Директор группы «Братья Карамазовы» стал священником: Наши поступки - это тоже проповедь
Директор группы «Братья Карамазовы» стал священником: Наши поступки - это тоже проповедь

Директор группы «Братья Карамазовы» стал священником: Наши поступки - это тоже проповедь

15:39, 18 серпня 2010
21 хв. 1323

Александр Мироненко назначен настоятелем храма в честь Святителя Николая неподалеку от Чернобыльской зоны отчуждения. 

В начале лета бывший директор киевской рок-группы «Братья Карамазовы» Александр Мироненко рукоположен в сан иерея Украинской Православной Церкви. Отец Александр хотел служить в одном из сел, граничащих с Чернобыльской зоной отчуждения.
Как стало известно, 11 августа Александра Мироненко назначили настоятелем храма в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Украинской Православной Церкви в селе Горностайполь Иванковского района Киевской области, неподалеку от зоны отчуждения. Православная община получила своего наставника, сельского батюшки не было здесь уже пять лет.
«Глас народа» попросил отца Александра рассказать о своем пути к Богу, о друзьях из шоу-бизнеса, об интересных встречах, и о необычном решении – служить Господу неподалеку от Чернобыля…

ВЫ ЗНАЕТЕ, МЫ КАК-ТО О РАДИАЦИИ НЕ ДУМАЕМ, УЖЕ ЗАБЫЛИ
Как известно, Вы имеете отношение к группе «Братья Карамазовы»…

Да, я был директором. Вы знаете, время с ними (говорит о группе «Братья Карамазовы». – «Глас народа») так хорошо прошло, что я даже не считал. Но лет пятнадцать мы уже точно знакомы.
После моего ухода из группы, пытался заниматься бизнесом, но, вообще, в Церковь сознательно пришел в 90-е годы. Крещен был в детстве в Демеевском храме, что возле Московской площади…
В последнее время Вам наверняка приходилось отвечать на вопросы друзей, родственников: «Почему решили стать священником»? Ведь можно было вести бизнес и жить мирской жизнью.
Есть какое-то абсолютное желание служить Богу. Это большая честь - служить у престола Божия. Ответить на вопрос: «Почему я захотел стать священником?», равносильно тому, как спросить любящего человека: «Почему ты меня любишь?». Желание служить Богу это не порыв, а созревшее желание – идти и служить.
С чем связано такое решение? Не страшно служить в таком опасном месте? Все же в тех местах высокий уровень радиации, да и не многолюдно.
Я хорошо знаю эти места. В селе Страхолесье (неподалеку от села Горностайполь, в пятистах метрах от зоны отчуждения. – «Глас народа») больше четырех лет пономарил у знакомого батюшки, затем служил в сане диакона. Почему хочу служить в селе? Ну не всем же служить в городе, в селах тоже есть много верующих людей.
Вы знаете, мы как-то о радиации здесь не думаем, мы о ней уже забыли. Несмотря на возможную радиацию, люди там живут, и для них также нужно служить. Село Горностайполь достаточно большое, хотя в воскресные дни людей приходит не так уж много.
Как Ваши близкие восприняли то, что Вы стали священником, и перевозите семью в село, которое граничит с Чернобыльской зоной?
Пока я живу в Киеве. Дочь уже взрослая, не сегодня-завтра выйдет замуж. А жена у меня родом тоже из тех мест. Моя супруга – данное мне Богом счастье. Это я могу сказать совершенно определенно. Не представляю себе жизни с другим человеком.
Сколько лет Вы вместе? И сколько Вам лет?
С 1987 года, уже 23 года. В этом году мне исполнилось 45 лет.

