Informpskov.ru

Это не бред, и не рассуждение на тему фантастики. Если быть точным, мы с вами встретили не 2011, а 2018 год от Рождества Христова. Но об этом позже. Начать разговор мне хотелось бы с самого праздника Рождества Христова и Богоявления. Почему мы встречаем Новый год до Рождества? Откуда известна дата рождения Христа? В каком году родился Христос?

 

Відео дня

Прежде чем рассуждать на эти темы, давайте представим, какой календарь господствовал в Римской Империи на момент проповеди Христа. Об этом говорит множество источников. За 45 лет до Христова пришествия императором Юлием Цезарем была проведена реформа римского календаря, который был создан на основе культа Древнего Египта. Получается, что Христос родился уже в период действия юлианского календаря, который просуществовал в Европе до XVI века, а у нас до XX века (хотя Церковь верна ему до сих пор).

 

Так как Иудея была частью Римской Империи, то на её территории летоисчисление также велось по юлианскому календарю. Проблема в том, что в культуре иудеев не было практики отмечать рождение человека, как это принято у нас. Апостолы, разнося по всему миру благую весть о пришествии в мир Бога, делали акцент на его Воскресении и победе над смертью для всех последователей. Им и в голову не приходило согласно своей культуре конкретизировать сам день Eго рождения. Намного важнее был факт пришествия в мир Бога во плоти, и это событие первые христиане стали праздновать как праздник Богоявления. Известно, что во времена апостолов и первых 2 веков Христианской Церкви существовали только три основных праздника: Пасха (Воскресение Христово), как главное событие, Пятидесятница (Троица), как начало отсчёта существования Церкви, и Богоявление. О последнем празднике хотелось бы поговорить отдельно.

 

Богоявление (Qeofania) – явление Бога на земле. В первых трёх веках этот праздник носил совершенно другой смысл, нежели сейчас, и никакого отношения к Крещению Христа не имел. Этот праздник относился вообще к факту пришествия Христа на землю, охватывая собственно вочеловечивание на земле (рождение) и событие Крещения в реке Иордан. Разделение этих двух праздников произошло позднее, кстати, даже дату празднования в разных Церквях отмечали по-разному.

 

Впервые праздник Рождества Христова отделили от Богоявления в Римской церкви в первой половине XIV века. Было это связано с ересью, появившейся в церкви. Еретики утверждали, что Бог не стал в полном смысле человеком (якобы это унизило Его), а был только Богом, человеческая природа в Нем было призрачной. Таким образом, праздником Рождества Христова Церковь подчеркивала человеческую природу Христа. Появился богословский термин: "Бог для того сошел на землю и стал Человекам, чтобы человек смог взойти на небо и стать богом". Число 25 декабря было выбрано для праздника тоже по церковным причинам. В этот день язычники праздновали культ Бога солнца – Митры. Торжеством Рождества Христова Церковь заменяла этот праздник и так боролась с пагубным языческим обычаем. Соответственно, Христос родился не 25 декабря. А когда именно? Это риторический вопрос, не имеющий для христианского богословия смысла.

 

Впоследствии Восточная Церковь вводит обычай вспоминать Рождение Христа как Богочеловека. А в IV веке этот обычай был введён во всей Вселенской Церкви. Известно, что в 347 году святитель Иоанн Златоуст, перечисляя 6 основных праздников христиан, уже отделяет Рождество от Богоявления. Примечательно, что первые проповеди на праздник Рождества были провозглашены величайшими умами того времени: Василием Великим в Кесарии, Григорием Богословом в Константинополе, и Иоанном Златоустом в Антиохии.

 

С этого времени празднику Богоявления был дан иной смысл, а именно событие Крещения Христа в реке Иордан. Дата этого праздника также была закреплена во всех Церквях. Празднику было отведено 6 января. Это было сделано из-за богословских принципов. Христос воспринимается Церковью как второй Адам "во Адаме все умираем, во Христе все оживем". Если Адам был создан в 6-й день, то и Христос войти в мир должен в 6-й день нового года. А так как появление Христа в мире ассоциируется не с Рождеством, а именно с Богоявлением (Крещением), когда Христос крестился и вышел на проповедь, это и было его открытое пришествие в мир.

 

Теперь настало время разобраться, что произошло с календарями. Почему мы сегодня празднуем Рождество 7 января, а не 25 декабря, а Крещение 19 января, а не 6 января.

 

Дело в том, что с годами выяснилось, что юлианский календарь погрешим, и недосчитывает каждые 128 лет по дню. В этом убедились не только учёные, но и Римская Церковь. В 1582 году Папа Григорий особым указом добавил 13 дней. Таким образом, 1 января сразу стало 14 января (мы сейчас в этот день празднуем "старый" новый год, хотя правильно было бы говорить – новый год по старому стилю).

 

Проблема в том, что Русская, Сербская, Грузинская и Иерусалимская Православные Церкви не приняли Григорианский календарь (так называемый новый стиль). Этот календарь во всём мире принимался в разное время. Последними странами, принявшими календарь, стали Советская Россия в 1918 году и Греция в 1923 году. Таким образом, когда Православная Церковь празднует 25 декабря Рождество Христово, гражданское сообщество отмечает 7 января. Соответственно, когда "на дворе" 19 января, Церковь празднует Крещение, так как у нее 6 января. Почему Церковь не перейдёт на новый стиль – это тема другого разговора.

 

Что касается заглавия, чем я хотел привлечь читателя, здесь ещё всё проще, но, наверное, грустно. В VI веке монах Дионисий малый, высчитывая год Пришествия Христова, ведя исчисления от Юлия Цезаря, банально ошибся на 7 лет. Таким образом, 2000-летие Рождения Бога Слова было в 1993 году, а сейчас на дворе 2018 год от Рождества Христова.

 

Сейчас идут Святки или по-русски Святые дни, то есть особенные дни, когда нас призывают вспомнить, что не так важен сам день Христова Рождения, сколько факт Его Чудесного воплощения на земле. Соединение "не слитное и не раздельное" Бога и человека, явило миру Любовь Бога к нам и надежду на спасение. Для того и были установлены эти святые дни от Рождества до Крещения, чтобы связать "не слитно и не раздельно" два эти праздника, раскрывающих глубину Тайны Боговоплощения.