В 2011 году исполняется 1150 лет начала славянской миссии свв. Кирилла и Мефодия и изобретения ими в Херсонесе в 861 г. славянской письменности.

Солунские братья

Они, видимо, были ровесники - суровый воин, князь Оскольд (Аскольд), провозгласивший себя правителем в Киеве в 850-х годах, и молитвенник, аскет, философ Константин, коему суждено было впервые сказать по-славянски: "В начале было Слово, и Слово Было у Бога, и Слово было Бог".
Рассказ о жизни славянских апостолов древнее "Житие Кирилла" начинает словами: "В граде Солуни (нынешние Солоники) был муж некий, богатый и благородный, по имени Лев, имевший сан друнгария, под начальством стратига". Еще более знатным, по свидетельству источников, был их дед, близкий к императору. Кто были они по крови? Болгарские ученые хотели бы думать, что славяне, но на самом деле солунские братья были, конечно, греки.
Старший, Мефодий, родился в 815 году, Константин, седьмой ребенок в семье, - в 827 году. Ему было четырнадцать, когда от ран, полученных в походе, умер отец. Мефодий в это время уже был на военной службе. Двадцатилетнему юноше император, узнав о его необыкновенных способностях, поручил в управление одно из славянских княжеств - не знаем, где точно: то ли на Балканах, то ли в Малой Азии, где в середине IX века тоже существовали многочисленные славянские анклавы. Мефодия, ждала, надо думать, завидная административная карьера, но скоро он переломит судьбу, обложится книгами, уединится в келье...
Иначе складывалась жизнь молодого Константина. О его детстве и юности Житие сохранило гораздо больше подробностей. Еще в детстве, когда ему было семь лет, видел он сон. "Собрал стратиг всех девушек нашего града и обратился ко мне: "Избери себе из них кого хочешь в супруги". Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех - с сияющим ликом, украшенную золотыми ожерельями и жемчугом, и всей красотой. Имя ее было София, то есть Мудрость, и ее я избрал".
Этот эпизод историки так и называют: обручение Константина с Софией. Не той ли самой Софией, которой посвящены древние храмы Константинополя, Солуни, Киева, Новгорода? Потому и называем Константина-Кирилла "Философ" - возлюбленный, обручник Софии.
После смерти отца подростка увозят в столицу - он стал старшим товарищем по обучению императора Михаила III (цесаревичу было тогда десять лет, Константину - четырнадцать). "Когда же пришел он в Царьград, отдали его учителям, чтобы учился. И в три месяца овладел всей грамматикой и за иные взялся науки. Научился же и Гомеру, и геометрии, и у Льва и Фотия диалектике и всем философским учениям, а сверх того и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским учениям. И так изучил их все, как не изучил никто".
Отказавшись от семейной жизни, Константин и в последующие годы все свое время отдавал наукам - прежде всего философии и филологии, то есть изучению способов выражения Слова Божия в многообразии языков человеческих.
В 851 году в Константинополь прибыло арабское посольство с просьбою прислать богослова для "прения о вере". B IX - X веках богословские диспуты были обычным явлением. Это первая, арабская миссия была для Константина полезной. Он смог ознакомиться со священными книгами мусульман, с методами ведения межрелигиозных диалогов.
По возвращении Константин удалился на гору Олимп, где уже несколько лет подвизался в иночестве его старший брат, сложивший бремя государственной службы. (Имеется в виду Олимп, находящийся в Малой Азии, на побережье Мраморного моря. В IX веке это был один из центров византийского ученого монашества.)

