15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне. Третий раз за зиму Церковь напоминает, как пришел к нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Рождество ― Крещение ― Сретение: эти праздники показывают путь Христа к человеку. Вступая в Великий пост, мы начинаем путь к Богу, направляем усилия стать на правильный путь, сбросить балласт грехов и страстей, облегченной душой и телом приблизиться к Нему и войти в радость Его Воскресения.
Вступая в Великий Пост...
А пока мы созерцаем Его путь. В Рождестве Он воспринял на себя нашу человеческую плоть, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха. В Крещении Он взял на себя всю тяжесть наших грехов. Сегодня Он вручает Себя, Бога, человеку, вручает Себя всем нам.
Много лет прошло с тех пор, когда усомнился Симеон в словах пророчества о Деве, Которая родит Божественного Сына. Затянувшаяся старость его была ему наказанием за грех. Можно только представить, как искренне он ждал обещанной встречи с Богомладенцем. Симеон постарел и устал, его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя чужим на этой земле. Но вот наступил день, последний день в череде нескончаемых лет, и мудрец, пресыщенный днями, направился в Храм. И что же - разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном? Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и Моисею, и Илие, и Иезекеиилю, пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно готовые слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». «Теперь Ты отпускаешь меня, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение мое и Твоих людей».
Я тогда пошел к тебе с надеждой
Смысл этого события очень важен. Прежде всего для нас важно увидеть, что Бога к человеку принес человек же... И до сих пор дорогу в Небеса, дорогу к Богу указывают нам не Ангелы и не дивные чудеса... Кто же эти люди, приносящие нам столь драгоценный дар - Бога?
Вот я пришел в храм, стою, пытаюсь молиться за Божественной литургией. В какой-то момент открываются Царские Врата и выходит священник с Чашей в руках. Не тот ли самый трепет, охвативший Симеона, должен охватить и меня? Ведь Сам Господь руками священнослужителя приносится мне: «Приимите, ядите... сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси... сия есть Кровь Моя...» Но слышу ли я Божественный Голос, призывающий Меня? А если и слышу, откликаюсь ли на этот призыв? К сожалению, чаще всего ухожу после богослужения, не соединившись со Христом. Встреча не произошла....
Или другой случай. Ко мне иногда обращаются люди за различной помощью. Кто просит материальной помощи, кто утешения, а кто и просто молчаливого сочувствия. Почти во всех случаях я в состоянии помочь моему ближнему, от меня не требуется даже больших затрат или усилий. Помня слова Спасителя: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», - я спешу на помощь просящему, ибо ими тоже приносится мне мой Господь. Но бывает ли так всегда? Или же я стараюсь сделать вид, как будто не слышу и не вижу страданий других людей? В таком случае встреча с Богом также не происходит из-за нашей черствости и нечувствия.
Порой нас к встрече с Богом могут привести совершенно на первый взгляд кажущиеся малозначащими мотивы. Кто-то пришел в храм «помолиться от гриппа», кто-то простоял Литургию, ибо думает, что это поможет его политической карьере, другой пожертвовал на строительство храма часть своей прибыли - все это может казаться «недостойным» величины Бога. Но здесь уместно провести аналогию: порой большая, светлая и долголетняя любовь может начаться с сущего пустяка - «я тогда подошел к тебе, честно говоря, с надеждой, что ты мне дашь списать», «у тебя была такая смешная прическа», «я хотела, чтобы ты познакомил меня с твоим другом». И вот, все заканчивается «оставит человек отца и матерь... и будут два в плоть едину». Поэтому как бы и по каким мотивам человек ни приближался к вере - надо прежде всего порадоваться тому, что движение есть, и не затоптать его неуместной иронией. Мы же помним, что человек помогает человеку найти Бога...
Сегодня каждому из нас стоит задать себе вопрос: а встретил ли я Бога? Евангельская история помогает нам на него ответить. Как жил рядовой иудей? Религия Ветхого Завета - религия довольно материалистическая: исполняй закон, что можно - делай, чего нельзя - не делай, и Бог тебе устроит хорошую жизнь: у тебя будут большие стада, хорошие дети, все будет в порядке. А когда вдруг оказывалось не в порядке, иудей был в недоумении: как же так, я же закон исполняю. Это ветхозаветное сознание живо и в каждом из нас. Приходя на исповедь, многие просто не знают, в чем им каяться. Каждое воскресенье в храм хожу, утреннее и вечернее правило исполняю, три канона и Последование ко святому Причащению вычитал. Евангелие по главе прочитываю. В чем дело, какие грехи, что батюшка ко мне пристал? А важно ведь не исполнение правила, важно, встретился ты с Богом или нет. И когда человек так рассуждает, значит, этой встречи не произошло, потому что при встрече с Богом человек содрогается от собственного греха. Бог есть свет, а то, что мы носим в себе, - тьма, и не заметить этого нельзя. Поэтому, если человек не видит в себе миллиарды грехов, это говорит о том, что он никогда Бога не видел, что он еще находится в Ветхом Завете, к нему пока не пришел Христос, человек не почувствовал, что такое благодать Божия.
