Закон аттракции (не путать с законом всемирного тяготения) — популярная идея, согласно которой то или иное отношение человека к явлениям жизни влечет за собой цепь соответствующих событий. Например, жизнь пессимиста полна несчастий, а оптимисту всегда везет.
Идея о способности человека влиять на события собственной жизни в неявном виде содержится в еврейских источниках, в частности, в книге Теилим. «Уповающий на Господа окружен покровительством!» (Теилим, 32:10). «Славен человек, который надежды свои возлагает на Г-спода!» (Теилим, 40:5).
Мудрецы Талмуда также принимают этот закон как должное. К примеру, если человек перед долгой дорогой обращает внимание на приметы и суеверия, размышляя о том, стоит ли вообще отправляться в путь, мудрецы советуют: «Не делай этого». Почему? «Потому что, столкнувшись с плохими приметами, он будет переживать, и судьба его не будет счастливой» (Сефер Хораот 12a).
В книге Зоар эффект оптимизма описан с использованием глобальных примеров: низший мир всегда готов получать и подобен драгоценному камню. А высший мир дает ему сообразно с его состоянием. Если он пребывает в состоянии радости и света, то получает то же самое сверху; но если он в печали, то получает соответствующую реакцию. Как сказано: «Служите Творцу в радости!» — ибо радость человека привлекает другую радость — свыше. Точно так же и низший мир — что он показывает, то и получает (Зоар, том 3, 56a).
Тем не менее, читая эти строки, невозможно не заметить разницу между древней трактовкой и современной интерпретацией закона аттракции, согласно которой центром Вселенной является человек, управляющий всем, что его окружает, создающий свой собственный мир. А еврейский оптимизм основан на вере в милосердную высшую силу.
Еврейский оптимизм не создает и даже не влечет за собой ничего нового; он просто открывает окна и впускает дневной свет. Всевышний добр и Он един — поэтому все происходящее несет только добро. И, благодаря нашей вере в это, все происходит именно так.
Есть еще одна метафора: представьте себе видеофильм, записанный в низком качестве, с множеством шумов и помех. Точно так же, зло и негатив являются «шумами», помехами, прерывающими поток жизненной энергии свыше. В данном случае оптимизм разрушает все преграды, убирает шумы и делает все для того, чтобы видео демонстрировалось в высоком качестве, с минимальными потерями информации. Да, сам фильм и до этого был неплох, но теперь, благодаря оптимизму, он приобретает превосходное качество.
В определенных ситуациях нам следует верить в то, что Всевышний может изменить все происходящее в этом мире. Слова из Теилим, приведенные выше, рабби Йосеф Альбо (1380-1444) прокомментировал следующим образом: «Это означает, что даже если человек полагает, что он попал в беду, его вера в Б-га помогает ему, и добро случается с тем, кто верит» (Икарим, маамар 4, конец 46 главы. См. также 47 главу).
С этой точкой зрения согласен и Рабейну Бахъе ибн Пакуда (ум. 1240): «Тот, кто верит в Б-га, награжден тем, что уходит от всех бед — даже если кажется, что несчастье неизбежно» (Рабейну Бахъя бен Ашер, Кад Хакемах, Битахон).
Это означает не просто допуск входного сигнала — это дает взаимный эффект. Представьте себе отца и сына, идущих в непогоду по улице. Ребенок, естественно, прижимается к отцу. Даже если за минуту до этого отец сердился на него за шалости, то доверие, с которым сын сжимает его руку, делает его сильнее, заставляет защищать сына и заботиться о нем. В такие моменты от гнева не остается и следа, вместо него приходит милосердие. Точно так же, наше доверие по отношению к Б-гу творит чудеса там, где нам, казалось бы, уже ничто не поможет.
Когда сын рабби Михеля Блинера из Невеля находился при смерти, его отец попросил благословения у Любавичского Ребе Цемаха Цедека. Ребе ответил ему: «Пробуди свое доверие к Б-гу самой простой верой в то, что Творец, Благословен Он, спасет твоего сына. Мысли имеют огромную власть над происходящим. Думай хорошо — и будет хорошо!»
Так был спасен сын рабби Михеля (Любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, Игрот Кодеш (письма), том 7, стр. 197).
Как бы то ни было, человек не имеет власти над тем, что происходит в мире. Напротив, только смирение перед фактом существования Истины, гораздо более могущественной, чем человек — т.е. Б-га — способно изменить происходящее с ним.
Закон аттракции льстит интеллекту человека, и его «Я». Но оптимизм, помогавший еврейскому народу выжить на протяжении не одного тысячелетия, не имеет с этим законом ничего общего. В основе этого оптимизма лежит иррациональное убеждение, много раз оправдавшее себя на протяжении всей истории человечества: жизнь прекрасна, потому что милосерден ее Создатель, и наша задача заключается в том, чтобы в очередной раз это доказать.
Цви Фриман