Рождество можно праздновать четыре раза?

00:37, 08 січня 2010
Суспільство
0 0

«Комcомольская правда» 

«Комcомольская правда»
Только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова 25 декабря — в день зимнего солнцестояния. Есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить языческие торжества.

Покушение на устои

Периодически даже церковные иерархи вносят сумбур в умы верующих. Последним в этом смысле отличился Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. Выступая по Би-би-си он назвал события, связанные с появлением младенца Иисуса на свет, не более, чем легендой.

Доктор Роуэн Уильямс — авторитет и в Великобритании, и вообще в мире. Он предводитель англиканской церкви. И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои.

Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря. Мы — православные — празднуем 7 января, по старому стилю.

На Западе устраивают милые представления с участием девы Марии, младенца Иисуса и мудрецов-волхвов, которые принесли ему дары. Делают композиции, дополняя их фигурками домашних животных, яслями. У нас — проводят торжественные богослужения. Иисус, по Библии, родился в хлеву. Как сказано в Евангелии от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Архиепископ Кентерберийский же заявил,, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с Востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.

— В Евангелии от Матфея говорится, — объяснил доктор Уильямс, — что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской Империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.

На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «…пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока ». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.

Как пишет английская газета The Telegraph, Уильмс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.

И под конец доктор Уильямса сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.

Так решил Дионисий Малый

Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры. Об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана — там одни намеки.

Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные вычисления, получали очень разные результаты — от 8 года до нашей эры, до 6 года нашей (по новому летоисчислению). В конце концов всех устроила дата — 1 год н.э. Ее «определил» один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.

Разъяснения по поводу дня — 25 декабря — дал в свое Святой Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Девы Марии — о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев 25 декабря родился Иисус Христос.

Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова 25 декабря — в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить, приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

На дворе уж 2023 год

И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что " …Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «…во дни царя Ирода…».

Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники — кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.

Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке…». «И се, звезда… шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это — знаменитая «путеводная звезда», она же — Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.

Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.

Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.

Специалисты и отыскали и более надежные источники — например, наблюдения древне-китайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и рождество надо передвинуть.

Правильный месяц — сентябрь

Она была видна по утрам в созвездие Близнецов. И двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была, в итоге, 63 дня. Но никак не до декабря.
Волхвы, предположительно, направлялись в Иудейское царство из соседнего — Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними — с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.

Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул — «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».

Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.

Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы буем праздновать рождество в сентябре — по-научному. Или четыре раза — по новому и по старому стилю.

 

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter