"Новая"

Профессия охотников за мертвыми телами родом еще из Средневековья. Покойников использовали для проведения жутких магических ритуалов. Развитие медицины привело к новому всплеску деятельности среди разрушителей могил. Студентам-медикам не хватало трупов преступников, которые официально были разрешены для вскрытия, поэтому зачастую «материал» для практики покупали по цене $70 (в нынешнем выражении) за тело. В борьбу с ворами трупов вступили как официальные власти, так и церковь. В странах Европы повсеместно стали издавать указы о выделении определенного количества тел для нужд медицинских школ. Незаконный промысел потерял своих потребителей. С того времени можно было услышать лишь о единичных случаях вскрытия могил.

— Ни одной попытки похитить мощи известного человека у нас не было, — заверил «Новую» Михаил Кутищев, заместитель начальника ГУ ритуальных услуг КГГА. — Разве что инцидент с прахом матушки Алипии, похороненной на Лесном кладбище, который произошел несколько лет назад.

Відео дня

Матушка прославилась тем, что жила отшельницей и смогла исцелить сотни людей, и даже после смерти паломники продолжали приходить на ее могилу — Алипии писали записки с просьбой об излечении. Вскоре среди прихожан появились подозрительные люди. Стали ходить слухи, что те собираются похитить прах блаженной и вывезти в Америку.

— Во сне ко мне пришла матушка и предупредила, что через 45 суток ее могилу попытаются раскопать, — рассказывает «Новой» Виктория Барандич, чадо матушки Алипии. — Я предупредила сторожа кладбища. Он мне не поверил сначала. Однако в назначенный день все же вышел посмотреть на могилу. И увидел несколько мужчин, которые уже почти раскопали ее. Посадить удалось только одного вора — Дмитрия, он взял всю вину на себя. Однако людей, которые сегодня молятся за матушку Алипию, не покидает страх, ведь в деле были замешаны большие деньги. Дмитрий говорил мне, что за прах ему обещали $40 млн.

Пасмурным мартовским днем 1978 г., совершая обычный обход «владений», смотритель кладбища при англиканской церкви в Веве (Швейцария) обнаружил разрытую могилу. Возможно, это событие и не вызвало бы сильного ажиотажа, если бы не имя, начертанное на надгробном камне, — Чарли Чаплин. Скандал о похищении праха великого комика разразился уже на следующий день.

Похитители праха Чаплина сразу же дали о себе знать. Они обратились к вдове комика Уне О`Нил с требованием заплатить 600 тыс швейцарских франков за возвращение останков. Вот только совсем не ожидали, что женщина ответит отказом. «Мой муж обитает на небесах и у меня в сердце», — был ее вердикт. Энтузиазм, которого так не хватало Уне, с избытком обнаружился у местных полицейских, пожелавших проучить злодеев. Стражи порядка проявили чудеса дипломатии и все же уговорили вдову сотрудничать с бандитами. Еще одна телефонная беседа с вымогателями, и правоохранители засекли место, откуда звонили. Выследить воров было проще простого, ведь ими оказались не матерые преступники, а дилетанты — 24-летний поляк Роман Вардас и 38-летний болгарин Ганчо Ганев.

На «подвиг» их вдохновила история похищения тела миланского богача Сальваторе Матарессы. Это событие долго не сходило со страниц газет, тем самым дав толчок целому вороху подобных историй.

Усопших спасали взрывчаткой

Пока шли переговоры о выкупе, тело Чаплина было закопано в пшеничном поле неподалеку от автосервиса, на котором работали Роман Вардас и Ганчо Ганев. Когда их схватили, саркофаг с останками актера вернули на прежнее место.

А вот прах матушки Алипии решили больше не подвергать опасности и перенесли с Лесного кладбища. Сейчас ее останки покоятся в стенах монастыря Голосеевская Пустынь.

В XIX веке в самый разгул могильных расхитителей люди старались сами обезопасить прах своих погибших родственников. Одни накрывали могилу тяжеленным камнем, а другие нанимали персонального сторожа. Особо рьяные даже устанавливали взрывные устройства, которые срабатывали, как только кто-то тревожил землю над покойником.

Самыми удачливыми долгое время считались воры трупов в Англии. Такая деятельность там не считалась уголовным преступлением. Наказывали лишь за хищение вещей, которые были в гробу с покойником. Поэтому преступники просто раздевали труп и беспрепятственно его уносили.

Последними профессиональными охотниками за трупами считаются два эдинбуржца — по фамилии Бурк и Хеар. Они не хотели гнуть спины, выкапывая гробы, а прибегли к легкому, но ужасному ремеслу — стали убивать. Жертвами преступников пали десятки людей. Бурка и Хеара все же схватили.

Фанаты, преследующие цель в буквальном смысле заполучить кусочек своего кумира, тоже готовы идти на преступления. Так, в 2008-м из дома певицы Кортни Лав был похищен прах и локон Курта Кобейна, лидера знаменитой группы Nirvana.