ДА ЧТО ТАМ ГОВОРИТЬ… КОГДА-ТО КУРИЛ

После рукоположения Вы ощутили «искушения мира сего», как Христос был искушаем?
Ну вот, прямо сейчас – это первое искушение (улыбается), не успели рукоположить, как тут же - искушение славой. Не хотел давать это интервью, но если оно поможет хотя бы одному человеку задуматься и прийти в Церковь, то ради этого уже стоит его давать. В любом другом случае - это мне не интересно. Только ради того, что вот был обычный человек со всеми своими недостатками и достоинствами, пороками, да что там говорить – ну все было; наркотиками, слава Богу, не увлекался, курил, в молодые годы мог и водки выпить крепко. Сейчас этого нет, я просил у Господа, чтобы Он мне помог, и Он мне помог, но не так, что я проснулся и абсолютно освободился от всех своих плохих привычек – нет, тут надо и самому потрудиться, а освободился я постепенно. 
Припоминаются слова, которые мне говорил мой отец, он умер в молодые годы. Когда у меня что-то не получалось он говорил: «Сын мне не нужна твоя работа, мне нужно, чтобы у тебя спина была мокрая». Он хотел этим сказать, что главное это желание, а за то, что не получилось, он не будет наказывать. Так и Бог, Он как бы говорит: «Ты покажи мне свое желание измениться, искреннее желание исправить свою жизнь, и Я тебе помогу». В одном из интервью я услышал, как патриарх говорил, что Бог не фокусник - и это истина, ты покажи веру, и тогда Господь тебе подаст. Не проси лишнего, не проси выиграть машину в лотерею, надо - Господь и ее тебе даст. Не ищи чудес. Когда мы просыпаемся утром, разве это не чудо? Мы просыпаемся и вновь видим этот мир.

ЧУДЕСА ОКРУЖАЮТ НАС ЕЖЕДНЕВНО, МЫ ПРОСТО НЕ ХОТИМ ИХ ВИДЕТЬ
Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Церковь, как почувствовали присутствие Бога в своей жизни?

Через скорби, через болезни. Так люди часто приходят к Богу. У всех разный путь: кто-то приходит через радости, кто-то через скорби. Господь посылает испытания каждому по мере его сил. Нет таких испытаний, которые Господь бы дал человеку, и они были бы выше его сил. Другое дело, хочет ли человек их выдержать или нет; хватает ли воли, чтобы их выдержать или не хватает.
У меня были проблемы со здоровьем, потом мне подарили Евангелие, я начал Его читать. В Церковь я пришел в 90-е годы в возрасте 25-ти лет и в 1991 году в Вербное воскресение я впервые сознательно причастился. С тех пор постоянно чувствую присутствие Бога в своей жизни.

Во время Вашего первого осознанного причастия случилось что-то особенное?
Часто люди ищут чудеса и ждут, когда во время принятия Тела и Крови Христовых на них сойдет Святой Дух в виде голубя, или сойдут гром и молния. Сам Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему» (Мф.12,39). На самом деле чудеса окружают нас ежедневно, мы просто не хотим их видеть. Я поверил в Бога не так, что - Ты мне дай, я увижу и поверю. Нет, я просто поверил. Я задумывался, почему отцы наши, деды, прадеды верили, и почему же мы такими стали. Понимал, что я не от обезьяны, и люди все не от обезьяны, но почему-то они верят в это. Зачем?! «По вере вашей да будет вам» (Мф.9, 29).

У Господа все промыслительно…
Безусловно, Господь дает все человеку по силам его. Господь нам все время помогает и как бы говорит «посмотри, вот Я здесь, рядом с тобой». И снова же, что касается чудес – они даются явно либо святым людям, либо очень грешным, для утверждения в вере.

Я НЕ СКАЗАЛ: РЕБЯТА НАМ С ВАМИ НЕ ПО ПУТИ. ДРУЗЬЯ ЗАДУМАЛИСЬ: ЕСЛИ Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, ТАМ ЧТО-ТО ЕСТЬ?
Как Вы переживали период неофитства, период воцерковления, ведь Вы человек с интересными связями, и, возможно, ваше окружение вело себя несогласно правилам Церкви? Как Вы на это реагировали?