Аскольд

Восемнадцатого июня 860 года русский флот в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи".
Император Михаил III (тот самый, что учился совместно с Константином, но мало чему научился и вошел в историю с непочтительным прозвищем Пьяница), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу. Народ молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой.
Опасность возрастала с каждым часом. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую ризу Богородицы, которая с V столетия хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую ризу, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вдоль городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в храм Святой Софии.
Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя.
Двадцать пятого июня русские начали отходить, унося с собою большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на прежнее место, в раку Влахернского храма. В память об этих событиях, как считают русские византинисты, был установлен праздник Положения Ризы Богоматери 2 июля.
Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили пункты о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешение им вступать на службу в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, посылать в Византию дипломатические миссии.
Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Византийский летописец говорит, что "посольство руссов прибыло в Царьград с просьбою сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". В Киев направлена была византийская православная миссия. Незадолго до того (по некоторым данным в 855 году) Константином изобретена была славянская азбука и переведено краткое богослужебное Евангелие-Апракос.
Естественно было церковному начальству направить с миссией на Русь именно Константина и его брата Мефодия с переведенными славянскими книгами. Так, видимо, и поступил патриарх Фотий, учеником которого был Константин. Зиму 860-861гг. братья провели в Херсонесе, весной 861-го они были на Днепре, у князя Аскольда. Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием Константина, без труда опровергшего мусульманских и еврейских проповедников князь сделал выбор в пользу Православия.
В конце года братья вернулись в Константинополь, доставив послание князя (или, как называли себя в IX-XI веках киевские князья, "кагана") Аскольда императору Михаилу. Аскольд благодарил за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера - святая". Аскольд принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Из Царьграда, столицы православия, пришли тогда на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен епископ, а со временем русская митрополия была внесена в списки епархий Константинопольского Патриархата.
Пройдет два с половиною столетия и Нестор Летописец с этого года начнет отсчет времени самостоятельного державного бытия Руси.
Задуманная князем Аскольдом религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время крещения для Русской Земли еще не пришло. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с воинствующим язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Первый конунг-христианин принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.
Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло. Вещий Олег, который убив Аскольда, занял киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческой церковной формулы "митрополия Русская". В Киеве, при Аскольде, положено было в 861 году начало апостольской деятельности Кирилла и Мефодия среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии.

Праздник всех славян

С 1986 г. совершает шествие по Русской Земле праздник славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню Кирилла и Мефодия - 11 (24) мая.
В Москве, в 1992 г., крестный ход после литургии направился из Кремля на Славянскую площадь, где ожидалось открытие памятника Кириллу и Мефодию. Сердцем памятника стала Неугасимая лампада, зажженная в Иерусалиме. А сам памятник апостолам славянства явился одной из лучших работ скульптора Вячеслава Клыкова, выполненной в лучших традициях русского монументального творчества. Крест, воздвигаемый святыми братьями, как бы перекликается с крестом часовни гренадеров, павших под Плевной, - во имя освобождения единоверных братьев-болгар.
…И тут уместно исправить одно недоразумение. Многие думают, что праздник пришел к нам из Болгарии. На самом деле все было как раз наоборот.
Еще в 1855 году замечательный русский историк М. П. Погодин, стремясь к возрождению в России почитания солунских братьев, передал в дар Московскому университету частицу мощей (руки) святого Кирилла Философа, привезенную им из Пражского собора.
А в начале 1861 года, в связи с подготовкой к празднованию (в 1862-м) Тысячелетия России, епископ Смоленский Антоний Амфитеатров обратился в Святейший Синод с прошением утвердить и издать составленную им службу Кириллу и Мефодию для общецерковного празднования 11 мая. Синод службу рассмотрел и одобрил. Первое празднование состоялось 11 мая 1862 года в Татьянинской церкви Московского университета в присутствии профессоров, студентов, членов Славянского Комитета.
В репортаже об этом празднестве ("11 мая в Москве") Иван Аксаков писал: "В первый раз после многих веков забвения нельзя было без особенного умиления слышать молитвенное возглашение имен святых славянских первоучителей и внимать Слову Божию, возвещенному ими словом славянским. Раздавались те же речи, какие сложены были ими за десять веков пред сим, читались книги, напечатанные теми же письменами, какими написаны были за тысячу лет".
Особенно знаменательны были торжества 11 мая в 1867 году. За службой в Исаакиевском соборе в Петербурге присутствовали представители всех славянских народов - болгар, сербов, хорватов,
чехов, словаков, лужичан. По завершении празднеств славянские делегации были приняты императором Александром Вторым.
Итак, начало празднику было положено 145 лет назад - 11 мая 1862 года, и родиной праздника была Москва. А в Болгарию он пришел, конечно, из России - вместе с освобождением от турецкого ига.
- Будет и на нашей улице праздник, - сказал когда-то Погодин.
Праздник пришел, и не только на улицу Погодина, на Славянскую площадь, во все уголки России. Праздник пришел в наши души. Самое глубокое, может, все еще не всеми сознаваемое его значение: на нашей, славянской улице - праздник!

Николай ЛИСОВОЙ, доктор исторических наук

 

Відео дня