Матерь христианских Церквей
Матерь христианских Церквей

Матерь христианских Церквей

10:42, 29.03.2011
12 хв.

28 марта Блаженнейший Патриарх Феофил ІІІ прибыл в Украину. Это первый официальный визит иерарха за время его предстоятельского служения. Но что мы знаем об Иерусалимской Православной Церкви?

28 марта Блаженнейший Патриарх Феофил ІІІ прибыл в Украину. Это первый официальный визит иерарха за время его предстоятельского служения. Но что мы знаем об Иерусалимской Православной Церкви?

***

Веруя в соборность Православной Церкви, мы признаем ее вселенский характер, исповедуем ее неограниченность во времени и пространстве. При всем многообразии мирового Православия все Поместные Православные Церкви есть одно Тело Христово, живущее единой благодатной жизнью. Поэтому путь евангельского благовестия в истории человечества переплетается с историей Церквей, основанных святыми апостолами или их равноапостольными последователями. Старейшей из них, по праву именуемой “матерью всех христианских Церквей”, является Иерусалимская Православная Церковь.
«Всё же верующие были вместе»

Відео дня

Каждому верующему сердцу дороги места, связанные с земной жизнью Спасителя. Если и не суждено побывать здесь, то, наверное, ничто не может удержать мысленный взор верующей души, устремленный на Святую Землю, земную Родину христианской Церкви. В день Пятидесятницы, когда в огненных языках родилась Церковь Христова, было положено начало и Церкви Иерусалимской. В тот день, после горячей проповеди апостола Петра, первое семя евангельской проповеди нашло в собравшемся народе плодоносную почву. К первой христианской общине присоединилось около трех тысяч человек из числа набожных иудеев, прозелитов и язычников, которые охотно приняли слово апостола, крестились и постоянно “пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян. 2, 42).

Это было необычайное время для иерусалимской общины. Пребывая под непосредственным руководством святых апостолов, согреваемая духом братской любви во Христе, община процветала и возрастала с каждым днем. О начальном периоде существования Иерусалимской Церкви повествует святой евангелист Лука: “Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2, 43–47).

Вскоре на Церковь обрушивается первое серьезное гонение, начало которому было положено убийством святого первомученика архидиакона Стефана. Спасаясь от преследователей, верующие бежали из Иерусалима и рассеялись по всей Иудее и окрестным странам. Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Гонение, направленное иудеями на уничтожение последователей Христа, напротив, послужило большему распространению христианства в тех местах, где селились изгнанные.
«Закон и благодать»

С возрастанием Церкви появилась необходимость решения вопроса об отношении христиан к ветхозаветному закону. По этому поводу в 50 г. в Иерусалиме собирается первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров (см.: Деян. 15, 6–29). Его председателем, согласно древнему церковному преданию, был первый епископ Иерусалимской Церкви — святой Иаков, брат Господень. На Соборе выступили апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести соблюдения ветхозаветного закона.

Спустя тринадцать лет после Собора первый иерусалимский архиерей принял мученическую кончину за Христа от иудеев. Многие из современников связывали эту трагическую смерть с последовавшими вскоре осадой и разрушением Иерусалима римлянами.

Вспыхнувшее в 66 г. восстание очень быстро выплеснулось за пределы Иерусалима и переросло в настоящую народную революцию за государственную независимость, которая была беспощадно подавлена имперскими войсками. Иерусалимская Церковь переживала ужасные дни. Видя непрекращающееся кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также осаждающие Иерусалим римские легионы, иерусалимская община покидает город и перемещается в Пеллу. Это был город, построенный в эллинистическую эпоху и размещавшийся на левом берегу реки Иордан. По большей части его населяли миролюбивые греки.

Как позже подтвердилось, такое решение оказалось весьма мудрым. Осадивший в начале 70 г. столицу Иудеи военачальник Тит очень быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм, а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин, ни детей. Множество иудеев были уведены в плен, тогда как Божий Град был превращен в груды дымящихся развалин. С этого момента первенство более не принадлежало Иерусалиму. Разрушение Святого Града в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод для появления и развития в Палестине новых христианских центров, в частности Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины.

На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан. В то же время в Пелле Церковь полностью очистилась от элементов иудейства и окончательно освободилась от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир пишет: “До этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но Божественному домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства”. Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. В 134 г. христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен вход и поселение в городе. С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха, наполненная испытаниями и страданиями.
«Золотой век» Иерусалимской Церкви

Ко времени восхождения на престол Византийской империи Константина Великого (324–337) состояние христианства в Палестине было весьма удручающим. В Иерусалиме христиане были настолько не многочисленны, что без вмешательства императора Константина они никогда не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный язычниками Святой Гроб Господень. Единственной областью, где христианство имело реальную силу, была Кесария. Усилиями первого христианского императора и его матери, святой императрицы Елены, Иерусалимская Церковь в IV в. вступила в период своего расцвета.

