Святитель Григорий Богослов свою проповедь на Святую Пятидесятницу начинает такими замечательными словами: «Кратко полюбомудрствуем о празднике, чтобы нам праздновать духовно». Зная, что каждый призван в своей чести и каждому даны свои таланты, мы будем любомудрствовать в меру своих сил и способностей, чтобы и нам праздновать духовно.
После Вознесения своего Учителя апостолы, молясь и бодрствуя, пребывают в Иерусалиме. Они ожидают великого события, которое обещал им Сам Иисус Христос, они ожидают Духа Святого Утешителя.
Сошествие Святого Духа на апостолов происходит в пятидесятый день после Воскресения Христова. В этот день иудеи праздновали один из великих своих праздников, который первоначально имел название «праздник Жатвы», так как в этот день приносили в жертву начатки того, что произвела земля. Этот праздник имел также другое название – «праздник Седмиц», так как именно на пятидесятый день (через семь недель) после исхода из Египта Бог заключает Завет с израильтянами через Моисея (Исх. 19:1-16). Этот факт объясняет огромное количество народа, которое было в то время в Иерусалиме, так как каждый иудей, желающий исполнить Закон, должен был присутствовать на трех великих праздниках: Пасхи, Пятидесятницы и на празднике Кущей.
Данное важнейшее событие христианской Церкви описано в книге Деяний Святых апостолов (Деян. 2:1-13). Евангелист Лука повествует, что ученики Христовы находились в то время в горнице «единодушно вместе». По преданию это была Сионская горница, в которой Христос совершил Тайную вечерю со Своими учениками.
«Исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). Надо отметить, что Дух Святой сообщается апостолам не частично, не в меру, но во всей полноте. Сегодня они получают полный и постоянный Дар Святого Духа. Святитель Григорий Богослов говорит по этому поводу так: «Дух Святой действовал в учениках Христовых троекратно по мере их удобоприемлемости и в три разные периоды: прежде страдания Христова – неявно: «Он дал им власть над нечистыми духами» (Мф. 10:1, 20), по Воскресении – явственные: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22) и в день Пятидесятницы – существенно».
Необходимо отметить, что Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, при этом слышался шум, как бы от несущегося ветра. Почему же Святой Дух сходит на апостолов в виде огненных языков? На этот вопрос святитель Лука (Войно-Ясенецкий) отвечает так: «Нисшествием Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, понимается то, что Святой Дух огненными сотворил сердца и ум апостолов, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести».
После того как ученики исполнились силой Святого Духа, они внезапно начали говорить на иных языках (Деян. 2:4). Всегда человеческий пытливый разум желал все объяснить, поэтому народ ничего лучше не придумал, как обвинить апостолов в пьянстве и тем как бы показал причину такой непонятной для них речи. Но надо сказать, что речь апостолов была не понятна не всем – среди множества народа были люди разных национальностей и все они удивленно говорили: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян. 2:8).
В самой службе праздника Пятидесятницы, мы можем увидеть противопоставление ветхозаветного события смешения языков при строительстве вавилонской башни и их единение в день Пятидесятницы. Например, в стихире на стиховне Церковь воспевает: «Языцы иногда размесишася, дерзости ради столпотворения, языцы же ныне умудришася, славы ради боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением, зде просветил есть Христос рыбари Духом». Вавилонское разделение народов, преодолевается сошествием Святого Духа. Дух Святой в день Пятидесятницы является в мир видимым образом с дарами спасающей благодати, для того чтобы люди снова обрели единство и собрались при духовном строении Церкви.
Как Дух Святой животворит землю в начале творения (Быт. 1:2), также Дух Святой сходит на общину апостолов и тем полагает начало Церкви Христовой, делая ее единым телом, оживленным душой. Пришествие Духа Святого подобно новому творению, подобно пробуждению жизни от смерти. Когда Дух Святой исполняет Церковь, она возрождается для исполнения своего дела – проповедания Христа Воскресшего всему миру.
В завершение хотелось бы привести слова преподобного Максима Исповедника, которые словесным образом приоткрывают нам саму тайну праздника Святой Троицы: «Троица – воистину единична, потому что Она такова по существу, и, Единица – воистину троична, потому что такова Она по ипостаси. Ибо едино божество, пребывающее по существу единым, а по ипостаси – троичным».
С праздником!