Личность и богословие митрополита Владимира (Ч.І)

Личность и богословие митрополита Владимира (Ч.І)

23 ноября Предстоятель УПЦ Митрополит Владимир отметит свой 74-й День рождения. "Путь любви всегда тернист и тяжел. Это путь приобщения ко Кресту Христову, путь страданий и невзгод. От идущих по нему он требует всецелой жертвенной самоотдачи..." 

В юности будущий митрополит Владимир, а тогда Виктор Сабодан, нес послушание алтарника в Свято-Архангело-Михайловском храме родного села Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина). Однажды люди в кожанках пришли за батюшкой этого храма прямо во время службы. Пережив этот опыт – когда на твоих глазах страдание буквально входит в жизнь Церкви, – будущий Предстоятель УПЦ вынес важный урок: нужно принимать страдание, ибо им мы соучаствуем в страдании Христа. Смиренное несение пастырского креста давно стало ежедневным и ежечасным для митрополита Владимира. И в достойном несении этого креста – источник того ощущения победы вечного над временным, которое охватывает практически каждого собеседника митрополита. Богословие митрополита имеет тот же исток, что и его жизнь: живое присутствие вечного при каждом шаге во времени соединено со взглядом с точки зрения вечности. Однажды журналисты досаждали митрополиту вопросом: «кого хочет видеть Церковь у власти?». Митрополит ответил: «задача Церкви не вести человека к власти, но вести человека к Богу». В этом ответе вечность дышала такой реальностью, что все временное, казавшееся только что самым важным, оказалось вмиг обесцененным. А Бог, от Которого современный человек успешно отдаляется все дальше, приблизился как единственно важный смысл жизни человека.
Всецело отдавая себя в руки Господа, митрополит Владимир обрел редчайший дар – дар духовной деликатности в общении с другим человеком. В общении с людьми человеку свойственно выпячивать свое я, настаивать на своей точке зрения, делать из своих предпочтений приоритеты. Митрополиту Владимиру свойственно обратное. Он не спешит высказывать своего мнения. Он ждет того, что в разговоре будет обретена истина. Поэтому он любит помолчать, подумать. В этом отказе от поспешности ответа на вопрос собеседника чувствуется смирение перед истиной. Митрополит уверен, что задавший вопрос и ожидающий ответа человек в эти мгновения молчания и сам поймет, как важно углубиться в саму суть происходящего, уйти от второстепенного. Общаясь, митрополит не дает готовых ответов сразу, но сначала возводит человека от приземленных мнений к жизненной и небесной мудрости. Беседа как бы невольно начинает вестись не с точки зрения сиюминутных интересов, но с высоты полета даже не птиц, но ангелов. А на этой высоте любой человек находит в себе за всеми мнениями ту истину, которая и была важна, и была нужна. Иногда к этой истине митрополит деликатно подтолкнет собеседника, как бы невзначай. Эта духовная деликатность – редчайшее сегодня свойство, присущее когда-то потомственной интеллигенции дореволюционных поколений. Но у митрополита источник этой духовной интеллигентности в особом даре Святого Духа. И все, кто общается с Митрополитом – украинская паства, украинские политики, украинская интеллигенция – в полной мере вкушают плоды этого дара. И во многом мир в Украине – насколько он есть сегодня – прямо происходит из этой духовной деликатности митрополита, как и его умения смотреть на все с точки зрения вечности, принимая ниспосылаемые Господом страдания.
За годы служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в качестве Предстоятеля существенно увеличивается количество приходов, монастырей, духовно-образовательных заведений, воскресных школ, верующих, монашествующих и священнослужителей УПЦ, активизируется миссионерская и социальная деятельность, появляется большое количество новых периодических изданий, интернет ресурсов, теле- и радиопрограмм. Во многом благодаря трудам своего Предстоятеля УПЦ и количественно, и качественно продолжает оставаться наиболее репрезентативной религиозной организацией современной Украины. Сегодня УПЦ является одной из самых динамично развивающихся религиозных организаций Украины. Она состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями, и насчитывает около 11000 реальных общин, тогда как общее число приходов православных организаций, находящихся в расколе, составляет около 4000. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8962 священнослужителя, действуют 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3850 воскресных школ. 4650 монашествующих трудятся в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских. Качественно начала меняться система духовного образования: в последнее время активизировалась реформа духовных школ, и повысился уровень богословских знаний их воспитанников. Активно растет степень присутствия УПЦ в информационном пространстве. Церковь и отдельные ее структурные подразделения являются учредителями 72 печатных изданий (56 газет и 16 журналов). Она масштабно представлена в виртуальном пространстве, где функционируют 67 интернет-изданий, включая полноценные религиозно-информационные порталы. Под патронатом УПЦ действует православный медиа-холдинг «Глас», которому удалось создать профессиональный православный телеканал. Активно развиваются связи Церкви с различными светскими медиаресурсами, благодаря чему возрастает охват аудитории.

