Портал Credo.Ru

Глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ (Зоря) о начале подготовительного этапа диалога двух Украинских Церквей.

Недавно состоялась совместная встреча рабочих групп УПЦ КП и УПЦ МП, ответственных за подготовку диалога Церквей. Одновременно состоялся визит в Киев делегации Константинопольского патриархата. Эти события как-то связаны или это случайное совпадение?

Епископ Евстратий (Зоря): Я думаю, что все интересующиеся украинским церковным вопросом знают: долгое время ситуация оставалась сложной и запутанной. И если раньше у кого-то сложилось мнение, что украинский церковный вопрос можно решить в одностороннем порядке, не обращая внимания на существующие реалии или приуменьшая значение каких-либо факторов, то теперь с каждым годом становится все более понятно, что ни Московский патриархат, ни Киевский патриархат не могут решать вопросы иначе, кроме как путем диалога по поводу тех проблем, которые существуют между разными юрисдикциями.

Відео дня

Также надо отметить, что Константинопольский патриархат с особым интересом следил за событиями церковной жизни Украины. Это и понятно, так как православные в Украине составляют значительную часть православных вообще в мире. Если говорить о данных социологических опросов, то не менее 25 миллионов граждан Украины относят себя к православной Церкви той или иной юрисдикции. Но и в структуре Московского патриархата украинская паства составляет практически половину. Поэтому фактор церковной жизни в Украине, конечно же, должен учитываться во взаимоотношениях между Константинопольским и Московским патриархатами. В Москве и в Константинополе, я думаю, это понимают, поэтому Константинопольский патриархат всегда с особым вниманием следил за тем, что происходит в Украине, и когда возникала возможность, то и более деятельно принимал участие в попытках разрешить церковные проблемы, которые существуют.

Пока что все эти попытки не привели к каким-то кардинальным сдвигам в сторону улучшения церковной ситуации в Украине, но мы не исключаем, что в будущем, когда Константинопольский патриархат более ясно увидит свою роль в церковной жизни Украины, он станет более активно действовать в направлении помощи Украинским Церквям в преодолении существующего между ними разделения.

Я не думаю, что визит делегации Константинопольского патриархата в Украину был связан со встречей рабочих групп УПЦ КП и УПЦ МП, которая состоялась на прошлой неделе в Лавре, так как решение о создании рабочих групп было принято фактически около месяца тому назад. Эта встреча должна была состояться независимо от того, приехала бы сюда делегация Вселенского патриархата или нет. И когда принималось решение о встрече рабочих групп, о визите делегации Константинопольского патриархата еще ничего не было известно. Эти два события просто совпали. Конечно, оба они вызваны одним и теми же проблемами – разделенностью Украинской Православной Церкви и попытками с разных сторон как-то подойти к решению этой проблемы, найти по возможности пути преодоления этого разделения. С одной стороны, со стороны УПЦ КП, есть желание разрешить эту проблему в единстве с Московским патриархатом. С другой стороны, Константинопольский патриархат внимательно следит за событиями, происходящими в церковной жизни Украины, и приезд делегации призван на месте, в общении с представителями трёх Церквей, а также с представителями государственной власти, получить больше информации и более ясно увидеть картину происходящего здесь. Особенно, учитывая, что в прошлом году был визит в Украину Константинопольского Патриарха, в этом году – Московского. Я думаю, что ситуация достаточно изменилась с тех пор, как представители из Константинополя были в Украине в последний раз. Объективная свежая информация, чтобы формировать свою позицию, Константинополю, конечно же, нужна.

- Как бы Вы могли охарактеризовать атмосферу встречи двух рабочих групп?

- Учитывая то, какие взаимоотношения были между УПЦ КП и УПЦ МП в последние годы, конечно же, это очень важное событие, так как это была первая попытка найти точки соприкосновения между двумя Церквями и увидеть не только то, что нас разъединяет, но и то, что нас объединяет. Те дискуссии, которые раньше велись заочно, фактически через СМИ, между нашими двумя Церквями, касались, в первую очередь, тех вопросов, которые нас разделяют, в то время как те точки соприкосновения, которые у нас есть, оставались как бы в тени. И я думаю, что подготовка к диалогу, которая у нас идет, как раз призвана открыть и показать, что между нашими Церквями есть не только то, что нас разделяет, но есть много общего.

В первую очередь это то, что мы исповедуем православную веру и верим, что Церковь едина и наша внутренняя связь с этой Церковью остается – мы не исповедуем ересь, мы не поклоняемся иному Богу, кроме Бога, в Троице славимого. Поэтому те точки соприкосновения, которые у нас есть в этих вопросах, а также тот опыт позитивный совместной работы в разных вопросах, - например, в вопросе преподавания в школах Основ христианской этики или в вопросе служения в армии, или в вопросе опеки над людьми, находящимися в местах лишения свободы, – этот позитивный опыт совместной работы нужно показывать. И показывать, насколько он приносит пользу общему делу и способствует свидетельству православия перед лицом общества.

Мое впечатление, что наша встреча прошла конструктивно, в духе желания найти взаимопонимание друг с другом в тех вопросах, в которых можно найти взаимопонимание уже сейчас, потому что путь взаимных обвинений и взаимной критики уже был пройден за предыдущие 17 лет, и мы можем видеть, что, в первую очередь, от этого пострадало само православие и авторитет Церкви. И об этом говорилось в заявлениях руководителей двух групп, что на фоне разделения Церкви процветают новые, нетрадиционные учения, все большую силу набирают проявления гедонизма или же потребительского отношения к жизни, и все это не может нас не беспокоить.

И потому я думаю, что этот первый шаг был искренен с обеих сторон, по крайней мере, я полностью уверен, что с нашей стороны этот шаг был искренен, и как мы могли видеть во время встречи, представители РПЦ МП тоже вели себя искренне. То есть никто не скрывал, что у нас есть те вопросы, по которым мы не имеем общего мнения, у нас есть те проблемы, которые не разрешены, и мы об этом не забываем, но, в то же время, мы настроены на то, чтобы искать точки соприкосновения и взаимодействия, потому что и наше желание и желание священноначалия Московского патриархата заключается в том, чтобы в Украине была единая Церковь.

Мы видим эту Церковь как автокефальную, они видят эту Церковь как единую в духовной и канонической связи с Московским патриархатом. Как будет на самом деле, мы бы сейчас не хотели говорить, потому что иначе мы на этом вопросе остановимся и дальше никуда не продвинемся. Я лично, как член рабочей группы, оставляю место действию промысла Божия. Я верю в то, что искренне желая единства Церкви, мы, с помощью Божией, сможем этого добиться, и, возможно, выходы из создавшегося положения, которые сейчас нам не видны, которых мы не знаем и не понимаем, Господь нам откроет, и в будущем мы из нынешнего глухого угла сможем выйти и разрешить нынешнюю патовую ситуацию.

- Скажите, пожалуйста, а какие-то конкретные вопросы на встрече рабочих групп рассматривались?

- Все те вопросы, которые рассматривались, нашли свое отображение в итоговом документе – в протоколе. Не хотелось бы пересказывать здесь все десять пунктов.

- А делегация Константинопольского патриархата официально общалась с представителями УПЦ КП?

- Что иметь в виду под официальным общением? Если говорить об общении в молитве или в таинствах, то такого общения с УПЦ КП и УАПЦ не было. Если же говорить о встречах, то они были, как и было запланировано заранее, с предстоятелями всех трёх юрисдикций: и с митрополитом Владимиром, и с Патриархом Филаретом, и с Митрополитом Мефодием. Сам факт таких встреч еще не свидетельствует о том, что Константинопольский патриархат признает всех трёх православными иерархами или предстоятелями соответствующих Церквей. Константинополь в своих заявлениях подчёркивает, что они общаются с митрополитом Владимиром как иерархом Московского патриархата, но в то же время не игнорируют мнение и нашей Церкви, и УАПЦ, так как в принципе это было бы неправильно, неконструктивно и необъективно по отношению к той реальности, которая сейчас есть в Украине.

- Когда планируется, если планируется уже, следующая встреча рабочих групп?

- Мы пока что не планировали каких-то конкретных сроков, и я думаю, что сейчас их сложно запланировать, так как эти рабочие группы представляют две Церкви. Это не просто пришли люди с каждой стороны, чтобы о чем-то поговорить. Они представляют соответствующие Церкви и поэтому должны действовать, прислушиваясь к тому, что думают во всей Церкви.

Поэтому, я думаю, сейчас должен пройти некий период, за который в обеих Церквях это событие будет воспринято и рассмотрено, и, соответственно, уже после этого мы сможем двигаться дальше, чтобы не вырваться вперед, игнорируя мнения соответствующих Церквей, не затягивать искусственно сроки, не обращая внимания на те реалии, которые соответствуют церковной жизни Украины. Моя точка зрения такова, что мы не должны ни особо спешить, ни особо медлить с проведением настоящей работы.

- Но, тем не менее, о каком сроке может идти речь: месяц, полгода, год?

- Самое неблагодарное, что может быть, - это составление каких-либо прогнозов. Особенно на какую-то отдаленную перспективу и, особенно, в таких вопросах, как вопрос о разделенной Украинской Церкви. Так как, с одной стороны, еще месяц тому назад мы вряд ли бы могли сказать о том, что такая встреча рабочих групп состоится, потому что они еще даже не были созданы. Для нас было очень приятным событием, что они были созданы и такая встреча состоялась. Поэтому для нас сейчас сказать, что мы встретимся через два месяц, через месяц или через год, сложно.

Учитывая, что в протоколе отображено, что было высказано пожелание о проведении встреч, конференций или семинаров, на которых бы рассматривались вопросы подготовки диалога с точки зрения богословия, экклезиологии, канонического права, исторических прецедентов, я думаю, что даже если следующая рабочая встреча двух групп не состоится в течение двух месяцев, это совершенно не закрывает нам возможность работать в направлении подготовки диалога в формате проведения встреч, конференций и тому подобных вещей. Я не думаю, что сама подготовка к диалогу должна ограничиваться исключительно встречами рабочих групп, поэтому я думаю, что следующая встреча рабочих групп состоится тогда, когда она созреет и будет достаточно подготовлена предварительным изучением тех вопросов, о которых мы должны будем говорить, иначе встретиться просто для того, чтобы встретиться, в этой ситуации не имеет смысла.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"