Пресс-секретарь УПЦ: «Нас обвиняли, что мы не проводим Собор, а теперь - что проводим»
Не будет ни эпохальных решений, ни кардинальных шагов, ни «переворотов» во власти - спешит успокоить верующих и растревоженную общественность Киевская Митрополия...
«У священноначалия нет тайных планов» — эту основную мысль вот уже несколько дней подряд вынуждены снова и снова повторять иерархи и спикеры Украинской Православной Церкви, комментируя для СМИ ситуацию с созывом Юбилейного Собора. Не будет ни эпохальных решений, ни кардинальных шагов, ни «переворотов» во власти — спешит успокоить верующих и растревоженную общественность Киевская Митрополия. Рабочее заседание, обсуждение вопросов внутреннего устройства Церкви, подтверждение уже ранее принятых Синодальных постановлений…
Однако такой миролюбивый настрой священноначалия не передается аудитории, которой отовсюду «ищущие повода» предлагают все новые и новые сценарии развития событий — один увлекательней другого.
Как основания для подозрений выдвигаются малые сроки Собора, его якобы неактуальность, отсутствие причин для созыва и предшествование визиту 28 июля этого года в Украину Святейшего Патриарха Кирилла. Вызывают опасения «таинственные» поправки в Устав об управлении УПЦ — уже внесенные Архиерейским Собором УПЦ в 2007 году и ныне подлежащие одобрению Собором УПЦ. Также многих беспокоит участь нынешнего Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которая, по слухам, может стать предметом обсуждения на предстоящем Юбилейном Соборе.
Кто на самом деле был инициатором созвать Собор так быстро; какие изменения предлагаются к Уставу и как смотрят в Киеве на всевозможные «предсоборные» спекуляции — об этом и многом другом рассказал в интервью глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО.
— Отец Георгий, ожидали ли в Митрополии, что вокруг предстоящего Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви поднимется такое количество информационного шума? Чем, по-вашему, обусловлено его появление?
— Мы ожидали подобную реакцию. Хотя, на мой взгляд, разговоры о повышенном интересе к этой теме преувеличены.
Обсуждение Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви не вышло за пределы специализированных СМИ, а в общенациональных изданиях по этому поводу опубликовано всего несколько небольших материалов.
Однако уровень этих статей заставляет нас думать, что мы имеем дело все-таки с чьим-то стремлением выдать желаемое за действительное. Чьим-то стремлением обвинить Украинскую Православную Церковь и священноначалие в том, чего и в мыслях не было.
Я думаю, что наша ошибка, если это можно назвать ошибкой, заключается в том, что мы занимаемся внутренними делами, хотим сделать как лучше, а кто-то в этом видит тайный умысел вселенского масштаба.
Но в нынешней ситуации, считаю, мы сработали достаточно быстро и оперативно. Сразу выступили с комментариями — как только было принято решение о проведении Собора.
Свое интервью дал Блаженнейший Митрополит Владимир, секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. Состоялась пресс-конференция с участием Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана, открыта веб-конференция на официальном сайте.
Тем журналистам, кто хотел взять комментарий, мы комментарии дали.
И, наверное, последней точкой во всей этой волне должно стать опубликованное письмо Святейшего Патриарха Кирилла, в котором Его Святейшество благословляет проведение Собора, и ни о чем таком, что говорят блогеры или некоторые околоправославные аналитики, речь даже не идет.
Поэтому, я думаю, отчасти мы были готовы и на информационную волну среагировали оперативно, но при этом, наверное, невозможно было избежать и какого-то элемента нагнетания и накала страстей.
— По поводу оперативности… Очень многих смущает как раз то, что всё происходит слишком быстро. На заседании Священного Синода объявляется о созыве Собора — через 10 дней. Сам Собор будет проходить всего несколько часов, за которые предстоит принять множество решений. Чем обусловлена подобная спешка?
— На этот вопрос достаточно откровенно ответил в своем интервью Блаженнейший Митрополит Владимир. Идея проведения Юбилейного Собора именно сейчас и возникла — накануне 45-летия епископской хиротонии Блаженнейшего Владыки. В ходе подготовки к юбилейным торжествам Предстоятель и высказал мысль: если уж на празднование съедутся все, так, может быть, давайте и сделаем в эти дни важное дело в жизни церкви, проведем Собор, необходимость которого уже давно назрела.
Действительно, Собор готовится быстро и проводится быстро. Но при современных средствах коммуникации и передвижения это вообще должно быть нормой, потому что чем дольше обсуждались бы сроки и темпы, тем, я думаю, нелепее и немыслимее догадки стали бы появляться.
Некоторые люди ведь путают Церковь с комсомольской организацией. Задача Церкви – молиться, а не принимать какие-то исторические решения. Так и цель этого Собора — продемонстрировать единство Церкви, епископата, духовенства и мирян вокруг своего Предстоятеля, который будет отмечать 45 лет архиерейской хиротонии.