В период неофитства, когда друзья рассказывали анекдоты, я начинал воевать, подымался, и говорил: «Вы понимаете, что вы делаете?!». А потом понял: если человеку интересно что-нибудь узнать о Церкви, он сам спросит, а если не интересно, то хоть стреляй - не услышит. 
Что касается моих старых друзей, произошел естественный процесс – некоторые из них незаметно, сами по себе, ушли из моей жизни. Оттолкнуть человека от Церкви своим поведением проще всего, но это противоречит христианской любви. Поэтому, кто не хочет быть в Церкви, силой, конечно же, не заставишь. 
Но чаще случалось обратное, когда мои друзья приходили в Церковь благодаря жизненному примеру. 
Как-то Олег Карамазов сказал мне: «А ведь это ты привел меня в Церковь». На вопрос: «Как?» он объяснил, что смотрел на меня, и видел, что у меня в жизни, вроде бы, все в порядке, а я хожу в Церковь. И он стал задумываться: может быть, там все-таки что-то есть. 
И вот смотришь потихоньку-потихоньку, и человек уже глубоко верующий. А ведь можно было оттолкнуть и тогда, иди-знай, какой была бы его дорога. И, смотрите, какая получается цепочка: через меня к Богу пришёл Олег, за ним - воцерковились вся группа. 
Наши поступки - это тоже проповедь. Как-то одному священнику шел навстречу баптист и говорит: «Христос тебя любит», и священник совершенно невозмутимым голосом говорит: «Да, я знаю». Господь всех нас любит, и мы порой забываем об этом или не хотим этого помнить, и Он-то любит нас всех разных, Он – безгрешен, а мы с грехом, и все равно Он нас любит. И это и есть сущность всего христианства, чтобы мы всех любили, невзирая на лица.
Есть ли еще примеры, когда Господь входил в чью-то жизнь и менял ее?
Безусловно, конечно же, есть. Я не буду называть фамилии, имена потому, что это личная жизнь человека, но таких примеров много. Когда люди по молодости хулиганами были, а потом оставляли все это и становились священниками, я знаю несколько таких примеров. Это не обязательный факт, что из хулигана станет хороший священник, но тех, кого я знаю, кто пришел в Церковь сознательно – из них вышли хорошие священники. И не всегда, что называется, строгие. Строгий священник – не всегда хорошо. Всё в нашей жизни должно быть в меру…

Я ЗНАЮ ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, ОН ОТНЕССЯ К ЭТОМУ, КАК К ИСПЫТАНИЮ ОТ БОГА
Какова зарплата священника, есть ли таковая вообще?

У священников нет зарплаты. Те, кто идет в священство знает, куда и на что он идет. Священники полагаются на милость Божию, и если человек не меркантильный, с верой и молитвой подходит к этому, то Господь все подаст. В тех случаях когда, кажется, что дальше некуда, денег нет, тяжело – помощь Божия всегда приходит. У Феофана Затворника есть интересное размышление по поводу слов Господа, что не нужно заботиться о завтрашнем дне. Но как тогда жить? А Господь нигде не сказал, не трудитесь, и выходит, что мы часто своей заботой перестаем уповать на Бога, на Его милость; мы начинаем надеяться непосредственно на себя. Я знаю верующего человека, который потерял большие деньги, и он отнёсся к этому, как к испытанию от Бога, а Господь потом возвратил все сторицей. 
В наше время, наверное, лучше, чтобы священниками становились люди, которые пришли к этому в сознательном возрасте, имея большой жизненный опыт?..
Здесь тоже нельзя сказать однозначно, что так лучше. Как и в светском обществе, есть примеры молодых людей, которые блещут умом, и примеры людей в возрасте, от разговора с которыми просто уши вянут. Также и в Церкви, есть разные люди. Тут уже зависит от самого человека, от его жизни. Если священник имеет веру, упование на Господа, если они в нем живут, присутствуют постоянно, то Господь вразумит, как правильно сказать и ответить человеку.

