Личность и богословие митрополита Владимира. (Ч.II)
Личность и богословие митрополита Владимира. (Ч.II)

Личность и богословие митрополита Владимира. (Ч.II)

00:41, 23.11.2009
24 хв.

"Миренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь – плоть от плоти украинского народа...". 

Ч. I можно прочесть здесь

Эсхатология
Богословский взгляд митрополита Владимира на историю мира и человечества не замыкается в прошлом и в настоящем, но имеет принципиально эсхатологическую направленность.
По его убеждению православное учение о грядущих судьбах универсума свидетельствует не только о кончине мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых, о начале царства славы и вечной жизни в Боге.
«Христианская вера – это надежда, это динамизм, устремленный в сверхвременное и сверхпространственное. Залог тому – воскресение Господа нашего Иисуса Христа»(27). Таким образом, по вере владыки Владимира эсхатология должна осмысляться не столько как мрачное предсказание о Страшном Суде и вселенской смерти, но, прежде всего, как проповедь надежды и радости, как пророчество о долгожданной встрече со Спасителем.
С такими же светлыми надеждой и радостью следует относиться и к смерти человека, знаменующей собой конец человеческой истории.
«В момент смерти человеческая душа разлучается с телом, которое обращается в то, из чего было создано, то есть в прах земной; а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и пребывает в определенном Им месте до всеобщего воскресения. Во Христе мы умираем для греха, из-за которого смерть вошла в жизнь человека. Смерть Спасова освобождает нас от страха смерти и вселяет надежду на то, что Воскресивший Христа оживит и наши смертные тела Духом Своим» (28).
Таким образом, эсхатологизм богословия митрополита Владимира в силу своей динамичной открытости и благожелательной позитивности не запугивает современного человека, не повергает его в мрак унылого пессимизма, но призывает его к мужественному и ответственному христианскому оптимизму, личностно-свободно утвержденному на евангельской вере.

Экклесиология

Учение о Церкви является краеугольным для богословской системы митрополита Владимира. Именно Церкви посвящен основной богословский труд Владыки «Экклесиология в отечественном богословии».

«Основной вопрос, выдвигаемый жизнью перед христианским богословием, становится, по всеобщему признанию, вопрос о Церкви, ее существе, основных принципах ее бытия и ее жизненном значении… Сегодня вопрос о Церкви – это вопрос вселенский»(29). Поэтому учение о Церкви представляет собой не одну из многочисленных периферийных частей догматического богословия, но начало и неизменную основу вероучения.

Відео дня

Особое место занимает экклесиология также в общественном и личном христианском сознании. «Это вопрос жизни и смерти для всех и каждого»(30). Ибо, по твердому убеждению митрополита Владимира,
«вне Церкви живого богочеловеческого организма, нет спасения, нет вечной жизни… Церковь, как мистическое Тело Христово, есть та стихия, в которой силой благодати Божией совершается возрождение, обновление и воскресение человека, даруется бессмертие, бесконечная жизнь в Боге. Отношение человека к Церкви определяет его отношение к Богу и его вечную судьбу…
Как Царство Божие, находящееся в процессе своего становления, Церковь обладает полнотой средств, необходимых для духовного воссоздания личности, получающей через приобщение к жизни Церкви бесконечную радость и блаженство»(31).

По мысли владыки Владимира, проблема Церкви особенно остро стоит в контексте современного экуменического движения, которое антиномично демонстрирует, с одной стороны, признание всеми христианами церковного единства, данного в Боге, а с другой, фактическое разделение верующих и связанное с ним различное понимание основных вопросов экклесиологии.

