Протоиерей Георгий Гуляев: Что такое Киевский патриархат в Донецкой области?
Протоиерей Георгий Гуляев: Что такое Киевский патриархат в Донецкой области?

Протоиерей Георгий Гуляев: Что такое Киевский патриархат в Донецкой области?

19:12, 13.12.2010
14 хв.

Пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ протоиерей Георгий Гуляев рассказал о том, что, по его мнению, послужило причиной конфликта в селе Каменка Тельмановского района Донецкой области.

6 декабря 2010 года в селе Каменка Тельмановского района Донецкой области прошло собрание жителей села, на котором было принято решение о возрождении Свято-Вознесенской православной общины. Это событие вызвало целую серию негативных публикаций в светских СМИ, которые в качестве источника информации использовали пресс-релизы пресс-службы Киевского патриархата.

За разъяснениями портал «Православие в Украине» обратился к пресс-секретарю Донецкой епархии УПЦ протоиерею Георгию Гуляеву.

Справка пресс-службы Донецкой епархии:
Православие в селе Каменка Тельмановского района имеет давнюю, но драматическую историю. Это поселение основано в 1881 году греками из села Карань (сейчас с. Гранитное Тельмановского района), поэтому вначале оно именовалось как Новая Карань. Согласно «Справочной книге Екатеринославской епархии» Российской Православной Церкви, изданной в 1913 году, в с. Новая Карань Каранской волости действовала православная община, которая построила каменный храм в честь Вознесения Господнего. Территориально храм входил в 3-е благочиние Мариупольского уезда Екатеринославской епархии. После революции 1917 года храм был закрыт безбожниками, а православные верующие подверглись репрессиям. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в храме вновь возобновились богослужения.

Свято-Вознесенский храм в с. Каменка вошел в состав тринадцатого благочиннического округа Донецко-Ворошиловградской епархии Русской Православной Церкви. Затем храм закрыли, а в его помещении устроили склад.

Відео дня

Тельмановский район расположен в аграрном регионе Донбасса, далеко от областного центра. В начале 90-х годов в селе была юридически зарегистрирована община «Киевского патриархата».

6 декабря 2010 года прошло собрание жителей села и в органы государственной власти поданы документы на регистрацию Свято-Вознесенской православной общины Украинской Православной Церкви.

 

— Отец Георгий, именно регистрация общины УПЦ в с. Каменка стала отправной точкой конфликта?

— Это обычное событие для Донетчины, ведь регистрация новых православных общин происходит несколько раз в месяц. В 1988 году в Донецкой области было всего 84 храма, а теперь здесь зарегистрировано более 600 православных общин. И не просто общины «на бумаге», а прекрасные новые типовые храмы: Спасо-Преображенский кафедральный собор в Донецке, Свято-Георгиевский собор в Макеевке, монастыри, возрожденная Святогорская Лавра. Множество православных храмов, вот они, перед нами, люди в них молятся.

Образование общины в селе Каменка могло бы быть рядовым событием, и мы, пресс-служба Донецкой епархии, поставили бы новость на сайт «Донбасс Православный» и занимались бы другими делами: освещали работу Донецкой епархии с детьми и молодежью, больными и заключенными, работу епархиальных СМИ, благотворительные акции, хронику епархиальной жизни. Работы хватает.

— А что же получилось?

— Сейчас я вынужден давать вот такого рода комментарий, потому что в прессе началась какая-то непонятная целенаправленная кампания по дискредитации Церкви. Достаточно забить в поисковую систему слова «Каменка, церковь Тельмановского района», сразу появляется несколько десятков гиперссылок на различные интернет-сайты, где публикуется ложь и звучат необоснованные обвинения в адрес Украинской Православной Церкви, ее священноначалия, верующих. И я, как священник, не могу оставаться в стороне и быть равнодушным.

— Распространителями новости о «рейдерском захвате донецкими братками Украинской Церкви» выступили интернет-издания…

— Я обращаюсь к своим коллегам-журналистам, поддавшимся на искушение: пожалуйста, внимательно относитесь к происходящему!

Ведь как получается: вначале появляется заявление одной из сторон, которое размещается на одном сайте. Вы мониторите сайты, выискивая новости, переписывая друг у друга материалы. И тут в спокойной церковной жизни Донецкой области появляется вот такое «событие». Громкие заголовки: «рейдерский захват», «братки из Донецка», «москвичи» и прочее. Оказывается, за громкими заголовками стоит цитирование пресс-службы «Киевского патриархата», которое потом начинают тиражировать остальные СМИ.

