Читая на православных блогах, сайтах и животрепещущих журналах диалоги и словесные баталии, можно часто встретиться с явлением, которое на широких просторах психоаналитического интернета прозвали Синдромом Поиска Скрытого Смысла. В нашем варианте он заключается в том, что авторы комментариев уверяют, будто материал заказной, журналист жидомассон, главный редактор куплен Россией, а игумен монастыря, занимающегося издательством, — спецслужбами. При этом авторы убеждают друг друга, что нужно учиться читать между строк…
«Я уже все сказал». Автор
Умберто Эко в своем «Маятнике Фуко» пришел к выводу, что скрытый смысл можно увидеть и в надписи в метро «не прислоняться». Кстати, замечено, что СПСС обычно страдают интеллектуалы, скучающие по школьным сочинениям типа: «Автор хотел сказать». И что же такого хотел сказать автор, но так и не смог, что учащиеся должны были помочь ему своими сочинениями, — обычно можно было узнать в предисловии или послесловии к книге.
Удивительно, что это послесловие не всегда совпадало с идеей романа, но всегда было созвучно генеральной линии партии. Так мы были приучены домысливать и догадываться, что там, где была показана несчастная любовь, автор хотел показать классовую идейную борьбу, там, где встречается чье-либо жизнеописание, на самом деле автор хотел показать ужасы жизни в царской России.
Я не являюсь поклонницей Дарьи Донцовой, но с удовольствием прочла отрывки из ее автобиографии: «Я не стану сейчас перечислять всех, кто жил в писательском городке, постараюсь лишь припомнить друзей родителей: П. Нилина, А. Вознесенского, З. Богуславскую, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Тевекеляна, Л. Кассиля, С. Смирнова, И. Андроникова, И. Штока… Я определенно кого-то забыла. Самые близкие отношения связывали папу и маму с семьей Валентина Петровича Катаева… В детстве я совершенно не понимала, в окружении каких людей живу. Ну, бегает со мной наперегонки Корней Иванович, ну написал мне Валентин Петрович сочинение, заданное в школе на тему «Образ главного героя в повести Катаева «Белеет парус одинокий». Самое интересное, что он получил за него тройку и потом дико хохотал, изучая мою тетрадь, всю испещренную красными замечаниями, начинавшимися со слов: "В.П. Катаев хотел сказать…"». Очевидно, советская учительница лучше знала, что хотел сказать автор.
Тест на зависимость
И вот какой вопрос бередит умы блогеров сегодня: «Как же нам приноровиться читать не буквы и даже не слова, а то, что написано?» Тут возникает вопрос номер два: «А зачем нам, в принципе, читать, что написано?» Даже предлагается домашнее задание: «Перестаньте читать немедленно данный текст». Думаю, если у вас получилось, значит, вы не текстозависимы, если нет, то, быть может, вы редактор или корректор.
В принципе, ответ на этот вопрос уже существенно облегчит всем жизнь. Если ответ на него: «Я читаю этот текст, чтобы найти причины обвинить автора в…», — то текст можно даже не читать. Можете прямо писать все обвинения в комментарии. Неужели вы думаете, что кто-то, кроме автора, будет сверять это с оригиналом.
Ежик со смыслом
Хочу заметить, что отсутствие скрытого смысла не означает отсутствие смысла как такового. Часто люди ищут в чем-то скрытый смысл, потому что не хотят верить, что жизнь вокруг них обыкновенна и не населена «оборотнями» из романов Стругацких, и сами они обыкновенны и обыденны. Да! Обидная обыденность.
Помню, как присутствовала при попытках студента литературного факультета растолковать скрытый смысл открытки «С Днем рождения!». На ней был нарисован ежик с ромашками из мультфильма «Трям! Здравствуй!». Студент объяснял, что ежик — это символ агрессии и злости, а что он держит ромашки — означает попытки зла скрыться под белыми и чистыми состояниями и событиями. Взгляд ежика направлен в небо – это символ того, что зло хочет захватить духовное небо. На открытке надпись «С Днем рождения» значит, что зло рядом с нами с первого момента нашей жизни. Подумала тогда: «А что, если показать ему карту автомобильных дорог?..».
***
«Автор хотел сказать», что он работает на «систему» и защищает, потому что ему платят. Автор все выдумал или списал из «источника». Конечно, он не написал это прямо, но любой желающий может прочесть это между строк. А еще между строк было написано… О! Великое искусство поиска скрытого смысла, как понять, где заканчиваешься ты, и начинается Синдром.