"А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-й раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест. А так всех прошу помолиться".
Эту запись в своем интернет-дневнике отец Даниил Сысоев сделал 9 октября.
Через полтора месяца, 19 ноября, его убили.
Убили жестоко, нагло — так повелось с некоторых пор в России. Киллер ворвался прямо в храм, не испугался свидетелей, тяжело ранил еще одного человека, регента церковного хора. Как же надо было ненавидеть священника, чтобы пойти на такое!
За неделю до своей гибели отец Даниил Сысоев говорил ближайшему другу и единомышленнику священнику Виталию Зубкову, что ему отрежут голову.
Священник ошибся. Его казнили другим способом.
Неделю спустя, 19 ноября, Сысоева убили выстрелом из пистолета прямо в церкви Апостола Фомы на улице Москворечье на юге столицы, но от этого преступление не стало менее диким и кощунственным.
В 22.40 в храм вошел человек в медицинской марлевой маске, высокого роста, в бежевом свитере. В тот момент в храме находились только сам иерей и регент церковного хора Владимир Стрельбицкий. Незнакомец достал пистолет и выкрикнул:
— Где здесь Сысоев? Какой он? — Убийца имел в виду, как выглядит священник, и говорил с сильным кавказским акцентом.
Не дождавшись ответа, злодей выстрелил Сысоеву в шею. Священник рухнул в нескольких шагах от иконостаса, убийца наклонился над ним и сделал контрольный выстрел в затылок. Третья пуля угодила в грудь регенту церковного хора 41-летнему Владимиру Стрельбицкому.
Милицию и "скорую помощь" вызвала одна из верующих, которая задержалась допоздна, наводя порядок в церкви, и только по счастливой случайности не попалась на глаза убийце. Отец Даниил скончался по дороге в больницу. Регента в критическом состоянии госпитализировали в реанимацию Боткинской больницы, и врачи долго не могли сказать определенно, выживет ли он.
Следователи по горячим следам выяснили, что Сысоеву угрожали постоянно. Последний публичный выпад в сторону Сысоева был на сайте исламских экстремистов, где священника прямо называют исламофобом.
Примерно за 20 минут до рокового выстрела кто-то звонил иерею на мобильник. Иерею часто угрожали по телефону. В частности, регулярно звонил с грязной руганью некий Мигали. Но стражи порядка уже "пробили" адрес — человек с таким именем там не зарегистрирован. Оперативники изъяли из офиса компании сотовой связи распечатку телефонных разговоров и установили, что Мигали приобрел SIM-карту у компании "Соник Дуо", которая вошла в состав более крупного оператора летом 2009 года.
Видимо, недоброжелатель Сысоева нисколько не опасался, что его вычислят, и мог названивать в храм на протяжении нескольких месяцев. Более того, купить карточку в свое время можно было в любом офисе компании или даже у дилера на улице всего за 100 рублей, но только по предъявлении паспорта и с официальным оформлением номера на имя конкретного человека. Подозрительная для киллера беспечность. Обычно в фильмах про наемников профессионалы покупают SIM-карту, чтобы сделать максимум пару звонков, после чего ее выбрасывают. Небольшая деталь — мифический Мигали пользовался очень популярным среди гастарбайтеров тарифом, по которому соединение с Украиной или Кавказским регионом обходится в сущие копейки. Поэтому вряд ли тот, кто угрожал священнику по телефону расправой, является настоящим убийцей. Скорее всего Мигали — просто отмороженный тип, насмотревшийся ваххабитских роликов в интернете или побитый однажды русскими ментами работяга из Средней Азии.
Но самый последний звонок, впрочем, носил совсем другой характер. Прихожане, которые присутствовали при разговоре, предполагают, что незнакомец задал вопрос священнику, можно ли его застать сегодня в церкви. На что Даниил ответил буквально следующее: "Да, я сегодня буду в храме…".
Но таинственный звонок может ничего не означать, поскольку телефон Сысоев раздавал направо и налево всем страждущим, его, как говорят прихожане храма Апостола Фомы, знали без преувеличения тысячи людей. Глава СКП по Москве Анатолий Багмет сообщил на следующий день после убийства корреспонденту "МК", что следствие пока не располагает информацией о личности звонившего Сысоеву человека.