У ГОСПОДА БОЛИТ, КОГДА ОН ВИДИТ, КАК ЕГО ДЕТИ ПАДАЮТ

Говорят, что за мирянином ходит один бес, а за священником целые полчища. Вы ощутили это на себе?
Слава Богу, еще не успел, и не стремлюсь, чтобы вызывать их на битву. Мы наоборот молимся, чтобы этого не случилось. Но это есть. В миру - свои искушения, в монастырях – свои, у мирского священника - тоже свои искушения. Одному - с легионом справиться легко, а другому, и с одним тяжело. Господь нас проверяет, это попущения Божии. Господь не даст сверх меры быть искушениям, только если человек сам не поддастся на это.
Какой святой Вами наиболее почитаем?
Будучи Александром, считаю таким покровителем благоверного князя Александра Невского. В селе, где меня священник впервые завел в алтарь, тоже храм в честь Александра Невского. Когда я был в паломнической поездке, епископ Онуфрий (ныне митрополит Черновицкий и Буковинский – «Глас народа») пояснял так: «Если вы уважаете и принимаете меня, то принимаете и моих друзей, и если мы принимаем, и верим в Бога, то принимаем всех святых». И я их всех почитаю. Поэтому, наверное, нет такого святого, которого я бы выделил. Они все прославили имя Божие, значит, я их всех почитаю.
Одним из самых тяжелых дел священника считается отпевание усопшего. Приходилось отпевать?
Еще нет. Но когда я был диаконом, то участвовал при погребении, а как священник – еще нет. Я лишился своего отца в возрасте 18-ти лет и тогда, еще, будучи не верующим, я плакал, это было тяжело. В любом случае мы-то земные и даже если мы верующие, то все равно когда умирает близкий человек – это тяжело переносить. Даже если человек уезжает куда-то на год, мы зачастую нет-нет, да и прослезимся. Мы знаем, что он живой, он уехал, он вернется, и то мы плачем. А здесь - человек уходит, и сколько продлится эта разлука, не известно. Я видел, как ныне покойный отец Леонид - батюшка, который впервые завел меня в алтарь, молился о своем заболевшем сыне и плакал. Он священник, но он, тоже человек, и ему было больно, когда его ребенок болел. Думаю, у Господа тоже болит, когда Он видит, как Его дети падают.

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК СРАВНИВАЛ МОЛИТВУ С ДЫХАНИЕМ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Кто, по-вашему, нуждается в особенной молитвенной поддержке, за кого нужно особенно молиться?
Говоря словами Христа: «Не здоровые требуют врачевания, но больные». Поэтому нужно молиться и за тех, кто еще не пришел к вере, к Церкви. Святитель Феофан Затворник сравнивал молитву с дыханием беременной женщины, через которую поступают необходимо важные компоненты для жизни ребенка. Молитва – это воздух для Церкви. Церковь нуждается в этой молитве, она ею дышит, ею живет. Поэтому молиться надо за всех - и за больных, и за здоровых.
Какие у Вас планы по организации прихода?
Первым делом возьмемся за обустройство нынешней домовой церкви в полноценный храм. В дело пошли какие-то собственные сбережения, которых хватило, для того, чтобы заказать иконостас. Хорошо бы если бы кто-то вызвался помочь в наших начинаниях – в деле возрождения сельского храма. Необходимы средства на отопление, ремонт, реконструкцию…
Что касается приходской жизни, нужно будет идти в школу, потихонечку приводить молодежь, потому что, та молодежь, которая «боеспособная» - уехала в города, за границу, а слабенькая спивается. 
Чем же заинтересовать молодежь?
Словом и самое главное - личным примером. Когда моему духовному отцу предлагали совершить поступок, который для мирского человека кажется нормальным, он говорил: «Подожди, я завтра выйду на амвон, и у меня рот не раскроется сказать: «Братья, сестры не делайте этого». Потому что, я только что сделал это сам. Поэтому не делай сам и будешь иметь моральное право говорить: не делайте и вы так.