Плоды Духа Святого в нашей душе
Чтобы ее найти, нам нужно вырасти из Ветхого Завета. Для нас всякие правила, обычаи имеют колоссальную ценность, потому что мы не можем руководствоваться собственной совестью, собственным общением с Богом, не можем Бога конкретно вопрошать, чтобы Бог нам конкретно ответил. Нам нужна чисто внешняя, законническая информация, мы стремимся всю нашу жизнь расписать. В праздник работать можно или нельзя? Если можно, то до какого часа? После какого часа нельзя? Можно ли зубы чистить после причастия? Можно ли до причастия? Сколько кусочков можно съесть? Сколько не съесть? Сколько нужно поститься, три дня или два с половиной? Вот что для человека представляет огромную важность. А на самом деле это все играет роль чисто дисциплинарную, ведь правило - это всего лишь костыль, который помогает ходить. Спасительно же изменение жизни, исправление собственного сердца.
Поэтому ни Ветхий Завет, ни вычитывания, никакие поездки по святым местам, по старцам, престолам, к иконам нас не спасут никогда. Спасет нас только, если мы заставим себя исполнять заповеди Божии, а святыня, перед которой мы будем молиться, должна подвигнуть нас к исправлению, старец - возбудить ревность ко святости, места святые - напомнить о подвигах тех, кто был здесь до нас. А результатом всего должны стать плоды Духа Святого в нашей душе: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..» Вот какое самое яркое свидетельство нашей встречи с Богом.
Сретение ― не единичное событие, однажды происшедшее и оставшееся достоянием церковной истории. Сретение должно происходить в нашей душе каждый день. Важно, чтобы сердце раскрылось навстречу Богу, чтобы я почувствовал себя в присутствии Божием, увидел себя грешным, захотел исправиться, опять, вновь и вновь. Важно захотеть следующий день прожить лучше, чем предыдущий. Вот это есть духовная жизнь в Новом Завете.
Праздник Сретения имеет несет в себе огромнейший духовный смысл. Встречаются два Завета; все лучшее, что есть в Ветхом Завете, символизирует собой старец Симеон, который держит на руках Младенца Христа. Он еще очень мал, Он только родился -и вот Ветхий умирает, чтобы дать жизнь Новому. Это должно произойти и в нашем сердце: все ветхое должно уйти, чтобы уступить место новому.
«Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящим, и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде... Воплотивыйся нас ради и законом вещавый, Тому поклонимся» (стихиры на Господи, воззвах, стихира 3-я).
СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ
Жизнь состоит из встреч и ожиданий,
Из явных и сокрытых знаний...
О важности одной из встреч
Ведем, мой друг, с тобою речь...
В Египет, царство Птолемея,
Из Греции и Иудеи
Созвали семьдесят мужей-
Посланий древних толмачей.
И были среди них поэты...
Придумал царь им предложить
Писанья Ветхого Завета
На греческий переложить...
Средь переводчиков отменных
Был мудрый книжник Симеон.
Меж всех собратьев безыменных
Лишь он потомками почтен.
Переводя и изучая
Пророка древнего Исайю,
Смущен он был стихом одним:
«У Девы народится Сын».
Уже тогда евреи знали:
Не за горами чудный свет-
Мессия и Его Завет!
И три столетья отделяли
(Наверно тоже неспроста)
Их от Рождения Христа.
И Симеон не сомневался:
«Грядет в пророчестве Господь,
Но... дева не рождает плоть,
Исайя, видно, ошибался.
Его поправить не вина:
Подарит сыну жизнь жена».
И в тот же миг он содрогнулся!
Сияньем ярким ослеплен,
На миг решил, что видит сон,
Но над папирусом очнулся,
Узревши Ангела. А тот
Ему пророчество речет:
«Все правильно писал Исайя-
У Девы народится Сын,
И будешь жить ты, ожидая,
С Ним встречи в храме в день один.
Когда возьмешь Дитя на руки,
Ты все Его провидишь муки,
И юной Деве проречешь,
А до тех пор ты не умрешь».
И вот пошли тянуться годы.
Смиренный старец Встречи ждет,
Слова Посланца бережет,
Не подлежа суду природы...
Предсказанное совершилось!
Взошла Звезда-Любовь жива,
Чрез Деву Слово воплотилось.
И эта Встреча возвестила:
Правдивы вещие слова.
И мы стремимся к Встрече с Богом-
Стремимся, словно Симеон.
А праздник Сретенья - дорога
Туда, где нас встречает Он.
С праздником!