23 июля. Комсомольская Правда

На днях в России произошло историческое событие: президент вслед за Патриархом Кириллом поддержал введение в школах курса «Основы православной культуры»

Две предыдущие попытки введения курса окончились неудачами и даже скандалами и судебными исками. Корреспондент «КП» встретился с секретарем редакционного совета и председателем редколлегии протодьяконом Андреем Кураевым - поговорить о новом, еще не написанном учебнике, о вере и о том, как донести ее до детей, не расплескав по дороге.

Відео дня

 

«МЫ ИДЕМ В ШКОЛЫ РАДИ ДЕТЕЙ И СТРАНЫ»

 

- Странная ситуация, почти 80% жителей нашей страны во время последней переписи самоидентифицировали себя православными. Почему же до сих пор нет ни специального курса, ни литературы, никто не знает толком: как учить этому детей?

 

- В копилке церковных преданий нет именно педагогического опыта... Тот опыт, который был в XIX веке, нельзя переносить в XXI век. Да и для XIX века он был беден. Достаточно сказать, что первый учебник Закона Божьего на русском языке был опубликован в 1867 году. До той поры Закон Божий преподавался по совершенно недетской книге под названием «Катехизис». Естественно, глупо считать, что первые варианты Закона Божьего, которые появились в конце XIX века, были удачными. Будь оно иначе, может, и революции не было бы... Ну а после нее нас били по рукам за попытки диалога с детьми. Поэтому сейчас нам приходится самим учиться почти с нуля.

 

- Сейчас то же самое. Люди, называющие себя либералами, почему-то были первыми, кто начал бороться и с учебником, и с курсом. В суд подавали...

 

- Церковь сегодня оказывается в очень неудобном положении. В России действительно светское государство. И церковь и в самом деле отделена от государства. Но значительная часть общественного мнения считает, что мы - одна из башен Кремля. Получается, что, не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса...

 

Это не так. Мы идем в школу не ради расширения нашего влияния, а ради самих детей. И страны как таковой. Для нас же войти в эту новую для церкви область - огромная головная боль и проблемы. Я бы и сам этим не занимался, если бы не повеление от Патриарха. Мне гораздо проще и интереснее со студентами общаться да с прихожанами в храме.

 

- Недоброжелатели заметят - жалуются, а идут!

 

- Если рассматривать в категориях бизнеса, это стратегические вложения, которые к нам, ко мне, к Патриарху Кириллу никогда не вернутся. Минусы и критику мы получим сразу. А смягчение общественного климата - лишь через поколение...

 

ЦЕРКОВЬ, ШКОЛА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

 

- Основной аргумент ваших противников - шаблон, с которым сложно спорить: «Россия - многоконфессиональная и многонациональная страна». Вы учтете этот аргумент?

 

- Сегодня нет жесткой связи национальности и конфессий. Татар-христиан гораздо больше, чем русских-мусульман. Мне знакомо множество православных азербайджанцев, евреев и так далее.

 

Но дело не в этих нюансах, а в том, что в XXI веке церковь не должна причинять боль. Я считаю, что задача номер 1, которая стоит перед нашим авторским коллективом, - написать нетравмоопасный учебник. Сделать его таким, чтобы он не мог превратиться в орудие камнеметания. Ни в чей адрес. Чтобы там был только позитив.

 

- Нет ли в этом противоречия? К первому учебнику Аллы Бородиной главные претензии, на основании которых был подан судебный иск, - описание распятия Христа и указание национальной принадлежности тех, кто это сделал. И в истории христианства это обойти невозможно. Она вся состоит из борьбы и страданий.

 

- Есть и другая крайность: во втором по счету учебнике, его, кстати, рекомендовало школам Министерство образования, вообще нет ни слова о распятии Христа.

 

Мне памятна следующая история. Некая бабушка заболела, не смогла пойти в храм и попросила внучка почитать ей из Евангелия рассказы о распятии Христа. И вот мальчик дошел до страницы, где сказано, как жители Иерусалима закричали: «Распни! Распни Его!» Тут бабушка встала с кресла, повернулась к иконам, перекрестилась и сказала: «Господи, спасибо Тебе, что Ты не к нам, к русским, пришел! А то ведь какой позор на весь мир был бы!» На вопрос, кто распял Христа, - единственно допустимый ответ - я. Мои грехи. Мы... Нельзя на кого-то показывать пальцем и услаждать себя мыслью о том, что мы бы не ошиблись, мы бы Христа избрали в Общественную палату... Христос пришел ради своего распятия... Он пришел, чтобы принести себя в жертву. Кто ж Ему мог помешать? Об этом мы и будем говорить.

 

- Что скажут на это другие конфессии? А они обязательно что-то скажут.

 

- Я боюсь только одного: что мусульмане не успеют написать свой учебник. Я помню, как в 1991 году впервые подняли вопрос о взаимодействии со школой. И все с нетерпением и некоторым напрягом ждали выступления Адольфа Соломоновича Шаевича, главного раввина России. А он сказал, что очень хотел бы, чтобы Закон Божий был в школах России. Потому что для евреев принципиально важно, если они живут среди нормальных людей, с предсказуемой реакцией. А непредсказуем и потому опасен человек без внутреннего стержня. Вера же этот стержень дает. И мусульманские лидеры неоднократно говорили: «Если русская церковь приоткроет дверь в школу, то и мы прошмыгнем туда». А мы и не собираемся закрывать дверь за своей спиной.

