Итак, Петров пост. Как, опять?.. Не вяжется весёлая атмосфера лета с этим строгим и обязывающим словом — пост. Как увидеть и прочувствовать его красоту и пользу?
Итак, Петров пост.
Как, опять?.. Вроде бы совсем недавно была Святая Четыредесятница, долгие строгие богослужения, земные поклоны, тихие песнопения хора. Пассии, покаянный канон, особенные великопостные Литургии, Страстная.
В феврале и марте поститься было легко и радостно: земля воскресала после глубокого зимнего сна, и в этой тиши и смирении природы органично и естественно утишалась и смирялась душа в ожидании Благой вести о Воскресении Христовом.
И как теперь не вяжется весёлая атмосфера лета, тополиного пуха, отпусков и купального сезона с этим строгим и обязывающим словом — пост. Как поститься, если пришла пора на пляж, на курорт, «на шашлыки на дачу»? Если буйствует в своем плодородии земля и вся природа? Если еще один результативный трудовой год позади и самое время, казалось бы, отдыхать, расслабляться и наедать щеки?
Но «не вяжется» — это только на первый взгляд. На самом деле — лето и время радости как раз и соответствует духу Петрового поста.
Как полюбить Петров пост? Как увидеть и прочувствовать его красоту и пользу? Мысли умных людей на этот счет читайте в нашей нынешней колонке.
Епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев): «Пусть каждый себя спросит: я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть?»
Вопрос Петрова поста, если вы обратили внимание, возник именно в последнее время. Уж и не знаю, почему... Кажется, просто для того, чтобы самим пояснить, почему не постимся, почему так не хочется поститься :-)
Но для меня Петров пост особенной проблемы не составляет. Сам его образ, его богослужебный строй, подразумевает совершение вполне постовых служб, в иные дни даже и без Литургии (так называемые аллилуйные службы). То есть, в идее Петрова поста, как богослужебного отрезка года, пост как строй жизни содержится. И наша богослужебная традиция видит Петров пост временем вполне постным.
В принципе, на этом можно и заканчивать, кажется. Но! Очень проблемным является сам призыв делать в Церкви что-либо (например, поститься) «как раньше», «как в древней Церкви». Где критерий этой древности? I век? — Но тогда, в принципе, только начиналось формирование самого церковного года, и говорить об общепринятых традициях поста сложно. III век? — Еще не укоренилось многое, многого еще не возникло... V или X века? Или, может, XV?..
Церковь с ее глубочайшим по смыслу и значению богослужением тем и удивительна, что, развиваясь в формах, остается постоянной в своей основе. Вернее, в Основе — Христе, и в том, что все бываемое в Церкви за богослужением и призываемое к жизни церковным благословением направлено на создание условий для спасения каждого.
Потому, если сказать совершенно честно, пост (и в смысле богослужебного устроения, и в плане, собственно, «это есть, того не есть») является для членов Церкви неким идеалом жизни. И верно говаривал мудрый священник, что со временем жизнь христианина должна стать всегдашним постом — воздержанием от излишнего, обузданием пожеланий плоти, отсечением страстей.
Кроме того, вспомним, что пост вообще ведь не только (часто и не столько) диетологические предписания, но «да постится твой ум от помыслов суетных» и так далее. И пост — всякий — это и «мати целомудрия», и «обличитель грехов», и «проповедник покаяния», как поется Великим постом; пост для Церкви — жительство Ангелов и спасение человеков. Кому ж он такой мешает?
Что касается «простецкого вопроса» о том, куда девать те дары, которые Господь посылает (молочную продукцию и яйца), так ведь многое что Господь посылает и заботясь о непостящихся (а их, знаете, очень много). Но именно во время Петрова поста столько всяких витаминов в виде фруктов-овощей, что как же тут не попоститься :-)
Если говорить об особенностях питания, то Петров пост по-церковному достаточно нестрогий: разрешается рыба в субботу и воскресенье, в праздники.
Разумеется, пост послабляется для больных и стариков, для беременных и кормящих. Но — опять-таки, но! Часто для некоторых стариков и больных, например, испрашиваемое благословение на молочное вызвано не столько немощами плоти, сколько, уж простите, привычкой к еде. Говорю и как служащий не один год в священном сане, и как врач. Иному старику не так оно просимое и полезно, просто так ведь легче — поел и все.
Потому хочу призвать паству к рассудительности. Не пастырей — они, по заповеди, милуют пасомых, но именно паству. Редко когда священник не благословит на послабление поста пришедших. А вот просящие пусть честно себе скажут: я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть? Пусть правильно решит каждый.
Петров пост полезен для нас как очередное доброе упражнение и в послушании Церкви, и в обуздании своей воли, и в ограничении своих пожеланий.
Дай Бог каждому пройти небольшой и совсем нетрудный постный путь с настоящей радостью. Дай Бог, чтобы пост для нас превратился все же из преимущественно диеты во время, особенно посвященное самосовершенствованию и духовному возрастанию.
Игумен Алипий (Светличный): «Если не смотреть на Петров пост как на врага комфортной жизни, то начинаешь видеть в нём, прежде всего, доброго друга…»
Если рассуждать о Петровом посте (Петровке), то можем оказаться перед исторической дилеммой: никто точно не может сказать, когда и по какому поводу он был установлен. Более того, историки не уверены, что он был установлен. И склоняются к мнению, что он сам собой утвердился по обычаю.
Кстати, очень интересное народное мнение о возникновении Петрова поста приводит российский писатель ХІХ века Мельников-Печерский. Он пишет, что якобы «бабы вымолили у Бога этот пост, чтобы в весенне-летнюю страду поднакопить маслица и яиц, а то в это время мужики-роботяги слишком охочи до жирной еды».
