«Газета по-киевски»

Православные всего мира едут в Киево-Печерскую лавру за исцелением от болезней, депрессий и даже от блудной страсти

Стольких святых, собранных в одном месте, а в лаврских пещерах их 122, нет, пожалуй, больше нигде в мире. Причем большая часть из них – нетленные мощи. Ученые, начиная с 17 века, пытались объяснить этот феномен, да и вообще разобраться, в чем на самом деле сила мощей. В наше время чего только не придумывали они в поисках ключа к разгадке: облучали зерна пшеницы радиацией, заражали воду микробами... Но после «терапии» мощами на пшенице не оставалось ни следа радиации, а микробы из воды загадочным образом исчезали.

Святые мощи действуют и на атеистов

Ольга Черная, православная из Курска, за исследованиями ученых не следит, она точно знает: если с верой обратиться к святому с молитвой и больной частью тела приложиться к мощам – свершится чудо.

– Мне хотели ампутировать руку, в Москве светила медицины ничего не могли сделать, а батюшка одной из церквей нашего города сказал: «Ты поезжай в Киев, в Лавру, к Агапиту, он поможет». И помог, как видите, – женщина улыбается, показывая руку, которую хотели ампутировать. – Сегодня сюда привезла всю семью, я считаю, что каждый православный должен хотя бы раз в жизни побывать в этом святом месте.

Отец Георгий несколько лет проводит экскурсии по лаврским пещерам. За это время он слышал от людей немало историй о чудесных исцелениях мощами. Некоторые из них происходили прямо у него на глазах.

– В моей группе был отец с дочкой, они из Владивостока приехали. Папа все время торопил дочь, мол, быстрее смотри, на самолет опаздываем, – рассказывает экскурсовод. – Девочка остановилась возле Дамиана целебника и помолилась за папу. Мужчина тут же изменился в лице. Говорит: «У меня спина перестала болеть». Оказывается, до этого у него были непрекращающиеся боли в позвоночнике. Пару лет назад он снова приезжал.

Святые мощи действуют даже на атеистов. Один мужчина частенько сюда приходил, при этом говорил: «Я не верю в Бога, но когда постою возле мощей Ильи Муромца, чувствую себя лучше, головная боль проходит». А пару лет назад был удивительный случай, младенца незрячего привезли. Его положили на раку (гроб) с мощами святого Агапита буквально на пять минут, и к ребенку зрение стало возвращаться. Сейчас на 90% восстановилось.


Как святого польская вдова соблазняла

У каждого святого, выражаясь светским языком, своя специализация. Больше всего, по словам отца Георгия, люди идут к Антонию Печерскому – основателю Лавры, к Агапиту (который исцелил от смертельного недуга Владимира Мономаха), Нестору-Летописцу – особенно студенты во время сессии, святой летописец считается покровителем наук. Все больше людей приходит к Иоанну- Младенцу – молятся, если Бог детей не дал, а преподобного Эразма просят избавить от депрессий.

– Преподобный Эразм сам пережил уныние, но его монахи вымолили, – рассказывает отец Георгий. – Вы знаете, что уныние – это смертный грех? Есть формула – уныние приводит к отчаянью, а отчаянье – к самоубийству. Святой Эразм был богатым человеком, но свое имение пожертвовал на украшение храма Успения Божией Матери. После чего ему бес внушил, что он напрасно это сделал, что мог свои богатства использовать с большей пользой, например, раздать нищим.