Богословие традиции и современности


Для митрополита Владимира богословие есть, прежде всего, свидетельство Самого Христа, а значит, Его мистического тела – Церкви. Именно причастием или непричастием православной Церкви определяется не только содержание, но и сам мировоззренческий статус тех или иных доктринальных положений. «Богословие оправдано, и богословие существует, поскольку существует Церковь. Рассматривать богословие следует поэтому в контексте свидетельства Церкви о самой себе и этим свидетельством поверять богословие, а не наоборот» .
Отсюда следует, что богословие по самой своей природе не может быть модернистским, либеральным, но целиком и полностью традиционным по своему идейному содержанию. Однако, церковная традиция – это не архивы прошлого, но живой органический процесс, включающий в себя прошлое, проходящий через настоящее и устремленный в будущее. Поэтому традиция Церкви, благоговейно сохраняя накопленные богатства, всегда принципиально открыта и действенна по отношению к историческим реалиям; пребывая неизменной, она находится в перманентном диалоге с изменчивым внешним миром, что, главным образом, выражается в эволюции ее внешних форм и языка. «В сфере богословия это означает одинаковое признание и религиозную связь онтологии трансцендентного Бога (теизм) и онтологии человеческого существования (экзистенциализм). Диалектикой этих двух онтологий обусловлена диалектическая природа Церкви, представляющей реальное воплощение богочеловеческой связи. Этой диалектикой определяется замкнутость и открытость границ в сфере пастырского служения в обществе и, прежде всего, в пастырской миссии освящения мира» . Через богословие Церковь Христова возвещает миру спасение – от всех видов нестроений, потрясений, распадов, разделений, личных, общественных, природных. Благодаря богословию каждый человек обретает уникальную возможность приобщиться к живому церковному Преданию, усвоить двухтысячелетний опыт Церкви, сделав его универсальным фундаментом своей новой жизни во Христе.
Митрополит Владимир подчеркивает, что новый образ жизни Христос предлагает утверждать не политическими, экономическими или информационными войнами, не давлением, обманом и прочими манипуляциями, как это свойственно греховному человечеству, а благодатным постижением Божественного Откровения, очищением сердца, личным духовно-нравственным подвигом. По убеждению митрополита Владимира, только сердечная принадлежность к традиции Православной Церкви, к ее богословию может привести к действительному преображению жизни каждого человека и всего человечества, как в настоящем, так и в будущем.
Богословие – это не раз и навсегда данная совокупность окаменевших истин, но всеохватывающий творческий процесс движения и возрастания личности во Христе. Богословие есть жизнь во времени и пространстве или движение традиции в контексте постоянно меняющихся исторических событий, процессов, эпох. «Как непрерывная функция Церкви, богословие в целом есть процесс» , всецело вовлеченный в конкретные реалии человеческой жизни. Как таковое, оно имеет принципиально миссионерскую, пастырскую направленность. «Только через творческое усвоение прошлого и только на твердом святоотеческом базисе возможны богословский поиск и интерпретация того, что составляет и придает Божественному Откровению его вневременность, его историчность и его современность в сегодняшнем мире. Как соработнику Божественной благодати и строителю тайн Божиих (1 Кор. 4,1), пастырю, по-видимому, принципиально необходимо понять диалектику церковной икономии в ее исторической ретроспективе и в ее настоящем состоянии, поскольку именно ею поддерживается и обеспечивается в жизни Церкви постоянное динамическое равновесие между старым и новым, между неизменным и преходящим, между абсолютным и относительным, между вечным и временным» .

Триадология


Исходным для богословских воззрений митрополита Владимира является традиционное учение православной Церкви о Боге, образующее фундаментальную основу для рассмотрения всех прочих сторон христианского миросозерцания. На основании глубокого постижения Священного Писания и святоотеческого Предания митрополит Владимир со всей ясностью раскрывает перед современным человеком таинственные в своей непостижимости истины о Боге Любви, Его единой сущности и троице ипостасей, пребывающих во взаимопроникновенном общении. «Творец Вселенной Бог есть Бог мира. Бог есть полнота бытия. Полнота бытия Божия выражается в бесчисленности и неизмеримости Божественных свойств Его вечного святого существа» . «Живоначальная Троица – самая величайшая тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божьего, что Бог – Един сущностью и троичен в Лицах. Ипостаси Святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматическая истина является основой христианской веры. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог потому, что Лица Святой Троицы имеют единое, нераздельное, в равной степени проявляющееся, Божественное существо. Единство Лиц Святой Троицы происходит не только от единства, Божественной природы, но и от Божественного святого согласия между Ними. Святая Троица – это три ума, три воли, три источника чувств, но действуют они как единый Божественный ум, как единая воля, и нет в них разделения. Святая Троица – источник единения, мира и любви» .