В прошлом году было 20 лет нынешнего статуса УПЦ, в этом году — 20 лет независимости Украины, в следующем — 20 лет исторического Харьковского Архиерейского Собора и избрания Блаженнейшего Митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Добавьте еще 1000-летие Софии Киевской в этом году, 450-летие Пересопницкого Евангелия и вы поймете, что цель Собора — не в том, чтобы развернуть дискуссию, а в том, чтобы продемонстрировать церковное единство.
Более того, в нынешние времена, когда перед Церковью не стоят какие-то жизненно важные вызовы, те вопросы, которые выносятся на Собор, не должны разделять. Церковь жила с 1992 года: проходили заседания Священного Синода, Архиерейские Соборы. Церковь развивалась, учреждались новые епархии, монастыри, синодальные отделы и комиссии. В Церкви выросло целое поколение, в том числе поколение, которое принимало решения.
И теперь Собор должен именно соборной полнотой утвердить эти решения, одобрить. Среди них нет ничего такого, что вызвало бы разделение внутри Церкви. Эти решения были как раз решениями мира, потому что с 1992 года, когда произошел раскол украинского православия, наша Церковь только разрасталась. Из нее не ушел ни один архиерей; в десятки раз увеличилось количество монастырей; с 5 до 12 тысяч — количество приходов. И это при том, что рана раскола не уврачевана.
В 2007 году Собором епископов УПЦ была принята новая редакция Устава об управлении УПЦ, но тогда Собор УПЦ не был проведен, потому что в нашей стране была сложная политическая ситуация. Священноначалие опасалось, что если мы начнем вносить изменения в Устав, то они не будут зарегистрированы государственной властью, и Устав «зависнет»: принятый церковной полнотой, он не пройдет перерегистрацию в государственных органах.
Сейчас, когда опасений нет, и нет причин бояться того, что решение Собора не будет воспринято государством, и проводится Собор. Он должен одобрить все то, что принято за эти годы, и утвердить изменения к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви. Эти вопросы, как казалось организаторам Собора и оргкомитету, не вызывают сегодня каких-то жарких дискуссий среди епископата, делегатов Собора, духовенства. А то, что на этом пытаются сделать себе пиар какие-то околоцерковные политические организации, псевдоаналитики, — в конце концов, это их право и останется на их совести.
— Какие поправки будут внесены в Устав? Какие изменения грядут?
— Все архиереи, которые сначала соберутся на Архиерейском Соборе, чтобы внести правки и дополнения, уже получили сравнительные таблицы с изменениями в Устав. Уже поступают отзывы, предложения, полным ходом идет обсуждение. Поэтому фактически Собор уже работает — благодаря тем возможностями связи, которые сегодня существуют.
Основные изменения касаются учрежденных новых Синодальных отделов: необходимо расширить список до реально существующих. Также это утверждение решений относительно расширения Священного Синода УПЦ и создания Высшего Церковного Совета как исполнительного органа в Украинской Православной Церкви. Аналогичный орган был учрежден недавно в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Кирилле.
Остальные изменения — редакционная правка. Не будет никаких изменений революционного характера. Но если кому-то хочется, то любое слово можно истолковать в «нужном» ключе. Поэтому, думаю, что информационный шум относительно Собора пройдет, и так же быстро люди, его создававшие, выберут себе для дискуссий другую тему. Правда, они будут говорить, что благодаря тому, что они подняли этот шум, и не произошло тех тайных действий, которые кем-то задумывались…
Но должен их расстроить: в Церкви вообще нет тайного знания. У духовенства нет тайных планов. Задачи Церкви — не геополитические, и не политические, и даже не государственнические. Задача Церкви — духовная. И Церковь каждый день молится «о властях и воинстве», чтобы тихо жить «во всяком благочестии и чистоте».
Для Церкви мирное существование – это норма. И Собор собирается не для того, чтобы дискуссии разводить, а для того, чтобы продемонстрировать единство. И в этом нет ничего осудительного: нельзя осуждать Церковь за единомыслие.
— А есть ли в Украинской Православной Церкви это единомыслие? Если судить по информационным сообщениям, то может создаться впечатление о наличии резких и существенных разногласий в среде украинского духовенства и мирян. Одесса, Донбасс, Киев — все гнут свою линию…
— Враг не дремлет, поэтому единство достигается общением молитвенным, общением личным, общением во время праздников, юбилеев, богослужений, во время фестивалей СМИ, которые мы проводим для епархиальных пресс-служб. Я думаю, что во время этого общения как раз и развенчиваются мифы, снимаются ярлыки, и люди начинают оценивать друг друга не по цитатам из желтой прессы, а по реальным делам.
