"Глас народа"

Готова ли Церковь к работе в информационном пространстве? Должен ли священник проповедовать в интернете? Поймет ли сложные богословские тексты пользователь, привыкший к незатейливым, брутальным «месседжам» глобальной паутины? Что способно заставить человека переключить внимание с привычных ресурсов - на церковные? Эти вопросы «Глас народа» задал главе Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, протоиерею Георгию КОВАЛЕНКО.

Протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ

Відео дня

ИНТЕРНЕТ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ И ЗОНА МИССИОНЕРСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Церковь к жизни в информационном обществе готова по определению, потому что она сама по себе является носителем информации и слова. Слова о Христе и доброй новости Евангелия. И любой источник или средство информации, особенно массовой – это для нас инструмент для проповеди и зона миссионерской ответственности.

ЧТО ОБЩЕГО У ЦЕРКВИ И ИНТЕРНЕТА?

Когда я рассказывал студентам Духовной Академии об интернете, открыл для себя интересную особенность: я им объяснял, как устроен интернет на примере того, как устроена Церковь. Соборность – это полнота всей Церкви во всем мире и полнота Церкви в каждом месте, где совершается евхаристия. Церковь – это вселенская (глобальная) сеть общин. На самом деле, такое же сетевое устройство у глобальной сети. Поэтому на самом деле нам с вами эта технология достаточно близка, потому что можно считать, что интернет устроен по нашему принципу. И мы вполне можем его использовать для собственных целей. Поэтому средства массовой информации и коммуникации вполне можно считать инструментом реализации соборности Церкви. И это очень хорошая возможность для нас.

ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ НЕ БЫЛО НИКОГДА ВО ВСЕЙ ИСТОРИИ

Такой возможности для общения, проповеди, реализации Соборности Церкви и Православия, у нас не было никогда во всей истории. Теперь для обсуждения каких-то важных для Церкви тем вовсе не обязательно собираться всем в одном месте. Что нам мешает открывать те же группы обсуждения в социальных сетях «Вконтакте», «Fasebook» или других подобных ресурсах? Церковь совместно с православными СМИ уже создала и поддерживает свой ресурс – festzmi.org.

Но здесь важно не закрываться в себе, не уходить в собственное информационное «гетто». Нужно одновременно думать о двух вещах: как создать единую сеть православных информационных ресурсов и как интегрировать ее в глобальные информационные проекты. Где не тысячи, как на нашем проекте, а уже миллионы посетителей. Где люди общаются и ищут информацию обо всем, в том числе и о Боге, вере и Церкви. Нам необходимо, создавая собственные ресурсы, одновременно заполнять собственной информацией «Wikipedia», «YouTube», «GoogleMaps», «Blogger» и т.п.

25 УПОМИНАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СМИ ВЛИЯЕТ НА ОБЩЕСТВО

Вторая наша деятельность, которую необходимо развивать - это информационная политика Церкви. Сегодня мы имеем возможность информационно поддерживать друг друга. И наша информационная политика должна быть направлена не на разжигание споров или внутрицерковных конфликтов, а в объединении наших небольших возможностей и усилий. Потому что благодаря современным технологиям мы действительно можем друг друга поддерживать. Более того, мы должны всячески поддерживать все здравое и доброе, а также все то, о чем говорит нам Священноначалие.

Определились мы с юбилеем каким-то или идет у нас крестный ход, или есть какая-то актуальная тема в Церкви, - эта тема должна быть доминирующей во всех наших СМИ. Почему? Потому что так устроено современное информационное общество. Даже самый замечательный сюжет не повлияет на человека и на общество так, как 25 упоминаний в различных СМИ.

КТО ДОЧИТЫВАЕТ ДО КОНЦА ОБРАЩЕНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА?

Иногда наши тексты и мысли настолько глубоки, что в их глубинах люди теряются. И только мы знаем в совершенстве, насколько умно, глубоко и красиво мы сказали один раз. А на самом деле, это мы должны говорить много раз и все вместе, и определяться с какими-то главными информационными посылами. Мы должны научиться главную мысль формулировать и эту главную мысль тиражировать в общецерковном масштабе.

Поэтому очень важно обращать внимание на основные заявления Священноначалия. Кто сегодня дочитывают до конца обращения Священного Синода? Они длинные, непонятные простым и невоцерковленным людям. Но в этих обращениях есть главные мысли и нам, церковным информационным службам и православным СМИ, стоит их почитать на предмет поиска этих главных мыслей. Потом каждый из нас может в понятной форме и присущем ему формате эти же мысли ретранслировать на свою аудиторию. То ли в интервью, то ли в статье, то ли в новости или сюжете. Потому что это важно для Церкви. На сегодняшний день, к сожалению, обращения не работают. Они остаются в этом официозном формате на официальном сайте, в официальной газете, и редкий верующий дочитает до конца такие обращения. Поэтому очень важно перерабатывать эту информацию и уже пытаться ее доносить на более простом и понятном для людей языке.