Со временем теряется ссылка на то, с какого сайта это было взято, заголовки становятся все более жесткими и зазывными. То, что изначально предъявлялось как мнение одной из сторон, где указывался источник информации, постепенно становится истиной и уже не обсуждается просто как одно из мнений. Применяются слова-штампы, нагнетающие негатив: «донецкие братки», «кожаные куртки», «люди сомнительной внешности»… Зачем это делать?

Одно дело, когда вы пишете о звездах кино или политической жизни. Многие из них действительно желают «черного пиара» и громких скандалов для известности. Но когда речь идет о Церкви, трижды подумайте, прежде чем писать непроверенную информацию! Громкие фразы о рейдерских захватах бросают тень на единственную структуру на земле, которая является для множества людей утешением и поддержкой – Православную Церковь. И если у кого-то нет понятия святыни, то хотя бы имейте элементарное человеческое уважение.

Насколько мне известно, на сегодняшний момент подано обращение в прокуратуру с просьбой проверить факты, изложенные в заявлении пресс-службы «Киевского патриархата». Будет прокурорская проверка, которая, я так считаю, поумерит пыл любителей распространять ложную информацию.

— Что на самом деле происходит в селе Каменка? Почему молчат официальные источники?

— Согласен, от пресс-службы ожидают комментариев. Некоторые сайты пишут о том, что «в Московском Патриархате молчат по этому поводу». Я не могу отвечать за весь Московский Патриархат, я — человек, наделенный определенными полномочиями. Просто вначале возник вопрос: а почему мы вообще должны что-то говорить, делать какие-то заявления?

В селе Каменка Тельмановского района всего лишь прошло собрание жителей села. Скажите мне, неужели у нас запрещены свободные собрания? — Нет. Поэтому не стоит из этого делать сенсацию. Тот факт, что в рабочий день пришло 120 человек – это рекорд для села. Пришли люди, которые имеют свое мнение, потому что речь шла не о решении вопросов земельных, или имущественных, или политических. Речь шла о том, чтобы создать религиозную общину, возродить ее в селе.

Поверьте, в селе Каменка есть люди, которые вообще никак не относятся к религии, являются представителями других религиозных конфессий. Это их право – не участвовать в этом собрании. Было принято решение, составлен протокол в соответствии с действующим законодательством, поставлены подписи, и порядка 80 человек приняли решение о том, что будет возрождаться Свято-Вознесенская община.

Последние 15 лет в этом селе действовала община «Киевского патриархата», которая пользовалась помещением Свято-Вознесенского храма.

— Что такое «Киевский патриархат» в Донецкой области?

— То, о чем я сейчас буду говорить, это не оскорбление, это чистая статистика. На Донетчине зарегистрировано порядка 100 общин «Донецкой епархии Киевского патриархата»». Большинство зарегистрированных приходов существует только на бумаге. Поскольку по закону приход может организовать 10 человек, основателем многих общин стал некто Юрий Юрьевич Юрчик.

Интересный момент – в Донецке есть община «Киевского патриархата» под руководством Юрия Юрчика, которая обманным путем в 1997 году у нас отобрала храм святых апостолов Петра и Павла на Смолянке. До сих пор это здание принадлежит им. Несмотря на смену власти, положительно или отрицательно относящейся к Церкви, все равно оно принадлежит им. Закон есть закон. Все, что сделали православные верующие УПЦ, построили напротив, метрах в 120 от старого – новый храм в честь святых апостолов Петра и Павла. А тот, старый, храм стоит в запустении, так как нет ни прихожан, ни желающих его отстраивать.

Приблизительно то же происходит в Каменке. Когда 15 лет назад была зарегистрирована община «Киевского патриархата», люди ходили в православный храм, как они считали, пытались устроить свою духовную жизнь. Там служил некто Христофор, по совместительству он исполняет обязанности священнослужителя в трех селах: Андреевке, Новоселовке и Каменке.

В «Киевском патриархате» существует серьезная кадровая проблема, поскольку сама идеология не предполагает духовного роста. Соответственно, реконструкция храма в Каменке легла на плечи местных жителей. Жители села знают, что вот это храм, в котором служил мой дед, в котором когда-то крестили мою бабку, и он восстанавливается.

Когда строят храм, то средствами, которые поступают на строительство, заведует либо староста, либо священник. И вот тут начали возникать вопросы: бизнесмены, о которых говорится в заявлении «Киевского патриархата» – это не «братки из Донецка», а уроженцы села Каменка. Господь даровал им возможность развивать свое дело, у них есть средства, и люди эти средства не потратили на развлечения, а передали на строительство храма. В церкви проводились определенные ремонтные работы.