Опера пытаются найти следы отступления киллера. Вчера сыщики изъяли записи со всех камер видеонаблюдения в районе храма, в том числе на станциях метро. Также детективы пытаются найти водителей, ехавших в поздний час по Каширке, — убийца мог поймать попутку.
По основной версии, убийство священника связано с его активной миссионерской деятельностью. Вот что говорит об убитом иерее одна из прихожанок храма Апостола Фомы, Людмила Драницына, в прошлом милицейский следователь, а ныне просто консьержка:
— Батюшка возглавлял нашу церковь с 2000 года и за это время как миссионер побывал во многих странах, где процветает ислам. Даниил проповедовал православие в Македонии, а 20 дней назад вернулся из Монголии, где обращать буддистов в христианство было намного труднее, чем горцев на Кавказе. И сегодня перед самым убийством он говорил об опасности экстремизма. Отца Даниила убили те, кто не хочет, чтобы Русь была православной.
На стене церкви висит объявление: "В нашем храме каждый четверг в 19.00 совершаются библейские беседы по книгам Нового и Ветхого заветов". Совпадение это или нет, но в день убийства священник беседовал с паствой на тему того, что только православие спасет человечество, которое сейчас стоит на пороге гибели, и весь миропорядок без него рухнет. Последний диспут прошел как раз накануне убийства. Отец Даниил рассказал об апостоле Павле. Кстати, самые интеллигентные прихожане трогательно сравнили Сысоева с Демосфеном - из-за плохой дикции.
Свое выступление он закончил словами "Я не успел сегодня рассказать вам все, но обязательно расскажу в следующий раз".
Следующего раза уже не будет.
— Я работал здесь со дня основания и могу сказать, что у храма были определенные проблемы, — вспоминает электрик. — В том числе и с криминалом. Дважды нас грабили. А совсем недавно произошел серьезный конфликт, в котором участвовал отец Даниил, но я просто боюсь сообщать подробности.
Что имел в виду церковный рабочий? Верующие вспоминают, что в течение последнего года Сысоева неустанно терроризировала одна из прихожанок. Женщины даже не раскланивались с надоедливой особой, хотя друг с другом обычно целовались при встрече. Высокая статная дама, постоянно облаченная в голубой балахон, говорила Сысоеву, что не может принять то, что проповедует священник, поскольку, по ее мнению, каждый имеет право защищать свою веру любым доступным способом, вплоть до самых жестких. Имела ли в виду эта женщина исламских экстремистов — неизвестно, но отец Даниил говорил ей: "Я не могу допустить вас к святому причастию и чаше со святой водой". Однако женщину из храма не изгонял, продолжая вести с ней долгие, изнурительные диспуты, после чего выглядел как выжатый лимон.
Были и более серьезные инциденты. Месяц назад воры разбили в храме стекло и украли единственную вещь — ноутбук, где была записана незаконченная диссертация Даниила Сысоева. А до этого, в августе, над храмом вообще нависла угроза сноса — экологи требовали убрать церковь с природоохранных земель. Правда, тот спор в итоге разрешили в пользу прихожан.
Есть в деле об убийстве священника еще одна особа женского пола. После того как в храме прогремел выстрел, из комнаты на втором этаже раздался истошный женский крик. Среди прихожан ходят слухи, что Сысоев прятал у себя какую-то женщину — не в амурных, конечно же, целях, а как новообращенную прихожанку, возможно, уроженку Кавказа. Не исключено поэтому, что убийца намеревался вырвать мусульманку из-под влияния православного священника или отомстить ему.
Впрочем, по другой версии, в комнате наверху хлопотали по хозяйству две прихожанки.
"Несмотря на очевидность версии о мести исламских экстремистов за миссионерскую деятельность Сысоева, вариантов может быть миллион, — говорит один из следователей прокуратуры. — Слишком уж явно демонстрировал кавказец свой акцент. Вы можете поручиться, что расправа над Сысоевым — это не чудовищного рода провокация правых радикалов, направленная прежде всего против выходцев с Кавказа? Тогда жизнь православного священника была всего лишь разменной монетой в играх ксенофобов".