Решение этого трагического противоречия между верой в единство и фактическим разделением христиан митрополит Владимир видит не в лицемерной униональной практике и искусственных рационалистических компромиссах, но в обоюдном искреннем движении христианского Востока и Запада навстречу друг другу, то есть в возращении западных конфессий к полноте православной Традиции и ответном преодолении православными враждебности к Западу в духе братской любви.
«Церковное единство должно созидаться не на минимуме догматического согласия, а на возвращении западных исповеданий к полноте, максимуму апостольского и святоотеческого Предания… Со стороны Православного Востока для этого требуется преодолеть психологию конфронтации, альтернативности, и в духе братского благорасположения к Западу благовествовать в новой ситуации живым голосом, современным языком неизменную, всегда тождественную самой себе истину Церкви»(32).

Продуктивный миссионерский диалог с западными христианскими исповеданиями, по мысли митрополита Владимира, невозможен без фундаментального изучения экклесиологических воззрений богословов Русской Православной Церкви, которые представляют собой раскрытие в современных богословских и философских понятиях новозаветного учения о Церкви. Поэтому, посвященная их выяснению, книга митрополита Владимира представляет собой не только и не столько узко академическое историко-богословское исследование, но является фундаментальным вкладом автора в решение актуальнейшей экклесиологической проблемы в том виде, как она поставлена современным экуменическим движением.

Однако, взгляд на Церковь владыки Владимира не ограничивается рамками экуменической проблематики. Он видит в Церкви не только союз верующих, призванных к единству своим божественным Учителем. Для него Церковь – это основание и источник жизни для мира и всего человечества. «Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует необходимость всеобщего союза любви и согласия. Церковь вносит в общество скрепляющую силу веры и животворящий дух любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, она показывает миру высший образец человечности»(33).

Сама Церковь черпает силы для своей животворящей космической и всечеловеческой миссии в Таинствах, которые укоренены в Боговоплощении и являются проводниками неиссякаемой божественной благодати. Таинство есть проявление единодействующей, единосовершительной силы Божественной, под покровом свершений эмпирических, во плоти мира и в этом смысле есть как бы вновь совершающееся или повторяющееся Боговоплощение. «В каждом Таинстве – особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода»(34).

Центральным и высшим среди всех Таинств является Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, благодаря которому каждый верующий приобщается самой вечноблаженой жизни Христа Спасителя. «Боговоплощение, вера и любовь ко Христу, благодать Святого Духа и, особенно, Евхаристия – вот то, что обусловливает наше общение и примирение во Христе. Евхаристия – это источник новой жизни во Христе Иисусе»(35).
«Такова вообще тайна Боговоплощения, в которое включается и Божественная Евхаристия. Она, совершившись однажды в определенном месте и времени, происходит уже сверхвременно в небесах, но также и на земле «повторяется» как «воспоминание».
При этом здесь многократные повторения силою Божественной сливаются в единство до отожествления, которое и есть тайнодействие»(36).

Как видим, существо жизни всего тела Церкви и каждого ее члена по свидетельству владыки Владимира состоит в постоянном, глубочайшем и теснейшем единении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом; началом и источником этой жизни является Дух Святой; главою, единственным идеалом и конечной целью, к которой устремляется вся Церковь, – Христос. Таким образом, онтология Церкви во всех ее аспектах всецело конституируется божественной жизнью Святой Троицы и неотделима от Нее.

Именно божественная Троица сообщает Церкви способ ее совершенного существования как полноты единства в многообразии. «Разнообразие и различие духовных даров и служений не только не нарушает… единства, но, напротив, по премудрому замыслу Основателя Церкви, служит к его сохранению и созиданию (Еф.4,11-12). Все дары и служения одинаково необходимы для полноты жизни Церкви»(37).

Главные из этих даров, по указанию митрополита Владимира, суть слово, таинство и церковная организация, являющиеся, можно сказать, тремя опорными столпами Православия. По его убеждению,
сегодня на Православии лежит особая ответственность, как перед собой, так и перед всем миром – «осознать огромную важность духовного и святоотеческого понимания Церкви как тела, являющегося одновременно и таинством, заключающим в себе объективное присутствие Божие в иерархической структуре…, и общиной живых, свободных личностей, и их личной и непосредственной ответственностью перед Богом, перед Церковью и друг перед другом»(38).

