«Зеркало недели», Василий Худицкий

Иностранцев и туристов, попадающих в Онуфриевскую церковь, что на Старосамборщине (Львовская область), впечатляют оставшиеся на ее стенах фрески XV в. Лучше всего сохранились изображения родителей Богородицы, трех королей, Святой вечери. В 1830 году фрески были заштукатурены, сверху нанесены новые, в западном стиле. В 1910 году реставраторы сняли последние и оставили старинные, хотя и в поврежденном виде. Сейчас, по словам дьякона Михаила, одновременно и иконописца, эта полихромическая фреска является одной из древнейших аутентических в Украине. Позже получила развитие иконопись, и о фресках забыли.

С Лавровским Святоонуфриевским монастырем (основанным в середине XIII в. в селе Лавров), в состав которого входит Онуфриевская церковь, связывают существование давней мощной иконописной школы. После монголо-татарского нашествия большинство православных религиозных центров были перенесены на западные земли. Так возникли Лавровский, Спасский и другие монастыри. Они и продолжили свою славу крупных религиозных центров, в которых рождалась иконопись высокой богословской ценности.

Відео дня

Монастырь и церковь давно питали надежду приобщиться к древней традиции иконописи. Но сначала нужно было присоединиться к духовному наследию, продолжить его. Так возникла идея летней иконописной школы. Прежде всего хотели помочь людям разного возраста, вкусов, жизненных взглядов встретиться с Богом. Вторым на очереди было ознакомление с бойковской иконой и ее популяризация. Ведь, по словам иконописца Михаила, российскую икону и ее творцов сегодня очень хорошо знает весь мир. Украинская же икона, не говоря уже об иконописцах, малоизвестна даже в Украине.

И вот недавно идея была реализована с помощью Старосамборского районного совета и местной государственной администрации. На протяжении десяти дней двадцать участников летней иконописной школы рисовали иконы в одном из древнейших в Украине — Лавровском монастыре. Большинство ее учеников не то что не имели художественного образования, но и не держали в руках кисточки. Еще меньше они были знакомы с канонами иконописи. И все же результаты, продемонстрированные журналистам организаторами школы, более чем впечатляющие.

— Мы не ставили перед нашими учениками каких-либо определенных задач, — говорит один из организаторов мероприятия, наставник Лавровского монастыря отец Николай. — Возможно, поэтому выбор темы рисунка продолжался два из десяти дней. Еще некоторое время ушло на теоретическое обучение, подготовку деревянной и тканевой основ для нанесения красок. Некоторые ученики так увлекались процессом, что отказывались есть.

И все же, подчеркивают организаторы, среди которых, кроме монастырского руководства, был председатель Самборского районного совета Владимир Горбовой, у них ничего не получилось бы без одухотворенной преподавательницы Львовской национальной академии искусств Татьяны Скоромной. Именно благодаря ее художественному и педагогическому таланту чудеса творили художники, которые прежде даже не держали в руках кисти.

Одна из них — молодая жена священника из села Ваньковичи Екатерина Борис прямо призналась, что только благодаря помощи Татьяны Скоромной она все же завершила свою работу. Ведь до сих пор даже не мечтала, что когда-то напишет икону. Она избрала для рисования икону
св. Николая. Возможно, он поможет ей стать профессиональным иконописцем. Поскольку Екатерина очень хочет рисовать.

Другой участник проекта, Владимир из городка Хиров, думал об иконописи очень давно. Для этого поступил в Самборский педагогический колледж на факультет изобразительного искусства. «Очень обрадовался, — говорит он, — когда узнал, что при монастыре открылась летняя школа иконописи». Это уже не первая его икона. Однако именно здесь получил необходимые знания по технике иконописи.

Как говорит Татьяна Скоромная, украинскую икону чрезвычайно сложно рисовать. Прежде всего она отличается особой прозрачностью. Внешний свет должен не падать на икону, а исходить от нее. Так, чтобы даже просвечивалась основа. Художник, который молится, привносит что-то свое в каноны иконописи. И именно этим отличается украинская икона. Поэтому мы не давали каких-либо указаний относительно их написания. Прочитали несколько теоретических лекций, в которых разъяснили закономерности объединения цветов, рассказали об определенных канонах иконописи. Очень важно было, чтобы начинающие иконописцы не пытались срисовать копию какой-то конкретной иконы, а через пережитые чувства создавали собственную.

Лично Татьяна рисовала икону Успения Богородицы, которую хотела подарить монастырю к этому светлому празднику. И счастлива, что справилась с этой задачей.

— Главная задача иконописной школы, — подытоживает руководитель школы, иконописец отец Михаил Олийнык, — воспитать новое поколение иконописцев, которые будут творить высокие образцы иконописи. Нужны настоящие мастера. Такие люди есть. Но одни из них, возможно, никогда не держали в руках кисти. У других нет богословского образования. И школа при Лавровском монастыре дает возможность каждому желающему попробовать себя в этом действе, получить необходимые знания и навыки. В дальнейшем занятия в школе планируем сделать более продолжительными и содержательными по учебным программам.
Из истории монастыря

В прошлом году монастырь святого Онуфрия в селе Лавров отметил свое 800-летие — он один из древнейших действующих монастырей в Украине. Его основателем считают князя Льва Даниловича, в честь которого Данила Галицкий назвал город Львов. По историческим преданиям, именно здесь князь Лев обрел вечный покой. Здесь также похоронен православный киевский митрополит Антоний Винницкий, иерусалимский патриарх Макарий и двое молдавских правителей, литовский князь Лавр, в чью честь названо село Лавров, другие выдающиеся церковные и светские особы.

Благодаря тому, что здесь размещалась немецкая школа, монастырь избежал разрушения после прихода австрийцев. В советские времена в помещении монастыря функционировал интернат для недееспособных, а его здания пребывали в заброшенном состоянии. В 1994 году сооружение передали отцам-василианам, которые понемногу восстанавливают обитель.