Украинская православная церковь не стала элементом государственного аппарата, но установила особые партнерские отношения с властью. Так считает шеф-редактор Богословского портала, религиевед Юрий Черноморец, 36 лет.
— В конце 1990-х православные Московского патриархата фактически выступили основателями Партии регионов. Позже агитировали верующих за Виктора Януковича на президентских выборах. Будущий президент ездил по православным приютам для детей, сиротским домамам, посещал монастыри, и это дало результат, — говорит эксперт. — В рождественском послании митрополит Владимир четко сказал, что новая власть — это союзник. А президент поздравлял с праздниками только весь православный мир, хотя в Украине живут еще пять миллионов греко-католиков.
Власть благодарит Московский патриархат за помощь на выборах. В Киеве в настоящий момент строят Кафедральный собор. Деньги собирают со всех приходов. Но хорошие заработки есть только у батюшек центральных храмов. На селе — еле на жизнь хватает, однако епархиальный налог на построение собора, обеспечение архиерея и все такое должен сдать. Это вызывает определенный кризис в церкви. И чтобы не допустить внутренней социальной революции, власть церковная вынуждена обращаться к власти светской: мол, мы же поддерживали Януковича, так почему ему не помочь бы нам построить собор? Олигархам такая форма религиозно-политического сотрудничества выгодна. Закон запрещает государству напрямую финансировать строительство, но приближенные к власти люди продадут нефть, зерно, прокрутят какую-то другую схему — и будет десятина на храм. Или проложат коммуникации к храму на средства громады города.
Отказаться от сотрудничества с властью Московскому патриархату не позволяет правило ”дают — бери”. И Киевский патриархат, если бы стоял так же близко к власти, не отказывался бы. Помог же бывший мэр Александр Омельченко отстроить Михайловский Золотоверхий собор. Это только католики и протестанты ничего не берут и могут чувствовать себя свободными в высказываниях.
Союзнические отношения одной церкви с властью могут разрушить межконфессиональный мир. В этом больше всего заинтересован Московский патриархат. Ведь первая его задача, как говорит Патриарх Кирилл, побороть раскольнические движения в украинском православии. Для этого нужно наступать с востока на запад, отбирать храмы, имущество и вытеснять альтернативщиков, как это уже сделали в России. И тогда наступит желаемая стабильность — большинство людей ходят в одну церковь и поклоняются Кириллу, а верные Киевского патриархата, автокефалисты и греко-католики — в загоне, пока их не ликвидируют. Такая стратегия стабильности в Партии регионов: правит одна партия во главе с богоизбранным президентом, а оппозиционные силы — в загоне, ждут своей участи. Религиозного Майдана Кирилл не боится так же, как и Янукович — политического.