Богословский экклесиоцентризм митрополита Владимира дает возможность по-новому осознать универсальную реальность Церкви, в свете которой перед человеком открываются бесконечные перспективы для постижения смысла его истории и эволюции вселенной, выясняются принципы и подходы разрешения насущных проблем современной цивилизации.

Украинская Православная Церковь и вызовы современности

Вселенская открытость, выростающая из органической преемственности между новозаветной, святоотеческой и современной православной экклесиологией, позволяет митрополиту Владимиру сделать весомый вклад в разработку социальной доктрины Православной Церкви. В его статьях, публичных выступлениях, беседах и интервью мы можем найти ответы на актуальные вопросы современности, порожденные все обостряющимся глобальным кризисом антропоцентрической цивилизации.

Прежде всего, митрополит Владимир призывает к активному, честному и открытому диалогу о существующих проблемах и способах их преодоления все здоровые силы общества. «Церковь не видит препятствий к взаимодействию со здоровыми политическими и общественными силами разной ориентации, к сотрудничеству с любыми добропорядочными людьми, в том числе инаковерующими и неверующими, при условии их готовности к честному, доброжелательному и заинтересованному диалогу на благо нашего родного государства»(39).

Со своей стороны Церковь осознает, что ее участие в этом диалоге сегодня крайне осложнено произошедшими радикальными трансформациями сознания и способа жизни современного общества, неотъемлемой органической составляющей которого являются и православные верующие. Среди многочисленных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются Церковь и общество, владыка Владимир особо выделяет национализм, секуляризацию и консюмеризм, считая их доминирующими и наиболее опасными тенденциями развития современного украинского общества и человечества в целом. Высказанная митрополитом по отношению к ним позиция УПЦ не ограничивается лишь их неприятием, но имеет конструктивно критический характер.

Так, идеологии национализма противопоставляется готовность и практическое участие Церкви в процессах национального и государственного возрождения Украины при сохранении духовной связи с Русской Православной Церковью. Национализму противопоставляется патриотизм.
«Мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь – плоть от плоти украинского народа, наша родина – Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества»(40).

Взаимосвязанным и усиливающимся тенденциям секуляризации и консюмеризации Церковь противопоставляет проповедь и реальный благодатный опыт веры, надежды и любви в Боге, которые, по убеждению владыки Владимира, только и могут освободить человека от либерально-технологического тоталитаризма современности. «Приобщая человека к благодати спасения, Церковь сообщает ему тринитарный образ бытия, которому чужд эгоизм. Благодаря этому искушения теряют силу воздействия на человека, обнажаются призрачность и иллюзорность той цели, к которой его толкает грех. Церковь не может и не должна ограничивать свободу личности, навязывая ей те или иные решения. Но мы можем и должны вернуть человеку остроту зрения…»(41).

Для этого, считает владыка Владимир, первоочередную важность приобретает такое переосмысление церковной традиции, которое бы актуализировало ее абсолютное содержание в условиях и обстоятельствах, радикально отличающихся от прошедших времен. Выполнение этой задачи, по убеждению митрополита, способствовало бы не только расцвету Церкви, но также консолидации, стабильности и прогрессу общества. «Предание, связь поколений должны способствовать консолидации нашего общества, и церковного, и светского, перед лицом вызовов нашего времени. В этом процессе должны принять участие богословы, представители светской науки. Диалог, дискуссии между ними должны помочь правильно оценить духовно-исторический опыт нашего народа.
Только православная вера в единстве с историческим опытом сможет сформировать тип современного верующего человека, ответственного за судьбы Церкви и Отечества, вернуть Руси достоинство святости не по наименованию, а по содержанию.
В разрешении этой задачи должны принять активное участие иерархия, клир и миряне. Только соборным разумом мы сможем с помощью Божией разрешить стоящие перед нами проблемы»(42).

