Глас народа

12 июля православная Церковь чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла. К сожалению, широкого почтения этих первоверховных апостолов в православном мире почему-то нет. Что можно сделать для того, чтобы апостолы Петр и Павел, проповедовавшие слово Христово, и принявшие мученическую кончину, получали больше любви и молитвенных обращений от православных христиан? Эти вопросы мы задали протоиерею Андрею ТКАЧЕВУ.

Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ

Многие города названы в честь апостолов Петра и Павла – например, Петропавловск-Камчатский. А когда основывался Петербург, то сначала была построена Петропавловская крепость, и только от нее уже начал разрастаться будущий город.

Особое почитание в западном мире, возможно, связано с тем, что Папа Римский считается преемником апостола Петра. И поэтому Рим как кафедра Петра в сознании католиков занимает особое место. И они чтят Петра, перенося его власть на личность живущего ныне папы. Может быть, в этом – если уж сравнивать степени почитания, - и кроется различие.

Хотя, почитание Петра и Павла среди православных хоть и меньше, но не критически. Например, православные считают, что в руках апостола Петра – ключи от Царствия Небесного.

Как же можно привлечь еще больше внимания верующих к апостолам Петру и Павлу? Можно читать написанные их рукой послания, которые сравнимы со Священнописанием. Ведь апостол Петр написал два соборных послания, а апостол Павел - четырнадцать поместных посланий. Все это сохраняется в Священном Писании, в Библии. Поэтому чтение и изучение этих посланий – это и есть посильное служение по части почитания апостолов Петра и Павла.

Причем, читать не только во время богослужений, что само собой разумеется. Дома тоже вполне можно читать эти апостольские труды. Все знающие грамоту и умеющие читать люди могут изучать наследия Петра и Павла.

Многие из наших святых особенно почитали этих апостолов. Например, Иоанн Златоуст особенно чтил Павла. Апостол Павел даже являлся ему лично, чтобы объяснять Иоанну Златоусту смысл посланий, которые он писал и которые Златоуст мог толковать. А киевский блаженный и Христа ради юродивый Феофил очень почитал апостола Петра. По мере веры и благочестия каждый человек почитает кого-нибудь из святых. И есть примеры, когда кого-нибудь одного почитали больше, чем другого. И в православной церкви есть много людей, которые почитали Петра отдельно, и Павла отдельно.

Это неудивительно, ведь оба апостола не только прожили разную жизнь, они вообще были мало в чем схожи. Например, Петр был простым рыбаком, был почти необразован, имел семью. При этом он лично знал Иисуса Христа, видел много его чудес, последовал за ним, отрекся от него, но раскаялся – и потом стал проповедовать веру Христову среди евреев. Павел же вырос в богатой и знатной семье, был девственником, очень много учился, был широко образован. Но Христа лично не знал, и в первое время был даже гонителем христиан. Но после чуда, явленного ему Христом (Павел был ослеплен небесным светом и услышал с небес голос «Почему ты гонишь меня?»), этот яростный гонитель христиан крестился и стал ревностно проповедовать его учение среди язычников.

Апостолы Петр и Павел нередко спорили между собой. Но любовь ко Христу их всегда мирила. Оба они приняли мученическую смерть в один день в Риме, во времена императора Нерона.

Тем не менее, они и в земной, и в небесной жизни всегда оставались близкими простым людям. Ведь они оба были грешными, но раскаявшимися людьми. И они не осуждают грешников, а сострадают им. Сами же они спасены, не взирая на собственные грехи – так как раскаялись и получили прощение. И этот факт вселяет ныне живущим надежду на прощение грехов и прощение.