ВАЖЕН ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ПОПОЙКИ НЕ ГОВОРИТЬ: РЕБЯТА, Я ВЕРУЮЩИЙ, ИДИТЕ ВСЕ ЗА МНОЙ

Некоторые артисты и музыканты применяют свое сценическое призвание на служение Богу… 
Тут тоже важен личный пример, чтобы после попойки не выходить к публике, и не говорить: «Ребята, я верующий человек, идите все за мной». Понятно, что такая «проповедь» не будет иметь успеха. Но, действительно, много и верующих музыкантов. Есть прихожане, есть так называемые «захожане», потому что они ходят в храм из-за того, что так модно. Я не знаю, кто из них прихожанин, кто захожанин, потому что, я не знаю их внутренний мир, но свято верю в то, что они идут в храм с верой. Личный пример самого исполнителя принесет больше плода, чем призыв со сцены: «Давайте станем верующими». И сущность верующего человека в том и заключается, что он не выпячивает свою веру, а просто живет христианской жизнью.

НЕМОЩНЫЙ, ВЕСЬ БОЛЬНОЙ, НО КОГДА ЗАХОДИШЬ В КЕЛЬЮ, ВИДИШЬ ВЕЛИКАНА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

То есть самое главное – это личный пример…
Безусловно. Потому что, есть примеры до мозга костей «православных» политиков, «подвиги» которых за пределами Церкви знают многие люди. И какой он может подать пример другим? Да никакого. И опять же, нельзя всех подводить под одну гребенку. Все бывает у человека: и падает, и грешит… Мне по жизни Бог даровал встречи с необычайно интересными людьми. Например, я не единожды посещал на Валааме старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова). Сейчас он пребывает на Афоне. Это человек небольшого роста, болеет с детства. Но когда заходишь к нему в келью, осознаешь: перед тобой стоит «великан» в духовной жизни. И я понимаю, что не могу до него дотянуться, и никогда не дотянусь до него… Каждое сказанное им слово оставляло благоприятный отпечаток в душе. 

МЕДВЕДИЦА ВСТАЛА НА ЗАДНИЕ ЛАПЫ, ПОКРУТИЛА НОСОМ, И УШЛА: ВОТ ЭТО ВЕРА!

Иеросхимонах Рафаил как-то рассказывал, что когда он подвизался в горах Абхазии, ему на тропинке встретилась медведица, а где-то рядом были медвежата. Известно, что нет страшнее ситуации, когда рядом с медвежатами кто-то находится: медведица разорвет в мгновение. И вот, старец стоит с тросточкой, а медведица идет на него. Он понимает, что ничего не сможет сделать, выбрасывает тросточку, крестится сам, крестит медведицу и произносит молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Затем пятится и падает, в голове одна мысль: на все воля Божия. Медведица подошла к старцу, встала на задние лапы, покрутила носом, вновь встала на четыре точки, и ушла. Вот это вера! Это пример верующего человека. Отец Рафаил еще рассказывал как на Пасху в Иерусалиме, во время схождения Благодатного огня он почувствовал невероятный аромат и на мгновение усомнился в том, что это нечто неземное. И аромат исчез. И после он говорит: «Я понял, что это случилось по моему маловерию». Человек проводящий в молитве большее время суток - и так изо дня в день, говорит о своём маловерии… Вот пример того, как человек высокой духовности усомнившись на мгновение, осознал и раскаялся, и тем самым победил грех.

СВЯЩЕННИК УСОМНИЛСЯ В ИСТИННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ, И КОГДА ПРИЧАЩАЛСЯ, ТО ОЩУТИЛ МЯСО
Я как-то увидел одну западную программу, в которой искали Священную Грааль, и мне стало так смешно… Пришел к духовнику в храм, где пономарил, и говорю ему: «Батюшка, они ищут Грааль, они не знают, что она здесь». Потому, что Грааль – это Кровь Христа. На каждой Литургии хлеб и вино претворяются в Тело и кровь Христовы. Говорят, что какой-то священник усомнился в истинности претворения Тела и Крови Христа, и когда он начал причащаться, то ощутил не хлеб, а мясо. Ему это было показано Господом потому что, он усомнился. Я в этом не сомневаюсь. Это и есть та Священная Грааль, которую они ищут. Это те чудеса, о которых я говорил в самом начале. Не надо их искать – они здесь.

