Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Эта неделя особо чтится Церковью.
«Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...» И в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.
В первый день Страстной седмицы – Великий понедельник – за богослужением Церковь вспоминает усохшую смоковницу.
«Сама смоковница – это есть образ древа, которое щедро плодоносит. И мы знаем, что по Евангельским текстам это вызывает самые широкие ассоциации. Это древо есть человек, приносящий свой плод, то есть, добрые дела, молитву, пост — те добродетели, которые способствуют его спасению, – рассказывает глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ епископ Макаровский Иларий. – Усохшая смоковница – есть образ противоположный. Это образ человека, который утратил способность плодоносить – не совершает молитвы, не совершает дел милосердия, не примыкает к тому благодатному источнику, который может его напоить. Вот эту лишенность благодати Святого Духа, той благодати Божьей, которая спасает человека, и являет собой смоковница, которая усохла, то есть лишилась влаги. А мы знаем, что под влагой в религиозном смысле как раз подразумевается живительные токи благодати Господней, благодати Святого Духа».
Чтобы показать человеку его плачевное состояние, состояние лишенности этой благодати, оставленности Богом, Церковь предлагает образ усохшей смоковницы именно в первый день Страстной седмицы. Сам Господь в свое время проклял усохшую смоковницу, сказав, что «как не дающая плода, она будет сожжена». Поэтому Церковь через этот образ напоминает человеку, что если он не исправится, не будет постоянно призывать на себя благодать Святого Духа через таинства, через свои добродетели, через молитву, то в итоге он получит тот же результат. Его будущая участь будет весьма плачевна. Он окажется в том огне, в страданиях, которые никогда не прекратятся.
Это, по сути, есть образ духовного отрезвления для человека, чтобы он осознал свою немощь, свое настоящее состояние, чтобы постарался достигнуть преображения, воскресения со Христом. Стал участником воскресения Христова через принятие Его святой благодати.