Безусловно, что этот пост привязан к двум датам: Пятидесятнице и дню святых апостолов Петра и Павла. Между ними он и расположен. Но следует помнить, что начинается он сразу после Недели всех Святых. Это немаловажное замечание.
Дело в том, что в раннехристианские времена, когда день святых первоверховных апостолов был установлен на точную дату, связанную с освящением базилики в честь этих святых в Новом Риме, праздник воспринимался верующими как день всех мучеников. И только со временем была разграничена в датах память апостолов и память всех святых.
Так вот, ко дню всех мучеников христиане не могли приступать как-то буднично. Ещё слишком свежи были в памяти страдания святых, и жива была потребность следовать за ними. Новый пример, хоть как-то заменявший открытое мученичество, давали анахореты строгим соблюдением поста. И эта потребность в посте была естественной для горячих в вере. Он же прививался, как необходимость, в виде благочестия и последующим поколениям.
Пост не был тягостью. Ещё в средине ХХ века у верующих к посту было отношение, как к важному событию, которое сродни самому грядущему празднику. Например, с началом поста всегда друг друга поздравляли. В украинских сёлах и сегодня можно услышать приветствие: «З Петрівкою будьте здорові!». У старообрядцев принята форма: «С пощеньицем во спасение!» приветствовать друг друга во все посты. Народ к постным дням относился с благоговением, хотя иногда формализированно. У того же Мельникова-Печерского описывается, как постились старообрядческие купцы: это целый ряд постных блюд, которые сегодня, кажется нереально вместить в себя! Но строго блюли состав кушаний, чтобы не оскоромиться…
Печально, что к Петрову посту сегодня отношение у многих пренебрежительное, иногда равнодушное. В какой-то мере это объясняется порой отпусков. Дело в том, что в цивилизованном мире абсолютное большинство людей сегодня — горожане. И летняя страда со своими обычаями и условностями больше не волнует человека. Он просто хочет комфортно провести время. А в путешествии наслаждаться оплаченным. И пост становится обузой, которая с каждым годом всё больше раздражает. И можно даже встретить священнослужителей, которые возмущаются обилием постных дней, а иногда и открыто благословляют своим прихожанам пост не соблюдать.
Надо сказать, что о таком поведении священников упоминает С.Фудель в своих мемуарах. Это пагубное поведение распространялось, как зараза, перед самой революцией. И затем вылилось, в печальной памяти, обновленческое движение.
А что такое «обновленчество»? Это безразличное существование в формальном православии. Где делается попытка жить вне опыта Церкви, если хотите, без святотеческого романтизма. И потому само существование Петрова поста, как напоминание о ЮНОСТИ ХРИСТИАНСТВА, очень ценно. И, думается, что его следует неукоснительно держаться (он очень лёгкий!), чтобы достигнуть великого дня торжества святых апостолов.
Что же касается вопросов частных, например, отпускных проблем в питании, то здесь следует помнить, что не всегда пищевой пост можно соблюдать только в составе продуктов, отказываясь от скоромного. Но можно, вкушая скоромные блюда, ограничить себя в количестве потребления! И это будет тоже пост.
Но, опять же, важнее помнить о сути поста в вопросе исправления себя им. И, если не смотреть на Петров пост как на врага комфортной жизни, то начинаешь видеть в нём, прежде всего, доброго друга, с которым можно приобрести самое ценное – спасение. А с ним Царство Небесное. Которое суть в нас есть. Ради такого не жалко и немного потрудиться в течении поста.
Протоиерей Георгий Коваленко: «Апостольский пост – это время просветительской деятельности»
Петров пост – это многовековая традиция нашей Церкви. Истоки свои он имеет в Священном Писании и считается Апостольским — приурочен ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И своим основанием имеет цитату из Священного Писания, когда Господь сказал: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Мы знаем, что начинается пост после Вознесения, Пятидесятницы — когда Господь закончил Свой земной путь: «Жених отнялся», «пришли дни» поститься.
Петров пост не тяжел с точки зрения ограничений в пище. Мы воздерживаемся от мяса в то время, когда вокруг все цветет и приносит свои плоды. Во время этого поста разрешена рыба.
Что касается воздержания от молочного и яиц, которых сейчас в селах в избытке, то нужно смотреть по ситуации. Если у вас хозяйство, если вы занимаетесь изготовлением сыра, творога и других продуктов молочного происхождения, то нужно посоветоваться со своим духовником, и принять разумное решение. Если же вы молоко покупаете в магазине, то ничего страшного не произойдет, если в дни поста покупать его не будете.
Несмотря на разговоры, которые возникают в отношении «Петровки», лично я не вижу, что может быть скучного или унылого в Петровом посту. Если для нас пост составляет трудность, то, возможно, стоит пересмотреть свое отношение к пище? Тот человек, который умеет хорошо готовить и при этом не делает из поста культа, сможет приготовить вкусную трапезу из любых продуктов. А сейчас лето, все цветет, огромное количество зелени, овощей, фруктов: перед нами те продукты, которых мы ждали целый год, мы имеем возможность их вкушать и радоваться им.
И мне кажется, в этом посту главный посыл, который должен быть – это миссионерский, апостольский, просветительский. Если Великий пост – это время покаяния, Рождественский – время подготовки к Рождеству, то Апостольский или Петров пост – это время просветительской деятельности. Это время пообщаться со своими крестными или крестниками на духовные темы, время почитать духовную литературу и поделиться мыслями от прочитанного с ближним. В эти дни многие проводят в отпуске на берегу реки, моря или просто у себя дома, то есть, имеют свободное время. И это свободное время – Петров пост – можно наполнить духовным просветительским содержанием.