Вечерело. Батюшка энергично работал на прицерковном участке, размышляя о том, что выражение «любить украинскую землю», можно трактовать по-разному.
Можно любить землю с экранов телевизоров и со страниц газет, вспоминая о том, что она у нас плодородная. Но вот, когда приходится потрудиться на этой самой родной и плодородной земле, желающих оказывается немного. В передовиках, как всегда, бабушки. У них это в крови. Священник давно заметил, что такой вот трудовой десант не только делает церковный участок красивым, но и активизирует разговоры о вечном.
Разговоры бабушек через ограду о «вечном»
Перекрикиваясь через селекционные кусты роз и голубых туй, бабушки придирчиво выясняли:
- Отец Андрей, вот я не пойму, почему мы после причастия поем «Тело Христово примите. Источника бессмертного кусите». Как источник можно кусать? – прищурив один глаз и наклонив голову немного вправо, подозрительно спрашивала Валентина Петровна. По всей видимости, она втайне надеялась, что батюшка сам не знает ответ на ее каверзный (как ей казалось) вопрос.
- Ну ты, Валентина, даешь, не кусите, а вкусите, – кричала ей из-за соседнего куста роз бабушка Мария.
- Так все равно – это значит кусайте, а как источник можно кусать? Это же ручей.
И батюшка начинал краткий христианский ликбез. Говорил о том, что это символические понятия, и не стоит воспринимать все так буквально. Что источником можно называть не только водный источник. И Христос есть для нас источником благодати. А вкушать, означает не столько кусать, сколько кушать, т.е. принимать вовнутрь. Бабушки, опершись руками о сапки и опустив на них седые головы, слушали, буквально открыв рты. Самое интересное, начни им рассказывать то же на воскресной школе, слушать не будут. Вот молодежь - да, для нее это самая, что ни на есть, нужная форма общения. А для бабушек полевой десант – вот серьезное занятие.
«А-а-ндрю-ю-ю-шечка», или священник Андрей
Но сегодня и его верные помощники уже устали и разошлись по домам «поратися». Батюшка хотел было собираться домой, но вдруг услышал громкие крики: «Эй, эй». Священник обернулся. Из лесополосы, что неподалеку, выходил пожилой мужчина с корзинкой. Незнакомец приблизился, и стало заметно, что в корзинке вместо грибов или ягод – бутылка из-под вина. Мужчина продолжал кричать: «Эй, подожди, не уходи! Андрей, Андрей постой».
«Да! На приходе меня Андреем давно никто не называл», - подумал батюшка и решил искать возможность приучить гостя к церковному этикету. Но складывалось ощущение, что этот человек решил не давать батюшке возможности вставить слово. Растягивая гласные, как будто припевая, он изрек:
- Ой, Андрей! Если бы ты знал, какой я грешный. Я такой грешный. Вот пью, представляешь. Жена не разрешает, а я в лес иду, как будто за грибами, а сам выпиваю. И стыдно мне, а бросить не могу. Помолись за меня, Андрей, родимый ты мой. Поговори со мной, а? Поговори со мной, так чтоб я не пил. Давай вместе обо мне помолимся, - мужчина облегченно вздохнул. Видно, что этот коротенький спич дался ему с большим трудом.
- Конечно, давайте помолимся и поговорим. Только вот вам выспаться надо. И знаете, что к священнику лучше обращаться…
- Да, я знаю, знаю. Надо мне выспаться. А то голова моя ничего не понимает. А когда же прийти?
- Да вот завтра с утра и приходите. И я хотел вам сказать, что к батюшкам правильно обращаться…
- Ах, да. Вдруг подпрыгнул на месте вечерний гость. Ты прости меня, что я тебя Андреем назвал. Неправильно это, ой, как неправильно. И мужчина обреченно замотал головой. Я знаю как надо, знаю, сказал он, похлопав батюшку по плечу.
- Сейчас скажу правильно. Как надо скажу. Вот сейчас.
Батюшка подумал с облегчением, что его попытки принесли свой результат. А гость тем временем, набрав побольше воздуха в легкие, мягко и резко выпуская его, сделав при этом большие и круглые глаза произнес на распев:
- А-а-ндрю-ю-ю-шечка…
На следующее утро мужчина пришел в назначенное время. Первый вопрос, который он задал батюшке:
- А как правильно к вам обращаться?
- Можно священник Андрей – был краткий ответ настоятеля.