Кстати, об этом же говорил и друг погибшего Сысоева, священник Виталий Зубков: "Я не успел причастить перед смертью Даниила, хотя и очень спешил в больницу. У него было много врагов, ведь он проповедовал не только против мусульман-радикалов, но и экстремистских организаций патриотического толка". По данным "МК", отец Даниил незадолго до гибели обратил в православие ваххабитку, которая собиралась совершить теракт. Другой новообращенной стала адвентистка седьмого дня.
Появилась версия о том, что Сысоева могли убить и так называемые "родноверы".
В пользу этой версии приводился тот факт, что преступник не бросил оружие на месте преступления, а "родноверы" не являются профессиональными убийцами, у них каждый ствол на счету. Также "источник, близкий к следствию", напомнил о том, что ранее "родноверы" уже устраивали взрыв в одном из московских храмов.
Однако последняя версия никак не вяжется с показаниями свидетелей. Дело в том, что "родноверы", или "Союз славянских общин славянской родной веры", — это языческое ответвление наци-движения. Попросту — националисты-язычники. Представить, что в их ряды затесался человек с явным кавказским профилем и акцентом, — это уж слишком.
И наци моментально отреагировали в своих блогах возмущением: "никаких русских "родноверов"-террористов в природе не существует, это сплошная чекистская фальсификация и провокация" и что теперь "в чекистский мешок постараются сунуть каких-нибудь русских бедолаг".
Интересно, что в одном из блогов в пятницу появилась информация о том, что примерно через час после убийства отца Даниила в "Живом Журнале" "появился аккаунт "daniil_sisoev" с надписью "Эта страница священника Даниила Сысоева, настоятеля храма пророка Даниила на Кантемировской".
Просуществовала она совсем недолго — во всяком случае к моменту появления версии о "родноверах" она уже была "удалена автором". Но, по свидетельству тех, кто успел ее прочитать, в блоге была всего одна запись, "являющаяся оскорбительной и разжигающая религиозную ненависть".
Кому и зачем понадобилось заводить эту страницу — вопрос. Сам отец Даниил вел свои записи в "Живом Журнале" совершенно по другому адресу.
Исключил версию с "родноверами" и лидер "Славянского союза" Дмитрий Демушкин:
— Раньше "родноверы" действительно выступали с антихристианскими идеями. И один ненормальный, как вы помните, даже пытался поджечь православный храм. Но сейчас они стали спокойнее. Пусть лучше обратят внимание на записи в "ЖЖ", оставленные перед смертью Сысоевым, где он открыто говорил об угрозах, постоянно поступавших от исламистов.
И, по данным наших источников в правоохранительных органах, причину убийства нужно искать не столько в идеологических конфликтах.
Однако есть и непреложный факт: за два дня до гибели Даниил Сысоев подал прошение на имя патриарха Кирилла с просьбой присвоить его приходу статус миссионерского. Звание миссионерского прихода — не просто формальность. На базе храма Апостола Фомы Сысоев основал миссионерскую школу. Проповедники-миссионеры пошли в народ, занимались реальной работой "в массах", читая свои проповеди во дворах многоэтажек по всей округе, и это не могло не раздражать тех же самых сектантов, которых отец Даниил побивал их же оружием.
И совсем уж фантастическая версия, которую выдвигают представители православных общин: убийство Сысоева радикальные мусульманские группировки приурочили ко дню рождения патриарха Кирилла. Труп в качестве презента на день рождения — еще одна страшная традиция современной России. Ведь журналистка Анна Политковская была застрелена в день 54-летия премьер-министра Владимира Путина.
СПРАВКА "МК"
Даниил Алексеевич Сысоев родился 12 января 1974 года в Москве в семье священника Алексея Сысоева, ныне настоятеля храма Апостола Иоанна Богослова при православной классической гимназии "Ясенево". После окончания семинарии был назначен штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — Болгарского подворья. Позже закончил Московскую духовную академию. Женат, имеет трех дочерей.
Сергей Машкин,
Юлия Гришина,
Лина Панченко,
Дарья Федотова