Сhaskor.ru

В 2010 году 2 сентября — день рождения Бога. Вернее, Господа Кришны, как называют его преданные. Страстная любовь к своему Господу заставляет его последователей танцевать и петь до упаду, кормить бездомных, а некоторых — носить женские одежды, чтобы стать похожими на Его возлюбленных.

 

Відео дня

Индуистский пантеон высших существ велик, почти необъятен, если брать все воплощения, и с научной точки зрения представляет сложную коммуникационную систему, несущую через время знание о сути вещей. Для многих путешествие в Индию сродни погружению в эту древнюю систему образов и смыслов, олицетворяющих лики и опыты познания первозданных энергий во всех деталях, хотя и изложенные в непривычных системах координат культуры. Так много богов, но Кришну знают все, хотя мало кто читал «Бхагавад-Гиту». О нём знают стараниями его поклонников, которые встречаются, наверное, во всех частях света.

ИСККОН, Общество сознания Кришны, — это, возможно, самая большая и активная община поклонников Кришны, которая широко распространилась на Западе и наполнила улицы европейских городов молодёжью, танцующей под барабаны и предлагающей прохожим почитать «Бхагавад-Гиту». Это последователи Бхактиведанты Свами Прабхупады, первого, кто смог экспортировать экзотическую культуру бхакти в Европу и Америку.

«Бхакт» значит «преданный, страстно любящий». В Индии считается, что каждый почитает своего бога по-своему. И если человек не умеет или не любит читать старинные тексты, не может выдержать ежедневную рутину упражнений по укреплению тела и духа, он выбирает путь сердца. На этом пути нужно постоянно помнить о боге, страстно желать слиться с ним и постоянно петь об этом в песнопении-мантре, прославляющем божество. В обращении преданных к Кришне часто встречается слово «возлюбленный», и есть в Индии секты, которые действительно имеют это в виду: здесь мужчины носят женскую одежду, чтобы стать похожими на женщин и таким образом заслужить любовь Кришны, великого сладострастника, который, впрочем, умудрялся удовлетворять тысячи женщин и оставаться безгрешным одновременно. Как ему это удавалось? Так же, как ему удалось уговорить Арджуну вступить в бой с войском противника, состоящим почти сплошь из его друзей и родственников. Сила Кришны в том, что он — существо с другой стороны бытия, он не испытывает страстей и поэтому не сталкивается с их печальными последствиями. Он не привязан к плодам своих усилий:

Тот, кто не отвергает плодов своей деятельности и не испытывает привязанности к ним, всегда находится в состоянии отречения. Освободившись от всякой двойственности, такой человек вырывается из материального плена и достигает высшей ступени освобождения («Бхагавад-Гита»).

Кришна свободен от двойственности, это значит, он свободен от противопоставления «я — ты» или «жизнь — смерть». В таком свете союз со многими пастушками означает слияние божественной энергии с энергиями женщин, которые было в плену материального мира позабыли о том, что они — часть единого целого, но вот вспомнили и слились. А убийство родственников во имя выполнения воинского долга становится частью извечного круговорота жизни, божественной игры, которую затеял Бог, когда захотел познать сам себя. Для этого он отделил часть себя, создал Вселенную, а другие части себя послал её изучать. И вот они отрываются от Него, живут и исследуют мир, а затем возвращаются обратно. И довольно самонадеянно со стороны Арджуны думать, что он может управлять этим процессом, как будто от него что-то зависит. «Поэтому, Арджуна, выполняй свой долг и ни о чём не думай».

Этот текст настолько странен для европейского ума, что породил что-то вроде пародии. «Чёрный Баламут» — роман-трилогия в стиле мифологического фэнтези, написанный в 1997 году харьковскими писателями-фантастами Дмитрием Громовым и Олегом Ладыженским под псевдонимом Генри Лайон Олди. Роман представляет собой художественное переложение древнеиндийского эпоса «Махабхарата», но в несколько издевательском ключе. Опираясь на древний текст, авторы строят свой мир, в котором Кришна (собственно Чёрный Баламут, чёрный — из-за лилового цвета кожи), младший из троицы богов — правителей мира, захотел стать первым и главным и поэтому заварил всю эту кашу, а беседа с Арджуной — это просто ловкая разводка.

Однажды, путешествуя по Индии, мы залетели в Бангалор. Для паломника в каждом городе свои источники силы и информации. В Бангалоре это Саи-Баба и Кришна.

Саи-Баба — отдельная история, а о посещении храма Кришны, построенного общиной ИСККОН, расскажем подробнее.