В 326 г. по просьбе Иерусалимского епископа святого Макария I (314–333) Святой Град посещает мать Константина Великого благочестивая императрица Елена. Ее стараниями был откопан Голгофский холм, затем пещера Святого Гроба Господня, невдалеке от которой были обретены три креста — Честной Крест Спасителя и кресты распятых с Ним разбойников. По повелению императора на святых местах воздвигается множество храмов, в том числе и храм Воскресения Христова. С этого времени Иерусалим стал центром паломничества для всего христианского мира. Одновременно начинается расцвет монашества. Среди палестинских иноков наиболее прославились преподобный Иларион, ученик Антония Великого, преподобный Феодосий и преподобный Савва Освященный.

К V в. авторитет Иерусалимской Церкви значительно вырос, и вследствие этого на IV Вселенском Соборе (451) Иерусалимская Церковь получила статус Патриархата.

Одним из наиболее выдающихся иерархов периода Вселенских Соборов, занимавших Иерусалимскую кафедру, был святитель Софроний Иерусалимский (†638). Именно ему принадлежит “Житие Марии Египетской”, а также исправленный и дополненный Устав лавры преподобного Саввы Освященного. В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. К 637 г. арабы захватили буквально все палестинские города за исключением Аскалона и Кесарии. Иерусалим же был осажден плотным кольцом. Видя, что выдержать осаду не удастся, патриарх Софроний решил сдать город халифу Омару (634–644) с условием заключить договор о сдаче города лично с ним. В 638 г. Омар прибыл к стенам Иерусалима, и такой договор был заключен. Святой Град был передан арабам.

Так закончился поистине “золотой век” Иерусалимской Церкви...
***
Святой апостол Иаков — первый Иерусалимский епископ

Первый предстоятель Иерусалимской Церкви, апостол Иаков, именуется братом Господним по плоти (см.: Мф. 13, 55; Гал. 1, 19). Сын Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы, от первой жены, святой Иаков от самого рождения был назореем, то есть посвященным Богу. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте, за что был назван Иаковом Праведным. Святой сердечно воспринял слова евангельской проповеди и сделался учеником Спасителя, а в последствии апостолом от семидесяти.

В 34 г. праведный сродник Христа избирается епископом иерусалимской общины христиан. В 50 г. он председательствует на Апостольском соборе, и его суждение о необязательности обрядового закона Моисеева для язычников принимается всеми апостолами. Благодаря пламенному слову святого Иакова многие не только из народа, но и из старейшин и начальников иудейских уверовали во Христа. Тридцать лет своего епископского служения апостол Иаков без остатка отдал взращиванию евангельских семян в сердцах своих соотечественников. Успех проповеди святого вызывал негодование иудейских начальников, и в 63 г. он мученически окончил свою жизнь: был сброшен книжниками и фарисеями с крыши Иерусалимского храма.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Его перу принадлежит соборное послание, которое включено в книги Священного Писания Нового Завета.

Православная Церковь празднует память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, 23 октября / 5 ноября и в Неделю по Рождестве Христовом.

Из “Соборного послания святого апостола Иакова”:

— Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (1, 19).

— Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (2, 26).

— Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (5, 16).
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Святой Кирилл родился в Иерусалиме в 315 г. и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 г. стал пресвитером. В 350 г., после смерти архиепископа Максима, он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые не желали видеть его на Иерусалимской кафедре. За свою правую веру святитель претерпел неоднократные ссылки и заключения. И лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 г. святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Святой Кирилл Иерусалимский известен своими огласительными поучениями, в основе которых лежит подробное разъяснение Символа веры. Скончался святитель Кирилл в 386 г. День его памяти 18/31 марта.

Из “Поучений огласительных и тайноводственных”:

— Великое дело крещение, оно — искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, обновление души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование усыновления.

— Образ Богопочтения заключается в сих двух принадлежностях: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия.

— Каждому различным образом Спаситель служит на пользу. Для хотящих веселия бывает Виноградом; требующим себе входа становится Дверью; желающим вознести молитвы бывает Ходатаем Архиереем; для согрешающих бывает Агнцем, да принесется за них в жертву. Для всех Он все…

Подготовил Олег Карпенко, "Православие в Украине"

Новини партнерів
завантаження...
Ми використовуємо cookies
Погоджуюся