«ДАЙ МНЕ ВСТАТЬ НА ТРЕТЬЮ СТУПЕНЬКУ НА ЩЕРБЛЕННОЙ ЛЕСЕНКЕ И НЕ УПАСТЬ С НЕЕ!..»
Что лично для Вас дала встреча с отцом Рафаилом?
Трудно сказать. Я свои чувства не конспектировал. Эта встреча – безусловно, веха в жизни. Я просил молитв у отца Рафаила, и я чувствовал Божию помощь по его молитвам, также и по молитвам других людей. Кстати, о молитве… Мы все росли в Советском Союзе, моя мать рано вышла замуж, родила старшего брата, потом меня. Жили мы в маленькой комнатушке общежития на ул. Тампере и часто болели. Лекарства не помогали, приезжала «скорая», но мы продолжали болеть. Когда температура стала очень высокой, у нашей матери не было сил, надежды – ее охватило отчаяние, молиться она не умела, и своими словами она говорила: «Господи, помоги моим крошечкам». И потихоньку начиналось облегчение… К утру, мы были уже здоровы. Вот это - настоящая, искренняя молитва. Как говорят: «Як тревога, так до Бога». Святые отцы, будучи людьми крепкой веры, оставили нам образцы - как нужно молиться, чтобы человек не распылялся, вроде того: «Дай мне в лотерею выиграть, дай мне встать на третью ступеньку на щербленной лесенке и не упасть с нее». Поэтому лучше читать те молитвы, которые были написаны святыми отцами. Но здесь нужно помнить, молитва - это не заклинание. Если нет при себе молитвослова, то молись своими словами, вкладывай свои мысли, проси то, что жизненно необходимо, а не так, что хочу «Бентли» потому, что «Лексус» уже не устраивает, я буду на нем на охоту ездить. Понятно, что это бред. Надо просить необходимое, и Бог даст.

МОЮ БАБУШКУ НАЗЫВАЛИ ПОПЧИХОЙ… КОГДА ПРЕДСТОЯЛО КАКОЕ-ТО ВАЖНОЕ ДЕЛО, ТО Я НЕЗАМЕТНО КРЕСТИЛСЯ

В молодости Вы, наверное, никогда не думали, что станете священником?

Нет, не думал. Я воспитывался в атеистическом обществе, что-то слышал о вере от своей бабушки. Когда-то предстояло какое-то важное дело, и я, проходя по Воздухофлотскому проспекту, незаметно крестился. Перекреститься, явно я не мог, другие могли увидеть, так я как бы невзначай на голову положил три пальца, потом иду дальше - на живот положил три пальца, и так, пройдя метров триста, перекрестился. То есть, видно, что где-то, что-то было… Помню как в лихие 90-е - тогда уже ходил в Церковь, я организовал фирму, и на меня наехал рэкет. На мне сошлись все стрелки, и они приехали конкретно меня забирать, по-сути - ни за что. Я пошел в храм на Соломенке, и в то время, как они приехали, стоял и молился. И вы знаете – помогло! Решился вопрос, и никого больше никуда не забирали. Мою бабушку называли попчихой, потому что у нас в роду был священник и видно, что и его молитвы помогли всем нам прийти в Церковь…
Благодарю Вас, отец Александр, за поучительное и интересное интервью.
Во славу Божию!

*** Богослужения в храме Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Украинской Православной Церкви в селе Горностайполь Иванковского района Киевской области совершаются в субботу, воскресение и в праздничные дни.

Помощь в восстановлении сельского храма можно оказать, связавшись с настоятелемхрама - Александром Мироненко, моб. (067) 505-87-12

«Глас народа»


 

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
Новини партнерів
завантаження...

Чи подобається Вам сайт?
Залиште свою думку

Погоджуюся
Ми використовуємо cookies