Аномальная жара нагнетает в обществе истерию по поводу скорого конца света. В 2012 году заканчивается календарь майя, к Земле вот-вот приблизится опасная планета Нибиру, - во всем этом некоторым видится, что все мы живем в «последние времена». Что же о «последних временах» говорит Библия? Какие описаны признаки приближения конца света? И что об этом говорят в своих учениях святые отцы? Просветить в этом вопросе «Глас народа» попросил проректора по учебной работе Киевской духовной Академии, архимандрита Климента (ВЕЧЕРЮ)

Проректор по учебной работе Киевской духовной Академии, архимандрит Климент (ВЕЧЕРЯ)

ДАТА НЕ НАЗЫВАЕТСЯ НИ В БИБЛИИ, НИ В УЧЕНИЯХ СВЯТЫХ ОТЦОВ 
Библия не называет никаких точных дат по поводу этого события. Более того, там действительно говорится, что точного дня и часа Страшного Суда не знают даже ангелы. Поэтому все предположения и спекуляции в отношении того, что иногда в СМИ называются годы или даты конца света – все это касается не столько Библии, сколько области фантастики. 
Зато есть другие очень важные признаки приближения конца света, которые, к сожалению, сегодня можно наблюдать в нашем обществе. Их множество, и самые главные из них – это умножение беззаконий и то, что в людях оскудевает любовь. Это сегодня наблюдается очень ярко, и об этом как раз стоит задуматься нашему обществу и каждому человеку. 
Что касается учений святых отцов, то они не говорили более того, что сказано в Библии. Они могли интерпретировать только какие-то моменты Священного Писания. И практически все они очень сдержаны в определении точной даты последних времен и конца света. Никто из них не говорит о том, когда это будет точно. Потому что мы имеем точное указание в Священном Писании о том, что точной даты Второго Пришествия и Страшного суда не знают даже ангелы.

КАК СДЕЛАТЬ СУД НЕ СТРАШНЫМ?
Стоит ли отчаиваться от того, что уже видны признаки последних времен? Святые отцы говорят, что память о смерти – это очень важное свойство человека. Оно позволяет ему постоянно вести учет своим поступкам и очень здраво относиться к своей жизни. Когда человек помнит, что рано или поздно придется давать отчет своим действиям, он может избежать многих своих ошибок, которые сделал бы, если бы думал, что будет жить вечно или безнаказанно. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы помнить: кончина века рано или поздно наступит. Но для верующего человека в этом трагедии нет. Верующий человек знает о том, что он будет жить вечно. И от его действий в земной жизни зависит, как он будет жить в вечной жизни. Если он будет жить так, как учит Евангелие, он будет жить вечно в раю. Если же мы будем жить по своим страстям и похотям, то будем жить в аду. Поэтому здравомыслящий человек, рассуждая о смерти, о том, что рано или поздно кончина века все равно наступит, этот человек всегда будет очень трезво относиться к своей жизни.

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НЕ СТРАШИЛИСЬ КОНЧИНЫ ВЕКА
Например, первые христиане, о чем сказано в Апокалипсисе, совершенно не страшились кончины века. В последней книге Нового Завета они говорят «Ей, гряди, Господи Иисусе!». То есть, эти праведники первых веков ожидали, когда будет кончина века. Они призывали Христа к тому, чтобы уже наступило его Царство, Второе Пришествие. Но поскольку наша жизнь далека от той, которую вели первые христианские праведники, мысли о Втором Пришествии нас пугают. Но Евангельское понимание этого события было совсем иным, и нам стоит почаще задумываться о том, что мы уже воспринимаем Евангелие совершенно не так, как его воспринимали первые христиане.

ЦЕРКОВЬ УЧИТ НЕ ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА
Плохо то, что уже появились сообщества, которые ожидание конца света превратили чуть ли не в новую религию. И всерьез уже готовятся к Страшному Суду. Должен сказать, что такие общества имеют сектантский характер. Очень часто на таких спекуляциях недобросовестные люди приобретали какой-то коммерческий успех. Но все это заканчивалось личными жизненными трагедиями людей, попавших в такие секты. Конечно же, на такие призывы не стоит обращать внимания. Если мы обратимся к тому, чему увит Православная Церковь, то мы увидим, что она учит любить и беречь то, что Бог посылает сегодня, не жалеть о том, что было, и не думать о том, что будет завтра.