Анализ общих негативных тенденций приводит митрополита Владимира к убеждению, что именно они в своем взаимодействии создают питательную среду для кризисного состояния современного украинского общества. Основными составляющими кризиса в религиозно-общественной ситуации независимой Украины по мысли Предстоятеля УПЦ являются раскол украинского православия, усугубляемый политизацией церковной жизни, распространение харизматических движений и сект, политическая конфронтация и ментальная поляризация общества на проросийский Восток и антироссийский Запад. Все это ведет к фрагментации и ослаблению, как Церкви, так и всего украинского общества перед лицом целого комплекса политических, экономических и культурных проблем, требующих неотложного и консолидированного решения.

Осознавая всю степень ответственности за решение существующих общественных проблем, и, прежде всего, межправославного раскола, митрополит Владимир считает, что для их преодоления УПЦ должна, во-первых, «максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей»(43). В связи с этим митрополит критикует и резко осуждает феномен так называемого политического православия как внутри УПЦ, так и за ее пределами, полагая, что деятельность политически ангажированных и экстремистки настроенных сил, дерзающих выступать от имени Церкви, вредит ее интересам.

Во-вторых, по убеждению владыки Владимира, ключевая для Церкви проблема раскола должна решаться «в пастырском ключе», что означает вынесение за скобки тех вопросов, обсуждение которых порождает множество политических спекуляций и конфликтов, прежде всего вопроса об автокефалии.
«Мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни»(44).

В-третьих, по мнению митрополита Владимира сегодня как никогда актуально налаживание равноправного плодотворного диалога Церкви и государства, который приобретает огромное значение в условиях демократического выбора независимой Украины. При этом обязательно следует учитывать существенное отличие природ этих важнейших социальных феноменов и соблюдать принцип взаимного невмешательства в сферы компетенции друг друга.
«Церковь основана непосредственно Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом; государственная же власть проявляет себя в историческом процессе опосредствовано. Целью Церкви является вечное спасение людей. Цель государства заключается в обеспечении порядка в обществе и благосостояния граждан.
В современном мире государство, будучи светским, не обременяет себя религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом отраслей и основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство осознает, что земное благосостояние невозможно без соблюдения определенных моральных норм тех же, которые нужны и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении сугубо земных благ, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Не может быть приемлемым принцип церковно-государственных отношений, при котором религия радикально вытесняется из всех сфер жизни народа, религиозные объединения отстраняются от участия в решении общественно значимых вопросов, лишаются права давать оценку действиям власти. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление и в ее вероучение. Церковь живет согласно своим каноническим нормам, нарушение которых может привести к кризису не только внутрицерковному, но и общественному. Это очень важно понимать у нас в Украине, особенно после появления раскольнических течений, которые кое-кому очень хочется любой ценой объединить с канонической Церковью»(45). По убеждению владыки Владимира, взаимное осознание и признание интересов и позиций друг друга позволит наладить более конструктивное сотрудничество в пограничных сферах церковно-государственных отношений, и прежде всего, позитивно разрешит такие актуальные вопросы, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, предоставление Церкви статуса юридического лица и возвращение отобранного у нее имущества в рамках реституции собственности.

Митрополит Владимир уверен, что преодоление внутриправославного раскола на базе позиции УПЦ станет залогом для преодоления раскола украинского социума на Восток и Запад.
Для того, чтобы эти две общности не разделились на два антагонистичные лагеря, что означало бы для Украины исчезновение с политической карты мира, УПЦ готова стать инициатором и модератором создания единого социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных культурных элементов будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции(46).
«Миссия Украины отнюдь не исчерпывается функцией буферной зоны между Востоком и Западом. Украина – это самодостаточное социокультурное пространство, перед которым стоит задача обретения собственной внутренней целостности через синтез наследия Востока и Запада…
Сегодня Церковь вновь призвана инициировать рождение социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных элементов культуры будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции.

