Голос Украины

В этом году исполняется 1150 лет крещения Руси киевским князем Оскольдом (Аскольдом его назвали российские переписчики летописей в ХІV веке). Этот юбилей вызывает немало вопросов. А как же быть с князем Владимиром, который крестил киевлян в 988-м? Тем более тысячелетие крещения было отмечено помпезно.

Только что в издательстве «Дух и Літера» вышла книга Сергея Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси», дающая ответы на эти непростые вопросы.

Відео дня

 

Автор, кстати, не делает сенсационного открытия. О походе Оскольда на Константинополь 18 июня 860 года и дальнейшем им крещении Руси известно из многих источников. Так что в 1866 году, например, в Российской империи праздновали тысячелетие крещения Руси. Правда, еще в ХІХ веке существующие известия не были обобщены.

С. Шумило собрал вместе свидетельства современников князя Оскольда, летописцев, проанализировал соображения по этому поводу историков, церковных деятелей. И вот имеем сегодня издание, проливающее свет на события 1150-летней давности. Книга убеждает: действительно, шторм, разметавший в июне 860 года 200 кораблей Оскольда под стенами Константинополя, заставил язычников усомниться в силе своих богов. Вернувшись домой, киевский князь отправил послов в столицу Византии с просьбой окрестить Русь. Как узнаем из произведения византийского императора Константина Багрянородного, патриарх также отправил в Русь своего архиепископа, который убедил киевлян в силе христианской религии. Он явил чудо: положил по требованию недоверчивых русичей в огонь Евангелие, которое, однако, осталось неповрежденным. Это подтвердили и другие тогдашние историки, летописцы. Первое крещение происходило мирно, без принуждения.

 

В издании отмечается, что ни в одном из византийских, западноевропейских источников не упоминается о таком неординарном событии, как крещение Руси при князе Владимире. Ибо еще во времена Оскольда была образована Русская епархия, которая действовала и в последующее столетие.

 

Следовательно, крещение Руси при князе Владимире — миф?

 

Автор объясняет это противоречие сложностью процесса христианизации русичей. Значительная часть тогдашнего общества не могла очень быстро отказаться от язычества. Именно противники христианства организовали тайный заговор, в результате которого в 882 году Оскольд был убит, а на его место поставлен воевода из Новгорода Олег. Он преследовал христиан. Поэтому неудивительно, что князю Владимиру пришлось фактически все начинать сызнова.

 

С. Шумило подчеркивает, что христианское подвижничество Оскольда несправедливо забыто, а посему своей книгой он призывает возобновить почитание князя-мученика за христианскую веру, дать надлежащую оценку ему как строителю древнерусского государства.

 

 

 

 

 

Сергей ПАВЛЕНКО,

Кандидат исторических наук.