Но начали возникать сомнения: все ли средства уходят по назначению? Имеются сведения, что общество греков передало несколько тонн мрамора, который затем был продан, и на эти деньги было куплено помещение в Андреевке, чтобы дальше развивался «Киевский патриархат». То есть, налицо нецелевое использование средств - не на строительство данного конкретного храма, а на другие нужды. Люди, живущие в Каменке, это знают.

Но самое главное, что движет людьми – это то, что они желают восстановить свое духовное общение с канонической Православной Церковью. Человек приезжает в Святогорскую Лавру, и чувствует: это святыня. Приезжает в Киево-Печерскую Лавру – это святыня, приезжает в Почаев, в Никольское – это святыня. А Святогорская Лавра и Никольское, и множество храмов — это и есть Донецкая епархия УПЦ, а не абстрактный управленческий орган, далекий, находящийся где-то в Москве, как рисуют его СМИ…

Мы находимся в каноническом общении со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, молимся за него и имеем возможность бывать во всех святынях православного мира, но все администрирование на местах происходит на уровне епархий. Мы, православные украинцы, греки, русские, представители других национальностей, живем здесь, на этой Донецкой земле. Веруем так, как верует Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь в течение двух тысяч лет. Веруем в Господа Иисуса Христа, исповедуем Символ веры и причащаемся Тела и Крови Христа Спасителя.

Вот именно этими побуждениями движимы были те люди, которые организовали собрание, состоявшееся 6 декабря в Каменке, где, кстати, в качестве наблюдателей были допущены представители «Киевского патриархата». Люди услышали их мнение и их аргументы. Вы должны прекрасно понимать, что они могли бы быть и не допущены, потому что это было собрание жителей села и участие в нем Сергия Горобцова, «архиепископа Донецкого и Мариупольского УПЦ КП», который никакого отношения к Каменке не имеет, было исключительно доброй волей жителей села. Его аргументы были выслушаны, но сказанные слова не оказали на жителей села никакого влияния. 80 человек поставили подписи за то, чтобы зарегистрировать Свято-Вознесенскую православную общину, и за то, чтобы обратиться к митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону. Владыка Иларион поставил свою визу на этом обращении жителей села. Затем были поданы документы в государственные органы для юридической регистрации.

Церковь в Каменке действительно нуждается в ремонте, она находится в крайне плачевном состоянии. Из всех заявлений, высказанных СМИ, правдивой является только информация о запущенном состоянии здания. Бизнесмены из Донецка пообещали сделать отопление, потому что все 15 лет храм отапливался при помощи буржуйки, которая сильно чадит и не дает возможности нормально молиться, нет дороги ведущей в храм, поэтому очень сложно приехать к нему на транспортном средстве.

— В СМИ также распространяются заявления о целой серии «рейдерских захватов» на Донетчине…

— Это не соответствует правде. Прозвучало название села Новоселовка, в котором якобы тоже происходит «захват», а в селе Раздольное «прихожане забаррикадировались и опасаются за свою жизнь» и так далее. К сожалению, все это моментально подхватывается и тиражируется в СМИ, а непроверенные факты накаляют обстановку.

На самом деле, по нашим сведениям, в селе Раздольное служит некто Александр Шолин, который по совместительству является работником бензозаправки в Тельманово. Он приезжает в Раздольное и совершает службы для своих прихожан. Через речку находится село Васильевка, в котором есть наш православный приход, в нем служит священник Сергий Щербий. И батюшка говорит о том, что ни о каких баррикадах и агрессивных действиях речи быть не может. Поэтому фразы о том, что люди опасаются за свою жизнь, сказаны громко с одной единственной целью – чтобы настроить людей на негатив и представить искаженную картину событий.

Всем неравнодушным и искренне интересующимся поиском правды предлагаю постоянно сравнивать, чем занимается Донецкая епархия Украинской Православной Церкви и «Донецкая епархия УПЦ Киевского патриархата». Есть сайт «Донбасс Православный» и сайт «Донецко-Мариупольской епархии УПЦ Киевского патриархата» Почитав публикации и там, и там, сразу становится понятным, кто как и чем занимается.

На самом деле мне, как священнику, очень скорбно, что это все происходит. Я понимаю, что начался Рождественский пост, и с ним пришли какие-то искушения; предполагаю, что моими разъяснениями конфликт не будет исчерпан. Просто еще раз обращаюсь к журналистам – мы готовы информировать о любых ситуациях в жизни Православной Церкви в Донбассе. Надеюсь, что центральные СМИ, которые все-таки более профессиональны, более выдержаны и переживают за свою репутацию, нежели интернет-издания, смогут сделать выводы о том, стоит или не стоит эту проблему нагнетать.

"Православие в Украине"


 

завантаження...
Ми використовуємо cookies
Погоджуюся