Украинская Православная Церковь – это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся восточная и западная социокультурные общности. Запад и Восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления» (Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Украинское православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития // Труди Київської Духовної Академії. № 9. К., 2008. Сс. 11-12).

Как видим, богословская мысль митрополита Владимира рассматривает наиболее существенные проблемы, процессы и тенденции современного общества в свете евангельско-святоотеческой традиции. Как Предстоятель УПЦ он главным образом выступает с проповедью мира и любви, достижение которых невозможно без актуализации в жизни украинского народа истинных христианских ценностей, без консолидированного сотрудничества всех членов Церкви и независимого украинского государства.

Заключение

Итак, начиная с первых и до последних произведений митрополита Владимира мы видим, что его богословие – это богословие епископа, богословие человека, призванного к тому, чтобы возглавлять, вести, собирать и охранять поместную Церковь. Стиль, формы и содержание этого богословия со всей ясностью показывают, что истинный епископ не выделяет себя из Церкви, не ставит себя над ней. Истинный епископ – это уста Церкви, а его богословие – это богословие в Церкви, Церковью и ради Церкви, богословие самой Церкви, богословие, укорененное в ее многовековой Традиции и выражающее ее вечную Истину. Вместе с тем это богословие, обращенное к современному миру, богословие свидетельства и диалога, разворачивающихся в историческом процессе, богословие опыта, имеющего как личностное, так и общечеловеческое измерения, богословие открытости всем и каждому, желающим услышать и приобщиться к сокровищам православной веры и жизни, богословие мира и любви. Поэтому универсальной темой богословия митрополита Владимира является тема спасения и обожения каждой человеческой личности и всего человечества Христом в Церкви и через Церковь.

В условиях массированной агрессивной пропаганды постмодерной идеологии с ее ценностным и практическим релятивизмом и нигилизмом богословская мысль митрополита Владимира, не боясь показаться несовременной и устаревшей, выступает со спокойной и честной апологией абсолютных ценностей православной традиции.

Таким образом, предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир является не только знаковой фигурой, но и видным богословом ХХ-ХХІ вв. Для современного слушателя и читателя его богословские идеи являются актуальными и востребованными, в силу органического сочетания в ней исконного евангельского традиционализма с динамической открытостью и отзывчивостью к насущным проблемам современного общества.

Тарас Борозенец,

"Религия в Украине"


21Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди: в 2 т. Том второй. – К., 1997. – С. 300.
22Там же.– Сс. 15-16.
23Там же.– Сс. 10-11.
24Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– С. 105.
25Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди: в 2 т. Том второй. – К., 1997, – С. 18.
26Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. – К., 2000. – Сс. 101-102.
27Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди: в 2 т. Том второй. – К., 1997, – С. 352.
28Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– Сс. 233-234.
29Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Экклесиология в отечественном богословии. – К., 1997. – С. 60.
30Там же.– С. 64.
31Там же.– С. 63.
32Там же.– Сс. 61-62.
33Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– С. 132.
34Там же.– Сс. 200-201.
35Там же.– С. 88.
36Там же.– С. 213.
37Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Слова и речи. – К., 1997. – С. 284.
38Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Павел, призванный Апостол… – К., 1998. – С. 195.
39Цит. по Иерей Дионисий Мартышин Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира / www.otechestvo.org.ua
40Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Украинское православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития // Труди Київської Духовної Академії. № 9. К., 2008.– С. 13.
41Там же.– С. 14.
42Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Приветственное слово к участникам международных Успенских чтений. Подробнее см.: Личность и традиция: Аверинцевские чтения /Сост. К. Б. Сигов. – К.: Дух i литера, 2005.– С. 8.
43Там же.– С. 15.
44Там же.– С. 16.
45Цит. по Иерей Дионисий Мартышин Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира / www.otechestvo.org.ua

 

 

завантаження...
Ми використовуємо cookies
Погоджуюся