Он впал в уныние на многие годы. Но однажды ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала: «Ты украсил мою обитель, я украшу твое пребывание в Царстве Сына Моего». На следующий день после этого Эразм постригся в монахи, а через три дня умер. А вот Моисей Угрин, – показывает отец Георгий на карте Ближних пещер место, где почивают мощи святого (он, кстати, здесь самый древний – скончался еще в 1043 году). – Ему молятся о спасении от блудной страсти, – продолжает отец Георгий. – Моисей сам прошел испытание ею. Он венгр, был дружинником князя Бориса Владимировича. После того, как в 1019 году Киев захватил польский король Болеслав, Моисей попал в плен и стал узником богатой польской вдовы. Она была поражена его красотой и хотела, чтобы он стал ее мужем. Начала склонять его к браку, но Моисей в сердце был монахом, отказался от предложения вдовы и тайно постригся в монахи. Отвергнутая вдова за это приказала изуродовать и покалечить Моисея. Освободившись в 1025 году из неволи, Моисей пришел в Лавру и прожил здесь еще десять лет.

Илья Муромец: 177 см роста и большая борода

Рядом с Иоанном Младенцем покоятся мощи Ильи из града Мурома. Хотя до сих пор есть историки, которые поддают сомнению само существование былинного богатыря.
Однако еще в 1988 году, исследовав останки святого, ученые подтвердили, что это реальный человек и что это реальный герой, так как состояние его мощей подтверждает сюжеты былин. Илья Муромец был по тем временам действительно богатырского роста – 177 см.

По словам ученых, у него была невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Исследователи даже увидели, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, а согласно легендам, Муромец до 30 лет вообще не ходил. Следы от боевых сражений – несколько переломов ребер и правой ключицы. Известному судмедэксперту Сергею Никитину удалось реконструировать облик былинного богатыря. Судя по специально отлитому бюсту, это мужчина лет 50 (именно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой.

Исследовав мощи 54 святых, ученые пришли к выводу, что при жизни они были слишком истощены постами и тяжелой работой. У некоторых обнаружились заболевания опорно-двигательного аппарата. Например, святой Агапит из-за деформации правой стопы хромал.

Кстати

Святые двойники: откуда взялось 26 голов Юлиана?

В середине XIX века во Франции вышла книга «Курьезы традиций», в которой утверждалось, что в монастырях Западной Европы хранятся 20 туловищ и 26 голов святого Юлиана, 9 – апостола Луки, 18 голов и 12 рук святого Филиппа, 13 рук святого Себастьяна, 15 рук Иоанна Златоуста. Даже от святого Иоанна Крестителя осталось 12 голов, 7 челюстей, 4 плеча, 9 рук и 11 пальцев.

По словам священнослужителей и историков, со святыми Киево-Печерской лавры подобных казусов не случалось. Мощи из Лавры и вовсе не вывозят. «Путешествуют» лишь частицы святых.

– Лавра – центр паломничества, и нередко люди преодолевают тысячи километров, чтобы приложиться к мощам определенного святого, – объясняет отец Георгий. – Например, настоящую икону Почаевской Божьей Матери, которая находится в Почаевском монастыре, тоже никуда не вывозят.

Святых переодевают и выносят на прогулку Мощи раз в год проветривают и каждые три месяца святым меняют облачение. Например, на время Великого поста одевают в черное, на Пасху – в красные одеяния

Святые мощи в Лавре хранят как зеницу ока. Есть среди монахов пещерные смотрители, которые также следят за температурой и влажностью в пещерах. А они сейчас оборудованы специальной аппаратурой, позволяющей контролировать климат в пещерах. Кроме этого, есть монахи, которые ухаживают за мощами.

– Раз в год летом, в жаркие дни, мощи выносят на солнце проветрить и подсушить, – рассказывает отец Георгий. – Затем их полностью переоблачают. Эту процедуру совершают с благословения наместника, для святых специально шьют одежду из натуральных тканей. Кроме этого, четыре раза в год им меняют верхнее облачение. Например, на время Великого поста одевают в черное, на Пасху – в красные одеяния.
Отец Георгий говорит, что среди святых есть и такие, чьи тела сохранились полностью, вплоть до ресниц и бороды.