Антропология


Учение о человеке митрополита Владимира основано на православном учении о Боге, библейском повествовании о шестидневном творении универсума, человека и грехопадении первых людей. Созданный на шестой день творения человек является венцом, то есть наиболее совершенным существом тварного сущего. Единственный из всего творения он наделен образом Божиим. «Бог даровал высокое положение человеку как образу и подобию Его, как царю и правителю над неразумной тварью (Быт. 1, 26)» . «Адам и жена его сознавали, что созданы по образу Божию, и, ценя это, любили друг друга, как любили вообще все, так или иначе напоминавшее им о Боге. Они сознавали тождество своей природы и здесь почерпали новый мотив к взаимной любви» .
Эта триединая всеохватная любовь (между Богом и людьми, людьми и тварным миром, Адамом и Евой) была разрушена грехопадением первых людей. Сущность первого грехопадения, как и всех последующих грехов, состоит в безумном нарушении человеком воли Божией по наущению лукавого духа, в разрыве онтологических связей человека и Бога, повлекшем деструкцию первозданной гармонии сущего. «Началом зла стало грехопадение первых людей в раю. Адам и Ева, нарушив заповедь Божию в раю, оказались под властью сатаны, зла и греха. Грех внес разделение между Богом и человеком, вызвал у него враждебность по отношению к Богу» . Вследствие грехопадения природа человека была существенно искажена: «Внутренний мир человека нарушился. Силы, склонности, желание человека, до этих пор мирно и согласно служившие ему, теперь стали противоречить друг другу. Мира не было ни в душе падшего человека, ни в отношении его к Богу, поскольку грех отдалил человека от Бога и препятствовал общению с Ним как с источником мира. В духовных силах человека наступил разлад, повреждение, и не было сил выйти из этого мучительного греховного состояния (Рим. 7, 19-24)» .
По общехристианскому убеждению, которое является и убеждением митрополита Владимира, именно грехопадение является первопричиной, объясняющей состояние не только человечества, но всего мира. Именно его честное осмысление позволит адекватно оценить утраты и достижения человеческой истории, поставить верный диагноз и современному обществу, а главное укажет правильные пути его исцеления и спасения.

Христология


Спасение человека и всего мира, по учению владыки Владимира, совершается преимущественно второй ипостасью Пресвятой Троицы – Сыном Божиим, ставшего человеком посредством Святой Девы Марии. Боговоплощение есть великая тайна благочестия, «дело Божией любви к нам, Промысел Божий о мире и человеке, о нашем спасении» . Целью пришествия Иисуса Христа по мысли митрополита Владимира было служение роду человеческому, которое выразилось в том, что Он возвестил людям волю Божию о спасении мира, открыл новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человечества .