Единство Церкви есть, и это единство составляют по-настоящему церковные люди. Те же, кто подменяют церковный евангельский дух политическим, на сегодняшний день находятся на периферии Церкви и либо должны измениться в соответствии с духом Церкви, либо их вынесет за церковную ограду, как это происходит сейчас с некоторыми братствами и их лидерами.
Последние позволяют себе проявлять откровенно агрессивное отношение и к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, к тем, кто находится с ним рядом, да и вообще ко всему священноначалию. Проповедуют какие-то свои идеи, сеют недоверие между иерархией и верующими, разлагольствуют о каких-то заговорах, переворотах.
Более того, уводят людей из сферы духовного делания в сферу политическую, подменяя молитву и крестные хода демонстрациями и пикетированиями. Не в Лавру приходят из мира помолиться, а из Лавры идут крестным ходом с лозунгами и транспарантами под Верховную Раду. Раз уходят, значит, там их место для молитвы, там они избрали свое место служения. Таким образом, они отделяются от Церкви. Церковь искренне молится, чтоб эти люди все-таки покаялись, переменили ум, изменили свое мировоззрение — с политика светского, с комсомольским задором, на церковное.
Церковный человек, по завету апостола Павла, всегда радуется, молится Богу, за всё благодарит. Он знает, что его отлучить от Бога нельзя. Он верит Богу, доверяет священноначалию, поставленному Богом, и идет по пути спасения.
А когда враг рода человеческого сеет в душе плевелы сомнений, недоверия, то в таком случае человек утрачивает любовь, теряет образ мысли христианина и превращается в сектанта. К сожалению, мы видим этому примеры. На последнем заседании Священного Синода был вскрыт очередной нарыв.
Может быть, как раз та информационная волна, которая поднялась, связана именно с тем, что на Синоде, принявшем решение о проведении Собора, был также отлучен от Церкви глава Союза православных братств Украины Валентин Лукияник.
— Но идет накат еще и с российской стороны. Протодиакон Андрей Кураев отозвался о предстоящем Соборе Украинской Православной Церкви как о «карикатуре на демократию»…
— Возможно, отец Андрей что-то перепутал и взял термин из своего прошлого образования. Потому что в Церкви — не демократия, а соборность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что демократия — в аду, а на небе — Царство.
Церковь, с одной стороны, имеет царское, монархическое устройство, и главой Церкви является Сам Христос. С другой стороны, Церковь являет полноту соборной жизни во Христе, которая прежде всего касается не столько вопросов управления, сколько вопросов богослужения — совместного соборного и евхаристического единства вокруг Христа, вокруг Чаши Христовой.
Отец Андрей замечательный проповедник, миссионер. Но иногда своеобразные методы миссионерствования, которые, наверное, хорошо ложатся на сердце и ухо современных СМИ и современных молодых людей, не совсем подходят к церковным реалиям. В комментировании моих слов газете «Известия» он позволил себе вещи, которые недопустимы не просто для священника, но и для любого порядочного человека.
Относительно Михаила Семеновича Литвиненко, который отсидел за веру, 50 лет был регентом церковного хора, в 1992 году, когда узнал, что Филарет запрещен, ушел из Владимирского собора и пришел регентовать в Лавру, отец Андрей употребил явно оскорбительные высказывания. Чего стоит выражение «голосовать, не приходя в сознание»… А ведь всего 2 года назад этот же человек голосовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви за избрание Святейшего Патриарха Кирилла и из его рук получал высокий церковный орден.
Может, кто-то перекрутил слова о.Андрея, исказил их, но в конце уважаемый отец протодиакон сказал фразу, что священноначалие Украинской Православной Церкви скрывает свои планы. Да не скрывает священноначалие своих планов! Оно о них постоянно и открыто говорит, и не надо додумывать того, чего нет. Не знаю, с чем связана такая подозрительность о. Андрея к украинскому священноначалию. Думаю, что такие высказывания, такие позиции льют воду на мельницы тех, кто хочет рассорить украинский и русский народы.
Украинская Православная Церковь является частью Русской Православной Церкви. Мы понимаем ту любовь россиян и русского духовенства и Патриарха к Киеву, как Матери городов русских, но при этом мы хотели бы, чтобы такие люди, как о.Андрей, уважали тех, кто живет в Киеве. Возможно, он находится в том информационном пространстве, которое создается некоторыми российскими телеканалами. А ведь не секрет, что на протяжении последних лет десяти образ Украины в СМИ подается крайне негативно. И когда приезжаешь в Россию, с удивлением смотришь российские телеканалы — как всё страшно у нас здесь. Возвращаешься домой — оказывается, не так уж и страшно.
Впрочем, некоторые украинские каналы примерно так же рассказывают о России.