Перед храмом обширные раздевалки, где нужно оставлять обувь, сумки и фотоаппараты, там толпа, школьники. Есть два входа в храм: тот, над которым написано «Вход для всех», закрыт, открыт другой, рядом с ним — плакат: «Здесь происходит обряд чтения мантры Кришны: «Харе Кришна, харе Кришна...» и т.д. Тут человек оказывается в узком извилистом проходе, на полу — красные мраморные плитки-возвышения, их 108, и под диктовку звучащей мантры человек должен делать шаг и повторять мантру один раз. То есть деваться некуда. И рядом ещё сидит плотный монах, который ободряет: «Харе Кришна, харе Кришна! Фор уорлдпис!» («За мир во всём мире!»)

Храм современный, с огромными картинами в стиле, знакомом всем, кто видел когда-нибудь кришнаитские открытки. Алтарь золотой, искусной отделки, как и изображения Кришны и его возлюбленной Радхи. Перед алтарём есть ВИП-зона, застеленная циновками, мы попали туда, когда Иван Иванович пожертвовал 150 рупий. Взамен нам выписали талончик на ВИП-прасад. Обычаи таковы: верующие приносят в храм прасад — подношение, обычно это цветы, кокос или благовония, отдают служителю божества, а он им взамен тоже что-нибудь даёт, уже освящённое у алтаря. С талончиком на прасад мы столкнулись впервые.

Мы сели в этой ВИП-зоне, и на меня накатила мощная волна особенных ощущений. Я не знаю, как их назвать, поэтому условно называю присутствием божественного, потому что это особенное ощущение остаётся от посещения храмов и святых мест. В каждом месте оно своё, но отличия небольшие, в основе это одно и то же чувство. Достаточно сесть или встать спокойно, с прямой спиной, успокоить мысли и сконцентрироваться на своих ощущениях. Сидим-сидим, Иван Иванович уже тянет вставать, а я прошу: нет, нет, подожди... идёт загрузка файла...

Из ВИП-зоны идёт особая дорожка за алтарь, где стоят несколько столов, за ними сидят монахи, которые выглядят примерно так же, как наши кришнаиты: в оранжевом, бритые, кроме маленького хвостика, хрупкие молодые люди. Отличие в том, что эти — очень непростые люди с холодным взглядом змеи, которые собирают у богатеньких буратин пожертвования на программу помощи детям. Иван Иванович, я считаю, выкрутился ловко — он сразу дал небольшую денежку и взмолился отпустить нас к ожидающим друзьям. Монах, уже разложивший было альбомы с фотографиями детей, посмотрел на нас, выдержал паузу, чтобы мы почувствовали себя в его власти (красавец!), и отпустил. Мы последовали дальше, теперь уже со всем простым народом, чтобы оказаться в зале с портретами предыдущих гуру, магазине (где по нашему купону нам продали CD со скидкой) и кафе. По дороге нам выдали бесплатно наклейку с Кришной и порцию вкусной каши с куркумой. В общем, божественный Диснейленд.

Интересно, до каких пределов можно сочетать коммерцию и религию? Всё-таки странно, такое суровое место, везде охрана, насильно заставляют читать мантру — и такие мощные ощущения у алтаря. Значит, есть на их стороне какая-то большая правда. Наверное, у них сильная практика, киртан — чтение и пение мантры и экстатические танцы под барабаны. А также то, что для них священным долгом считается кормить неимущих. Кстати, уговаривать незнакомых людей пожертвовать на храм или прочитать «Бхагавад-Гиту» — тоже священная обязанность, этим объясняется их навязчивость, знакомая нам по Москве, но они делают это не для себя, а для нас. Они хотят нас привести к своему экстатическому божеству. Кто-то ещё потом спасибо скажет.

Про большую правду у нас была в России история. Мы выдавали замуж племянницу Сашеньку в Краснодарском крае, жених — из православной секты, точно даже не скажу, как называется, но они живут без паспортов, потому что не хотят ничего общего иметь с советской властью и её преемниками. Считают, что в штрихкоде записано 666 и во всём виноваты масоны. Понятно, что это бред, но посмотрите на результаты: они — небольшая (немногие готовы остаться без документов) сплочённая группа людей, которые живут на природе (в город не сунешься), верят в Бога и никого не обижают. Даже масонов они не смогут обидеть, потому что никогда не встретят.

