Православие в Украине

Встречая на улицах людей, просящих подаяние, каждый из нас хоть раз задавался вопросом: «А правильно ли я поступаю, давая или, наоборот, не давая милостыню?». Конечно, можно легко отыскать убедительные аргументы как «за», так и «против» подачи милостыни. И кто-то эти аргументы уже нашел, кому-то это еще не удалось, а некоторые и вовсе утвердились в мысли, что все попрошайки – мошенники.

И все-таки, никто не может быть до конца уверенным в своей правоте. Каким должно быть истинное милосердие? Кому и как подавать милостыню? Об этом мы беседуем со священником Константином Иванченко, настоятелем храма в честь преподобного Лаврентия Черниговского при госпитале инвалидов города Винницы, главным редактором газеты «Одигитрия» и новостной ленты «Седмица – православные новости за неделю».

Відео дня

– Отец Константин, в чем состоит милостыня? Каков ее духовный аспект?

– Милостыню не нужно путать с храмовыми пожертвованиями. Милостыня, в моем понимании, это некие блага, которые мы можем дать другим людям по своему собственному желанию. Это не похоже на квартплату или налоговые взносы. Это является свободным изъявлением любви к другому человеку. Милостыня не должна преследовать корыстных целей, иначе это будет выглядеть как попытка купить себе Царствие Небесное или уважение других людей. Милостыня – не зарплата хорошему человеку, чтобы он о нас хорошо думал. Милостыня творится из любви к человеку.

Каждый человек – это образ Божий. И как Господь печется не только о спасении, но и о благах людей, так и мы должны помогать другим. Как Господь милует всех, так и мы, уподобляясь Богу, должны быть милостивыми ко всем. Господь изливает свою милость на каждого – на праведных и неправедных. И несмотря на неправедную жизнь нищего, которая довела его до такого состояния, Господь и его любит и милует…
Высшая степень милости – дать не просто хлеб, а то, что действительно необходимо

– Безусловно, творение милостыни является добрым богоугодным поступком, через который мы проявляем свою любовь к ближнему и заботу о нем. Но всегда ли поданная нами милостыня пойдет ближнему во благо? Ведь, к сожалению, среди нищих, наших ближних, есть и такие люди, которые будут использовать собранную милостыню на выпивку или для удовлетворения иных своих пороков.

– Господь посылает нам не только необходимые блага, но и сверхнеобходимые. У нас в гардеробе есть несколько дублирующих вещей или обуви. И нас не удивляет, что милость Божию мы тратим не на необходимое, а на роскошь. Самая простая милостыня – давать без разбору. Значительно сложнее давать милостыню с рассуждением. Сложность в том, что другой человек должен позволить войти в его жизнь и взять милость на потребу. И тут надо давать не только средство, но и часть своего таланта, времени, любви. Я считаю, что это значительнее милости. Высшая степень милости – дать не просто хлеб, а то, что действительно необходимо.

Есть китайская пословица: «Если хочешь сделать человеку добро не на один день, а на всю жизнь, то лучше его не рыбой накормить, а научить самого ловить себе рыбу, чтобы он мог сам накормить себя всегда, когда ему захочется есть». Надо поступать так, чтобы не вышло, что получая каждый день рыбу, они уже не захотят ловить ее сами.

Об одном винницком священнике рассказывали, как к нему подходил нищий и просил на хлеб. Священник покупал ему хлеб, пока продавцы не сказали, что нищий возвращает его в магазин. В следующий раз священник попросил в магазине нарезать этот хлеб. Больше нищий к нему не подходил. Другой случай: семья, которая привыкла просить, попросила денег на лекарства. И благотворительница купила их, а нищие демонстративно выбросили их в мусорку.
Ответственность за неправильное употребление милостыни несет тот, кто принял ее

– Батюшка, а несет ли подавший милостыню ответственность за то, для каких дел, добрых или злых, эта милостыня будет употреблена?

– Считаю, что не несет. Ответственность за неправильное употребление милостыни несет тот, кто принял ее. В книге «12 Апостолов», в 4-й главе говорится, что человек неповинен в том случае, если он дает недостойному, лучше давать без колебания. А в 1-й главе говорится: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаешь». Можно давать без рассуждений, и ты будешь неповинен в этом. А можно давать с рассуждением. Все зависит от того, как вы сами захотите распорядиться милостыней. Но никогда не завидуйте деньгам нищего, его хлеб очень горек.

– Из СМИ мы знаем, что очень часто люди, просящие на улицах подаяние, работают на криминальные структуры. И у многих в связи с этим нет уверенности в том, что поданные деньги уйдут по назначению. Как быть в таком случае?

– К сожалению, криминальные структуры кормятся не только от нищих, но и от наших зарплат. И пока государство не справилось с этой проблемой, лучше будет дать нищему – ему меньше попадет от его хозяина. Оттого, что вы не дадите, проблема не решится. Наоборот, нищий может стать карманником или домушником.
«На месте катастрофы первым делом бежать к тому, кто молчит, а не кричит»

– Отец Константин, на улицах многих городов можно увидеть так называемых «мамочек» с детьми, которые почему-то всегда спят. Откровенно говоря, у меня всегда сердце сжималось, глядя на них. А знакомый милиционер сказал, что, как правило, это не их дети, и детей, чтобы спали, накачивают алкоголем. Пройти мимо – совесть не позволяет. Как правильно поступить?

– Дать нужно, но какую-то маленькую плату. И тут является большей проблемой то, что милиция, зная все это, не решает проблему.

– И последний вопрос. Кому все-таки подавать милостыню? Ведь среди сотен «поддельных» нищих может промелькнуть один настоящий? Как узнать, кто действительно нуждается?

– Я не делаю анализа святоотеческих текстов. Я сейчас рассуждаю как священник с 11-летней практикой современного пастырского служения. Советовал бы подавать тем, кто не просит. У врачей экстренной помощи есть негласное предписание: на месте катастрофы первым делом бежать к тому, кто молчит, а не кричит. Потому что молчащий, возможно, уже умирает. Так же и в жизни.

Настоящие люди, которые нуждаются в вашей помощи, могут быть вашими далекими родственниками или соседями. Я знаю семьи, которые реально нуждаются, но не помню, чтобы они просили милостыню. Предлагаю выбирать такие семьи и помогать им, но с очень хорошим рассуждением, чтобы не провоцировать тунеядство, когда приходят к вам в дом как за зарплатой, не желая трудиться.