Личность и богословие митрополита Владимира. Ч. І С пришествием Христа человек был искуплен и нравственно сроднился с Богом. «Вражда твари против Творца разрушена, клятва снята, между Богом и человеком – мир, взаимная любовь, душа человека обручена Христу и всецело Ему принадлежит» .
Вершиной искупительного подвига Христа стали Его страдания и смерть на голгофском Кресте. «Мог ли умереть Христос, если бы Он не принял на Себя грехи людей, а только сострадал им? – задается вопросом митрополит Владимир. – Конечно, нет, ибо Он безгрешен, а смерть – «возмездие за грех». А если не мог умереть, то не мог и воскреснуть: тогда все христианство ниспровергается. Если бы искупление состояло только в сострадании Христа грешникам, а не в принятии Им на Себя их вины перед Богом, то нельзя было бы говорить о плодах усвоения искупительного дела, о мире и единении верующих во Христа с Богом» . «Взяв на Себя грехи, страдания и смерть людей, Христос укрепил их волю для добра и искупил их, восстановил мир с Богом в их душе. Христос Спаситель, избавивший людей Своей смертью от греховной погибели, дает мир душе, мир с людьми, с Богом и с природой. Мир с Богом восстановлен через смерть Христа (Рим. 5, 10)» . «Своим крестным подвигом Он разорвал преграду между добром и злом, между Богом и человеком. Виновник всякого зла и вражды побежден воскресшим и сошедшим во ад Христом, уничтожен источник раздоров и враг мира. Взяв на Себя грехи мира и искупив человека от греха, проклятия и смерти, Господь Иисус открыл человеку все пути к правде, добру и миру» .
В воскресении Христовом, по убеждению митрополита Владимира, со всей ясностью выражается смысл христианства. «Что же именно дает нам христианство? Господь наш Иисус Христос, проповедуя Свое учение, Сам первый и исполнял возвещаемым Им нравственные заповеди. Это значит многое, но не все. Человеку желательно видеть в Основателе незыблемой религии большее. Господь многочисленными чудесами удостоверял Своих слушателей в истинности Своего учения. Это значило больше, чем один только пример исполнения заповедей, но опять не все. Наконец, Спаситель, пострадавший и принявший за наши грехи смерть, в третий день воскресает из мертвых, воскресает собственною Своею силою (Ин. 2, 19; 10, 18). Это уже значит «все». Если Господь, добровольно пострадавший за нас, Сам Своею силою воскрес, то Он не просто человек, а Бог, ибо только Бог может обладать таким могуществом. Если так, то ясно все остальное: учение Господне истинно, а Сам воскресший тем более может воскресить и нас. Воскресение Христово – самое главное в истории христианства (1 Кор. 15, 14)» .
Путем Своего воплощения, проповеди, чудотворения, страданий, крестной смерти и воскресения Сын Божий утверждает Свою спасительную власть над миром и человечеством. «Господь Иисус Христос, как Истинный Бог, по Своей Божественной природе есть Царь всего мира, всех тварей видимых и невидимых, которые Им созданы. В этом смысле Ему принадлежит царство как одному из Лиц Святой Троицы, вместе с Богом Отцом и Духом Святым. Он же есть Царь и как Искупитель падшего человека, принявший по человечеству Своему от Бога царственную власть над всем, чтобы совершать наше спасение» .
Завершением искупительного дела Христа стало сошествие Святого Духа на апостолов. «С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви Христовой. Святые апостолы через рукоположение (хиротонию) передали полученную ими благодать своим преемникам. Преемство иерархии является показателем того, что Дух Святой действует и в Христовой Церкви последующих времен, до наших дней включительно» . Как видим, учение о соучастии в деле спасения Духа Святого является основанием для утверждения спасительной миссии Церкви в истории человечества.
В контексте христологического учения митрополита Владимира обращает на себя особое внимание благоговейное почитание им Божией Матери. «Православная Церковь в свое почитании Христа не отрывает Его от Его Пречистой Матери. Если Богочеловек являет в Себе лик всего человечества, то Божья Матерь почитается нами в качестве Матери всего человеческого рода» . «Богоматерь вмещает в себе глубину, которую никто и никогда не изведает, вмещает премудрость, которую все мудрецы мира никогда до конца не постигнут и не уразумеют, если того не откроет сердцеведец Господь, высочайшая Правда и вечная Истина»

Сотериология


В своем учении о спасении митрополит Владимир основное внимание уделяется ключевому вопросу о свободе и ответственности человека по отношению ко Христу, который дарует спасение и всех призывает к Себе. От свободного и ответственного решения человеческой личности зависит, воспользуется ли она этим бесценным даром, послушается ли учения Спасителя, последует ли за Ним. «Христос всячески хочет нас спасти… Все дал нам Бог, все у нас есть. От нас требуется ответ на призыв Божий – желание и труд, следование за Христом. Спасительная цель пришествия Христова состоит в освящении грешного рода человеческого, в возведении всех нас на небо» .
Митрополит Владимир подчеркивает принципиально синергийный характер взаимоотношений человека и Бога: «Человека спасает благодать Божья. И эту благодать, спасающую нас, Господь дает каждому человеку без исключения. И только от нас, от наших желаний и творческих усилий зависит, использовать спасающий дар благодати или нет. Источник вечного блаженства и радости составляет близость к Богу, лицезрение Его, жизнь с Ним и в Нем» .
Каждый человек в своей жизни призывается к внутреннему сердечному выбору – выбору, от которого зависит вся его земная и вечная жизнь. Смысл этого важнейшего в человеческой жизни выбора – любовь к Богу и ближним. Только любовь дарует человеку душевный мир, уподобление Богу, радость, блаженство и святость. «Для христианина путь к миру лежит через достижение мира с Богом, самим собой и окружающим обществом. Бог – основа всей нашей жизни» . «Наша цель – уподобление Богу. Святость – наше призвание и необходимое условие в деле богоуподобления. Святость – радость в Боге и блаженство» .
Путь любви всегда тернист и тяжел. Это путь приобщения ко Кресту Христову, путь страданий и невзгод. От идущих по нему он требует всецелой жертвенной самоотдачи, то есть самопожертвования всей своей жизни служению Церкви. «Служить Церкви – это всегда жертва, в любые времена. Прежде всего, жертва – это собственная душа и собственное тело. Сам Христос прошел путь страданий, и вся Его Церковь, все Его люди должны будут пройти этим тернистым путем. Господь всегда помогает нам в крестоношении, поэтому врата ада никогда не одолеют Церкви Христовой».

Тарас Борозенец,

"Религия в Украине"

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter