Индикт: иудейский, языческий, христианский
14 сентября начинается новый богослужебный год с его праздниками и постами, поминовением святых. Для наших предков осень являлась венцом года, а окончание жатвы, обжинки отмечают в селах и поныне.
14 сентября начинается новый богослужебный год с его праздниками и постами, поминовением святых. Для наших предков осень являлась венцом года, а окончание жатвы, обжинки отмечают в селах и поныне.
Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Своим Словом, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения; так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от мирских дел. Четвертая заповедь предписывает посвятить седьмой день Господу Богу. В Книге Левит Господь заповедал Моисею: «Седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (гл. 23, ст. 39).
У евреев Седьмой месяц, тисри, соответствующий нашему сентябрю (лат. «седьмой»), считался первым месяцем гражданского года. Первый день, начало нового года, назывался праздником труб; десятый день - день очищения грехов народа; пятнадцатый день - праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев в пустыне, когда они жили в шатрах или палатках. В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или субботнего года и пятидесятого, или юбилейного года.
Именно в сентябре Ноев ковчег после потопа остановился на горе Арарат; пророк Моисей сошел с горы Синай, принеся скрижали с заповедями Господними; народ очищался от грехов...
После семи семилетних циклов следующий, пятидесятый год назывался юбилеем («протяжный, трубный звук»). Когда израильский народ вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже саму землю заповедано было оставлять в покое, не пахать, не сеять, не собирать садовых плодов — все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. «Если скажете, что же нам есть в седьмой год (...) Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведения на три года...» Земледелие прекращалось в субботний год на один год, а в юбилейный — на два года.
В пятидесятый год должникам прощались долги, рабы отпускались на свободу. Каждый человек следил за собой, как бы не прогневать Господа и не опечалить ближнего.
Индикт сроком на пятнадцать лет начинался в сентябре и в языческом мире. Римский император Август разделил этот индикт на три срока по пять лет, чтобы в каждый пятый год были собираемы подати, особенно из самых дальних провинций. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом — на украшение идолов. Первый день индикта назывался новым годом, так как 1 сентября Август одержал победу над Антонием и Клеопатрой, став властителем вселенной.
Православная Церковь также празднует начало индикта. Когда праздновалось новолетие в Иудее, Иисус Христос вошел в синагогу и раскрыл книгу пророка Исаии, где было написано о наступлении «лета (то есть времени) Господня благоприятного». Христос начал говорить, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Евангелие от Луки, гл. IV, ст. 22).
Церковь торжественно празднует первый день сентября с IV века - как праздник новой благодати, принося Господу дары сердца.
Тарас БОРЗЕНЕЦ, "Религия в Украине"