АиФ

К середине 12 века в русской письменности получило широкое распространение житие святого Андрея, жившего в X веке.

Имя этого подвижника было настолько популярно, что в 60-х годах XII века эпизод из его жития, а именно сообщение о видении Богоматери, послужил основой для установления нового русского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.
Об Андрее Юродивом

Відео дня

О святом Андрее Юродивом известно из его жития, составленного предположительно в X — XI веках. Автором этого повествования назван константинопольский священник Никифор, лично знавший святого.

Андрей Юродивый родился в Скифии, в Юности был продан в рабство богатому жителю Константинополя. В доме своего хозяина мальчик получил образование и был назначен секретарем. Будучи христианином, Андрей очень любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. В жизнеописании говорится, что однажды Андрей увидел сон, где он боролся со страшным бесом и победил его, после чего Сам Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. Суть этого подвига состоит в отречении от мирской жизни ради служения Богу, в нелицеприятном свидетельстве перед миром о правде Божьей и воле Божьей. С внешней стороны этот подвиг состоит в подражании безумству, в некоторой имитации психических болезней ради сокрытия своих духовных подвигов и добрых дел. Андрей, поведав об этом сне священнику Никифору (впоследствии написавшему его житие), решился принять вид безумного. Через несколько месяцев хозяин, думая, что его секретарь сошел с ума, приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в лохмотья, он терпел нужду и голод, собирал милостыню, много помогал таким же, как и он, бездомным, обличал нравы горожан, отвращая многих от греха.

По свидетельству священника Никифора, Андрей Юродивый весь день обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церквях города. В житии говорится, что однажды вечером под субботу (сохранилась дата — 14 октября по н. с.) Андрей зашел в так называемую Влахернскую церковь, где находилась великая святыня — часть одежды Божией Матери, привезенная из Иерусалима еще в V веке. В храме шло богослужение. Святой Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица вошла в храм в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова и молилась вместе со всеми. После молитвы Божья Матерь, сняв с головы плат, распростерла его над собравшимися в храме в знак своего покровительства и помощи. Юродивый нищий Андрей рассказывал, что видел Божью Матерь, плакавшую о мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклоненно молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нем».

Бытует мнение, что святой Андрей видел Божью Матерь в трудные для Константинополя времена. Многие думают, что именно в те дни город был осажден войском киевского князя Аскольда и чудесно спасен после всеобщей молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Однако скорее всего в этом случае в народном сознании произошло смешение двух разделенных несколькими десятилетиями событий: спасения Константинополя от войск Аскольда (около 860 года) и видения Андрея Юродивого (самый конец IX — начало X веков).
Об установлении праздника

Вообще, надо сказать, что церковная история знает множество примеров явного свидетельства о помощи Божьей христианам. Немало примеров говорят о заступничестве ангелов, святых и Пресвятой Богородицы. Церковный календарь, в основе своей сформировавшийся в Византии с 5 по 11 век, содержит дни памяти таких случаев. Но совсем немногие такие праздники стали значимы, а то и уникальны на Руси так, как праздник Покрова Божьей Матери. Наверное, малая популярность некоторых византийских памятных дат обусловлена тесной их связью с конкретным временем и местом.

С праздником Покрова произошло обратное. По свидетельству некоторых русских паломников, в Константинополе какое-то время помнили о видении святому Андрею и даже в храме во Влахерне было иконографичекое изображение этого чуда. Однако со временем, как и многие местночтимые праздники, эта история ушла из народной жизни и осталась только в жизнеописании святого Андрея.

Однако на Руси это свидетельство оказалась, что называется, в нужное время и в нужном месте. Наши предки имели особое отношение к Божьей Матери, русским издревле была свойственна особая любовь к Богородице, и поэтому достаточно частное свидетельство об сугубом покровительстве или покрове Божьей Матери пришлось по сердцу русским христианам. Трудно объяснить почему, но факт особого благоговения, особого почитания очевиден. Народное сознание именно с заступничеством Божьей Матери связывает свои надежды.

Русские христиане сумели рассмотреть в том видении, которое, кстати, трудно исторически идентифицировать, удивительное внеисторическое, вненациональное, можно сказать, богословское свидетельство о глубине тех отношений, в которые вступают христиане с Матерью Господа Иисуса Христа. Удивительное отношение русских христиан к Богородице нашло свое воплощение в молитве в честь этого праздника: «Дева в этот день предстоит в Церкви, и со святыми невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, и апостолы с пророками ликуют: ради нас Богородица молит Превечного Бога».

Если взглянуть исторически, то мы увидим, что Князь Андрей Юрьевич Боголюбский хорошо знал житие своего святого тезки — Андрея Юродивого и почитал этого святого. Именно из жития он узнал о предстательстве Пресвятой Богородицы. В 1164 году князь ходил войной на камских болгар, одержал несколько побед над ними. Может быть, его беспокойство и чаяние помощи Божьей или благодарность Богу за победы помогли князю Андрею Боголюбскому не только обратить внимание на видение Богородицы святому Андрею, но и увидеть в нем глубокий богословский смысл и установить в честь этого события праздник.

Приведем размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова о. Сергия Булгакова, в юности уходившего от христианской веры в марксизм, но вернувшегося в «дом отчий» и ставшего в страшное советское лихолетье, свидетелем христовой веры. В проповеди, произнесенной в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле, отец Сергий говорит: «...Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».