Думаю, надо больше общаться, больше встречаться и полемику вести не на интернет-страницах и в блогах, а в личном общении.
— А вы не допускаете мысли, что не только отца Андрея мог смутить солидный возраст кандидата от Киевской епархии?
— Солидный возраст приветствуется, потому что Церковь является традиционной структурой, она верит в мудрость людей в возрасте. Это в советское время нам внушали, что родители, дедушки и бабушки уже отжили свое, а передовое мышление — у партийно-комсомольской молодежи, которая все знает лучше всех.
А Церковь исполняет заповедь, которая гласит – «почитай отца и матерь и будешь долголетен на земле», воспитывает уважение к старшим и мудрым. Церковь вообще построена на любви друг ко другу. Господь сказал: «По тому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А там, где подозрительность, недоверие, там нет любви.
— Тема молодости-старости для реалий Украины в последнее время встала с особенной остротой. Ведь после избрания Предстоятеля Украинской Греко-Католической Церкви, который является самым молодым иерархом УГКЦ и лишь неполные 2 года в архиерейском сане, светские СМИ постоянно делают акцент на этом «омоложении», как на факторе чрезвычайно позитивном. И в этом ключе Украинская Православная Церковь с солидным возрастом Предстоятеля несколько проигрывает.
— Мне кажется, в нашей Церкви как раз соблюдена традиционная парадигма, когда решение принимают мудрые, а исполняют полные жизненных сил и энергии.
Во главе Синодальных отделов Украинской Православной Церкви как раз поставлены люди, как говорил классик, в самом рассвете сил. А вот решения принимаются Священным Синодом, который состоит в основном из людей в возрасте. Решения принимает Предстоятель, у которого есть опыт жизни и руководства Церковью при разных политических строях. Блаженнейший Владыка доказал своей жизнью, что он христианин и иерарх, заботящийся, прежде всего, о пользе Церкви. И я думаю, что под таким руководством и окормлением молодые иерархи очень быстро набираются опыта.
Когда молодых людей не сдерживают старшие, они склонны к радикальным решениям, к борьбе. А «вся жизнь — борьба» — это не церковный принцип. В Церкви должны быть мир, тишина, покой, молитва. Украинская Православная Церковь не ищет потрясений. Наоборот, хочет урегулировать те нестроения, которые уже, к сожалению, произошли.
— И обратная сторона медали. Отмечая в позитивном ключе молодость главы УГКЦ, в то же время Украинскую Православную Церковь упрекают в том, что в ней в последние годы было рукоположено множество молодых архиереев. С чем может быть связана такая двойственность в суждениях?
— Молодость – это болезнь, которая очень быстро проходит. Нынешний Святейший Патриарх и нынешний Блаженнейший Митрополит рукополагались тоже не седовласыми старцами. Это было в советское время, и таким образом Церковь спасала свое будущее.
В Церкви находят себе применение люди разных возрастов. В Церкви не изгоняют людей после определенного срока служения. Мы видим, что и общая тенденция мировая говорит о том, что пенсионный возраст повышается.
А молодых людей, на самом деле, не так много — тех, кто хочет что-то делать и делает. Думаю, что тут нужно только приветствовать развитие Церкви, появление молодого духовенства, молодого епископата.
Возможно, они совершают какие-то ошибки, но они на этих ошибках учатся, потому что нет такого человека, который был без греха и не совершал ошибок. Да и пословица говорит: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». А в Церкви есть и то, и другое — и старость, которая знает, и молодость, которая может.
И как раз такие собрания, как наш предстоящий Юбилейный Собор, дают возможность общаться людям разных поколений. И такие собрания должны бы проводиться как можно чаще. Но сначала нас обвиняли, что мы столько лет не проводим Собор, а сейчас обвиняют, что мы его проводим.
Однако, как говорит Евангелие, «если око твое светло, то все тело твое светло, если око твое темно, то все тело твое темно». Все зависит от самого смотрящего — если человек хочет добра, он будет видеть хорошее. Если человек стремится увидеть плохое, он там, где ничего дурного нет, сам что-нибудь придумает, либо же ему померещится что-то.
— Как будет жить Украинская Православная Церковь после Собора?
— На сегодняшний день Украинская Православная Церковь динамично развивается, разворачивает свое служение, омолаживается. Наши прихожане становятся людьми более высокого уровня религиозного образования, воспитания. Дай Бог, чтобы качественный и количественный рост Церкви не прекращался.
P.S. Пока готовился материал, на официальном сайте Украинской Православной Церкви был опубликован проект Итогового документа, который будет обсуждаться и приниматься на Соборе УПЦ, — чтобы остановить антицерковную информационную кампанию в СМИ, успокоить верующих и пресечь спекуляции вокруг Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви.
Беседу вела Юлия Коминко, "Православие и мир"