 

ВЕРА - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

 

- Наверное, самый важный вопрос: со скольких лет будут читать этот курс? Я так понимаю, что в первом классе - рано, а в одиннадцатом - уже поздно...

 

- Есть очевидный факт: малышам это жутко интересно. Восприятие ребенка - восприятие мира волшебного. Мира, полного чудес. И поэтому на его душу, сознание и подсознание все это ложится очень хорошо. Поэтому мы будем работать с малышами. Но, наверное, ограничимся только 4-м классом.

 

- Они еще не прониклись в этом возрасте таким цинизмом подростковым...

 

- Да, а потом я намерен трусливо дезертировать - подальше от жертв пубертата. Чтобы вернуться к детям, когда они подрастут. В 10-м классе (в 11-м классе надо снова отойти от них, ибо все их мысли будут о ЕГЭ).

 

- Библия - непростая книга, сейчас она выглядит очень архаично. Как ее подать современным детям?

 

- Я пока вижу свою задачу не в том, чтобы загрузить детей знаниями и информацией о том, как развивались библейские сюжеты... Впрочем, это лишь моя точка зрения, пока редколлегия еще не собиралась... Я даже не вижу необходимости излагать полностью Евангелие детям. Достаточно нескольких эпизодов, сюжетов. Если человек почувствует, что ему это интересно и нужно, он сам найдет и прочитает. А запоминать имена всех апостолов или где и когда Христос какое чудо совершил... Мне кажется, это излишне.

Сейчас не смогу сказать, в каком формате будет преподаваться этот предмет в школе. Исходя из того, что общественного консенсуса пока нет, будем готовиться к минимуму. Мы попробуем написать учебники, показать их обществу, специалистам, педагогам, детям... А затем мы услышим отклики специалистов, и нам скажут: «Это же интересно! Мы-то думали, что это будет сухой Закон Божий! А это интересно и полезно даже для нерелигиозных детей!» Если нам так скажут люди из министерства, то, может, и статус нашего предмета повысится в их восприятии. И тогда мы уже под эти новые требования будем готовы переписать нашу заготовку. Пока мы исходим из того, что пишем факультативный курс. Мы будем обращаться к детям, которых не загоняют на эти уроки. Но это будет курс по выбору. На каком-нибудь третьем уроке ученикам предлагается выбор, и они могут разойтись по разным классам. Кто-то будет изучать уроки светской этики, для кого-то урок православной, для кого-то - исламской культуры. Но не так: шестой урок кончился, теперь желающие могут остаться с батюшкой, остальные - бегите к телику.

 

- И все с гиканьем поскачут прочь из школы...

 

- Что важно: никаких батюшек в нашем курсе не предусматривается. Вести должны будут светские педагоги, а не батюшки.

 

- Я боюсь этого. И многие верующие боятся, что курс будут читать загнанные жизнью и замученные преподаватели. И в итоге ребенок получит не интерес, а отторжение.

 

- Этот аргумент касается любого предмета. Ну физику тоже не Гинзбурги преподают! Но если мы хотим, чтобы появился один Ростропович, мы должны открыть сотни музыкальных школ! В этих условиях многое зависит от учебника и литературы, его сопровождающей, видео- и компьютерных материалов. Они должны быть настолько «вкусными», чтобы влюбить педагога в поначалу чужой для него материал. И чтобы ребенок мог сам идти дальше, как в интернет-тексте, по гиперссылкам. Чтобы он сам искал: что еще посмотреть и почитать?

 

- Когда мы увидим ваш учебник?

 

- Полагаю, что меньше чем в три года мы не уложимся.

 

- Я думал, что к первому сентября...

 

- Мы не на Гражданской войне. Атака конной армии не предвидится.

 

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

 

Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ:

 

- В школу должно прийти не православие, а специальный курс духовно-нравственного воспитания, который обязательно должны преподавать только светские учителя. Если этот курс в нашей многонациональной стране монополизирует только одна конфессия - взрыв и обострение межрелигиозных конфликтов будут неизбежны.

 

МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

 

«А не разобщит ли это школьников еще больше?»

 

«КП» опубликовала статью «Религия придет в школу, священники - в армию» («КП» от 22 июля). Вот мнения наших читателей:

 

Оля:

 

Хорошо, что дети смогут изучать основы религиозной культуры. Сейчас это жизненно необходимо, слишком бездуховным стало наше общество. Главное, чтобы преподаватели были понимающие, способные донести этот предмет до детей. Мой сын будет изучать основы православной культуры.

 

Мадам:

 

В школе может быть только курс «История религий». И то как факультатив. Но не более того!

 

Изольда:

 

А кто будет оплачивать этот религиозный ликбез? Церковь-то у нас отделена от государства!

 

Баркли:

 

В школах и сейчас ученики делятся на бедных и богатых, своих и приезжих, старших и младших и воюют по этому поводу. Теперь еще будет и деление по вере? Рвануть же может! Лучше уж открывать воскресные школы для тех, кто хочет изучать историю религий и собственно религию. По конфессиям.

 

Дмитрий СТЕШИН