– Понятие «нетленные мощи» в течение веков меняло смысл. Был период, когда под этим
подразумевались нераспавшиеся кости. Позже – высохшее тело, – объясняет историк Владислав Дятлов. – Впервые монахи Лавры обратили внимание на нетление мощей в пещерах, когда открыли погребальную нишу преподобного Феодосия – одного из основателей обители. Его мощи пролежали замурованными 18 лет, а когда их открыли для перенесения в Успенский собор, то, как говорит Летописец, «суставы у них не распались, а волосы на голове присохли».

Еще иностранные путешественники, посещавшие Киев в XVII веке, пытались объяснить чудо нетления. Они предполагали, что нетленность мощей в лаврских пещерах связана не со святостью почивших, а с микроклиматом пещер. На эти предположения Лавра в предисловии к первому печатному изданию «Киево-Печерского Патерика» – сборника житий лаврских подвижников – резонно возразила, что в пещерах соседствуют как высохшие тела, так и костные останки, хотя и те, и другие находились в одинаковых условиях.

Кроме того, и вне пещер, в разных уголках мира – наблюдается разная степень сохранности мощей независимо от условий захоронения. Поэтому сводить феномен нетления к природным условиям неправильно. Это поняли и ученые, которые исследовали мощи в пещерах в 1980-х годах. Тогда было не только признано, что нетление имеет какую-то особую причину, но и зафиксировано благоприятное воздействие мощей на окружающую среду: снижение уровня радиации, стимуляция роста злаковых растений, гибель болезнетворных бактерий.

В 1988 году группа студентов Киевского мединститута проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и непосредственно в саркофагах, где находятся мощи святых. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6–7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Хотя саркофаги негерметичны, и по логике показатели воздуха пещер и саркофага не должны были отличаться.

Как возводят в святые

Чтобы стать святым, не обязательно стричься в монахи. Главное – чистая биография и подтверждение совершенных при жизни и после нее чудес. Причем нередко святыми становились даже простые миряне. Есть таковые и в лаврских пещерах – это Иулания, княжна Ольшанская, мученик Иоанн-Младенец.

– С течением времени в Церкви выработалась процедура возведения праведника в лик святых, – говорит отец Лонгин (Чернуха). – Вначале создается специальная комиссия, в которую входят епископы, священники и миряне (богословы, историки, медики, могут быть духовные чада того, кого собираются канонизировать). Тщательно изучается жизнь праведника: чистота вероисповедания и духовной жизни.

Собираются факты чудотворений праведника. Если доказательств достаточно, собранные документы направляются на рассмотрение Синода, и там уже выносят вердикт – достоин праведник канонизации или нет. Но бывают и исключения. Например, в случае с Ксенией Петербургской. Ее люди начали почитать, просили помощи, и она помогала, задолго до канонизации. Как правило, сразу после смерти не канонизируют. Праведник проходит испытание временем – это 70, а порой и сто лет, но бывают и исключения.
Один из последних канонизированных святых в лаврских пещерах – священномученик Владимир, митрополит Киевский. Он был убит безбожниками в январе 1918 года у стен Лавры.

– Владыка Владимир проживал на Верхней территории Лавры, был там арестован неизвестными вооруженными людьми, выведен за ворота и расстрелян, – рассказывает историк Владислав Дятлов. – Его похоронили в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, а в 1992 году мощи святого перенесли в Дальние пещеры. Последнее по времени перенесение мощей в лаврские пещеры состоялось в 1999 году – тогда из-под руин возрождаемого Успенского собора были подняты мощи святителя Павла, митрополита Тобольского, почившего в Лавре в 1770 году. Еще до революции у мощей этого архипастыря в соборе совершалось много чудес. Ближайший к нам по времени лаврский подвижник, почитаемый святым – старец Кукша, преставившийся в 1964 году. Но его мощи находятся не в Лавре, а в Одессе. Совсем недавно состоялась канонизация архимандрита Иова Угольского, который скончался в 1985 году. Его мощи хранятся в Закарпатье.