Электронная еврейская энциклопедия
РОШ ХА-ШАНА́ (רֹאשׁ הַשָּׁנָה, буквально `начало года`), еврейский Новый год, празднуемый ныне в первый и второй дни месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь–октябрь).
В библейские времена понятие Рош ха-Шана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не тишрей, а весенний месяц авив, позднее названный нисан (см. Календарь). Неизвестно, как отмечалось в то время его начало. Праздник же 1-го дня тишрей, тогда бывшего седьмым месяцем, назван днем «священного собрания», когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Лев. 23:23–25; Чис. 29:1–6; слово шофар не упомянуто). Праздник длился один день; двухдневное празднование появилось в связи с трудностью точно определить новолуние.
Аккадское название «тишрей», — по-видимому, от корня шеру — означает `начинать`. Среди древних семитов было обычным относить начало года ко времени сбора позднего урожая, то есть к осени. Гезерский календарь (см. Гезер) начинается с двойного месяца «сбора плодов», когда начиналась и продажа собранного зерна. Поэтому представляется вероятным, что библейский праздник седьмого месяца в своем истоке отмечал начало сельскохозяйственного года.
В Мишне (РхШ. 1:1) наряду с вышеупомянутым праздником седьмого месяца (тишрей), к которому преимущественно относится название Рош ха-Шана, перечислены еще три дня в году, также называемые Рош ха-Шана (см. Новый год).
Согласно Мишне, первый день месяца тишрей — Рош ха-Шана, от которого ведется отсчет субботних и юбилейных годов (см. Субботний год; Юбилейный год), царствования чужеземных царей (в отличие от еврейских царей) и посадки фруктовых деревьев и овощей. Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир (РхШ. 1:2). Некоторые считали, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году (Беца 16а). Согласно рабби Эли‘эзеру, мир был сотворен в месяце тишрей (Рош ха-Шана 10б–11а); этому мнению следует праздничная литургия Рош ха-Шана (там же, 27а). Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все (намек на слово зихрон — `память`; Лев. 23:24), и десять текстов, в которых упоминается шофар (Рош ха-Шана 4:5–6), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.
В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу жизни (см. Приветствия и поздравления). Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб, над которым была произнесена бенедикция, в мед, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки в меду. Слова пророка Михи «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:19) — легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Обряд не упоминается в Талмуде, следовательно, он более позднего происхождения.
Во время литургии Рош ха-Шана в синагоге в первый день читают Быт. 21 и в качестве хафтары — I Сам. 1:11–2:10, а во второй — Быт. 22 и в качестве хафтары — Иер. 31:2–20; в оба дня — мафтир — Чис. 29:1–6. См. также Десять дней покаяния; Ту би-шват; Новый год.