еще более печально видеть, что люди, для которых мощи святых являются большей святыней, чем даже Тело Христово, считают себя истинно православными, а когда напоминают им, что рядом пребывает сам Христос на престоле, большее чудо, чем святые мощи, рассматривают это как проявление модернизма. Хотя настоящими модернистами являются те, которые выдают новые формы благочестия за древние формы христианского почитания мощей. Почитание мощей обосновывается именно Воскресением Христовым. Оно должно присутствовать в иерархии ценностей православного христианина, занимать там важное место, но вместе с тем все должно быть выстроено верно».
Попробуем этот негатив рассмотреть взвешенно
О деньгах. Это, пожалуй, самый больной вопрос. Но давайте будем реалистами. Много ли доходов у большинства приходов и монастырей? Мнения и представления о церковных богатствах рядовых обителей часто очень преувеличены. Но ведь нужно же и монастырям с чего-то жить. Это ведь не просто общины аскетов, которые не нуждаются в «презренных деньгах» и «питаются Духом Святым».
Если обитель древняя, то это ведь ещё и наследие мировой, и, в первую очередь, христианской культуры. Это древние храмы с древними росписями и мозаиками. Это древние иконы, рукописи и предметы прикладного искусства (священные одежды, литургические предметы и т.д.). Всё это необходимо как-то содержать, хранить и реставрировать. И на это нужны очень и очень большие деньги. Что же плохого, если какой-нибудь греческий, например, монастырь привезет в нашу страну некую святыню, и братия помолится вместе с нами?
Точно так же для молодых строящихся храмов, когда нет помощи от спонсоров или прихожан (нас с вами), это может быть подспорьем в строительстве. И это, видимо, не тот повод, чтобы поговорить о «попах на мерседесах».
Теперь о суеверии. Да, действительно, очень большой процент народа, приходящего к мощам, далек от христианского идеала (впрочем, как любой из нас). Но, ладно, сами не пойдём, мотивируя тем, что «не хотим быть причастными к суеверию». Но, в праве ли мы лишать других радости общения со святыней? Можем ли мы быть уверенными, что молитвами того святого, к мощам которого идёт человек, этот самый человек не получит духовной пользы? Да и стремиться получить телесное исцеление у мощей разве плохо?
Как бы то ни было, практика есть, и есть повод подумать, как обратить ее во благо.
И здесь тот самый случай, когда не стоит просто сетовать в междусобойчиках. Особенно это касается духовенства и церковнослужителей. Ведь, в самом деле, какое здесь поле для миссионерства! Человек сам, без принуждения, идёт в храм. Идёт не просто «свечку поставить». Это тот самый случай, когда можно и нужно с людьми молиться и им проповедовать. Излагать истины христианства и обличать суеверия. Многие ли из нас это делают? Что уж тогда сетовать и досадовать. А как важно было бы обратить человека, который пришёл побужденный суеверием, а ушел бы с верой.
Есть такая евангельская фраза: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лук.16, 9). Быть может, это применимо и к этому случаю?