Новобрачным зачитывали из какой-то священной книги об обязанностях мужа и жены. Естественно, никаких разводов. Причём они в секте не так давно — 5—7 лет. То есть они смогли из нашего обычного полудемонического состояния конвертироваться в благостное и в нём преимущественно и пребывают. Трудности жизни без документов укрепляют их дух и становятся испытанием во имя веры.

Особый был момент, когда нам с Иваном Ивановичем предложили благословить новобрачных от имени родителей невесты и мы должны были крестить их иконами, а я запуталась, откуда куда идёт горизонтальная линия креста, если крестишь не себя, а другого человека. «Буду делать как Иваныч... А знает ли он, что делает?» В общем, обошлось.

Я всё собиралась прилично одеться для православной церемонии и надела длинную юбку и платок. Юбка была индийская, цветастая, другой не нашлось, из-под неё видно красные в белый цветочек спортивные штаны (холодно), на голове платок в тон, так что вид мой на фоне русской глубинки был выдающимся. Иван Иванович отличился тем, что по просьбе отсутствующих родственников подробно снял церемонию на фотоаппарат без плёнки.

Потом мы повезли невесту с женихом к бабушке, которая живёт неподалёку и с детства воспитывала Сашеньку (новобрачную). Бабушка очень приятная старушка. Несмотря на болезни, она очень бодрая и добрая женщина. И в её домике на горе так тихо, как редко бывает. Единственное, что беспокоит бабу Валю, — это что всё её потомство как будто сошло с ума: внук с женой ничего не едят, кроме овощей и круп, внучка вот-вот сдаст паспорт... Поэтому баба Валя бунтует: зажигательно высказывается о том, что не должно быть никаких посредников между человеком и Богом! Никого не нужно слушать, а жить как нормальные люди. И иногда ещё попиливает по мелочам, но тут мы друг друга стали прикрывать: когда она заводилась про вегетарианство, Сашенькин муж говорил, что, мол, это ничего страшного, а когда про паспорта, мы говорили, что всё образуется как-нибудь.

Стало солнечно, и я надела свой красный платок. Вижу — бабушка улыбается и плачет. И показывает на себя, Сашеньку и меня, а мы все в платках, как будто мы действительно нормальные православные женщины, как ей мечталось. Потом меня понесло в размышления о том, почему рушатся семьи, новые поколения уходят в другие вероисповедания и почему этого не происходит в Индии, но, наверное, рано или поздно начнёт, потому что Кали-юга... Про эту конкретную семью я знаю причину. Дедушка сильно пил, иногда дрался, был морально неустойчив. Так как это происходило на глазах Сашеньки, для неё стало суперважно, чтобы будущий муж не пил и был ей верен. А таких сегодня можно найти почти исключительно среди глубоко верующих, а это обычно сектанты в том или ином значении этого слова.

Мой дедушка тоже пил, это стало причиной того, что я выбрала непьющего мужа. Так вот, мы, как и Сашенька с мужем, повышенно религиозны по сравнению с окружающими, потому что заделываем трещины в семейной истории. Одного алкоголика на семью оказывается достаточно, для того чтобы линия духовной передачи прервалась, а потом началась с нового листа.

То есть глобально у нас Кали-юга, приближение конца, космическая осень. Взять хотя бы проблему отходов: если мы будем и дальше постоянно производить мусор и гордиться нашим «экономическим ростом», который состоит в переработке природы на помойку, рано или поздно всё превратится в мусор. Города уже сейчас — огромные газовые камеры, жизнь в которых мы как бы не выбирали, но сами поддерживаем… Но внутри этого общего направления можно двигаться в любую сторону и жить так, как кажется правильным.

В такое время бывает приятно подумать о Кришне, воплощающем смыслы любви и игру провидения, не говоря уже о том, что «Бхагавад-Гита» содержит квинтэссенцию индийской культуры и мудрости, огромный объём знания, оставаясь по-прежнему одним из важнейших учебников для тех, кто выбирает духовный путь. Кришна несёт нам потрясающие истории и образы, а своим поклонникам — волны благодати и смысл жизни. Люди способны на многое ради этого: в газете индийского города Пуна была история про начальника полицейского департамента этого города-миллионника, крупного индустриального и научного центра. Так вот, главный полицейский города решил стать поклонником Кришны и присоединиться к общине божественных трансвеститов, полагающих, что заслужить любовь Кришны проще в женском обличье. С работы его, конечно, уволили, но осуждать никому и в голову не пришло. Не только потому, что привыкли, а ещё и потому, что в Индии все любят Кришну, а кто может сказать, дорого или дёшево заплатить такую цену за любовь и внимание Божества?